Все что нужно знать о наречии. Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означает. В чём проблема? Что обсуждается

Каждый из нас еще со школьной скамьи знаком с такой частью речи как наречие. Мы активно употребляем их в ежедневной речи, совсем не задумываясь о каких-либо правилах или основах теории.

Однако, необходимо разобраться в самом понятии: что такое наречие в русском языке? По правилам словесности этот термин определяется как , обозначающая собой признак совершенного действия, состояние объекта или качество предмета, и играет в предложениях роль обстоятельства или несогласованного определения. Отвечает на вопрос: "как"?

Наречия привносят в нашу с вами речь больше осмысленности, точности и выразительности. Для корректного построения предложения, внутри которого стоит данная часть речи, необходимо учитывать её стилистическую значимость и смысловую роль.

Написание частицы не с наречиями на -о (-е). Слитное употребление

Рассмотрим правописание частицы не- с наречиями, оканчивающимися на -о (-е). Роль частицы не в русском языке проявляется в отрицании и словообразовании.

  1. Частица не с наречиями на -о (-е) пишется слитно, если происходит образование нового слова с противоположным значением. Вместо него можно подставить синоним, в котором не отсутствует. Список наречий: неплохо (изначально слово — плохо); неграмотно (изначальное слово — грамотно); недалеко (изначальное слово — далеко). Исключениями являются слова: не скоро (скоро), не напрасно (напрасно), не случайно (случайно), не нарочно (нарочно).
  2. Частица не присоединяется к неопределенным и отрицательным наречиям. Примеры: незачем (зачем), негде (где).
  3. В случае, если слово не может употребляться без частицы: нелепо, нечаянно, небрежно, неожиданно, неуклюже, неряшливо.
  4. Если в предложении есть противопоставление и союз но: говорить негромко, но выразительно.

Раздельное употребление

Рассмотрим другое написания наречий на -о (-е):

  1. Раздельное написание происходит в том случае, если в предложении есть противопоставление и союз а: подумал о нем не хорошо, а плохо; лететь не высоко, а низко; навещал не часто, а редко; это прозвучало не громко, а тихо.
  2. Если наречие связано со словами: далеко не, ничуть не, вовсе не, совсем не и т.д. Примеры: совсем не глупо, далеко не надежно, ничуть не поздно.

Роль в словосочетании

Словосочетания с наречиями встречаются практически во всех лексико-граматических типах. В зависимости от части речи, занимающей главную роль, выделяют: глагольные, именные и наречные словосочетания.

  1. В глагольных словосочетаниях главная роль отводится глаголу. Существуют также случаи, в которых второстепенным словом является само наречие. Пример: заниматься втроем, решать справедливо.
  2. В именных словосочетаниях главная роль может отдаваться нескольким частям речи. Словосочетания с наречиями, как со второстепенными членами, могут включать в себя имена существительные и прилагательные. Пример сочетания конструкции с существительным: прогулка пешком, плов по-корейски. Пример сочетания конструкции с прилагательным: невыносимо жаркий, удивительно чуткий.
  3. Что занимает главную (и второстепенную) позицию в наречных словосочетаниях, уже не вызывает сомнений. Пример конструкции с двумя наречиями: очень глупо, по-прежнему неплохо. Пример словосочетания с одним именем существительным: недалеко от парка, незадолго до выходного, наедине с отцом.

Наречие и прилагательное — в чем отличие?

Важным вопросом при изучении наречий является вопрос их сходства и различия с именем прилагательным.

Итак, как отличить наречие от прилагательного?

Во-первых, по отсутствию зависимых и определяемых слов. В глагольной связке наречие, как правило, играет роль обстоятельства. У прилагательного есть при себе несколько зависимых слов, которые с ним и согласовываются. Кроме того, прилагательные легко опускаются, так как стоящие рядом предлоги принадлежат не им, а существительным.

Во-вторых, одно наречие с похожим значением может встать на место другого: потом — затем, зря — впустую, сперва — сначала и др. Заменить под силу только другим прилагательным, или другим именным частям речи: в пустой дом — в свободный дом.

Итак, мы разобрались с тем, как отличить наречие от прилагательного в русском языке. Эти же положения работают и в случае, когда необходимо отличить его от существительного, местоимения и числительного. Союзы выделяются своей соединительной функцией между однородными членами, а также частями сложного или целого предложения.

Степени сравнения

В случае, если в создании наречий участвовали качественные прилагательные, то образуется

Превосходная степень и ее образование

Наречия обладают составной формой. В ней, как правило, сочетаются сравнительная степень и два местоимения — всех и всего.

Качественные наречия

Два самых главных разряда наречий называются качественными и обстоятельственными. Первый может определить качество совершаемого действия (так называемое — наречие действия), либо признака, который выражается прилагательными.

Рассмотрим список наречий, входящих в качественный разряд и примеры их употребления:

  • Талантливо петь, презрительно ухмыляться, блестяще защищать, намеренно тихо, по-весеннему теплый, заботливо, осторожно и др.
  • Качественные наречия часто играют роль эпитета, который образно отображает действия глаголов: "Торжественно и царственно стояла ночь" (из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева).
  • Качественным наречиям под силу формировать субъективные оценки, означающие усилительность, уменьшительность, ласкательность или ослабленность признака. Такая форма, как правило, характерна для разговорной речи, например: недавненько, далеко-далеко, тяжеленько, плоховато и др.

Место количественных наречий внутри качественных

Количественные наречия, как подгруппа внутри качественных, обозначает:

  1. Степень или меру действия и признака: мало делать, слегка торопить, гораздо старше.
  2. Интенсивность действия: крепко-накрепко обвязать.
  3. Точность: ровно в полночь, почти сантиметр.

Такое наречие дает ответы на вопросы:

  • Как много?
  • Сколько?
  • До какой меры?

Список наречий и примеры их использования: втрое старше, слегка подспустить, слишком поздно и др. Помимо глаголов могут определяться и имена существительные: почти подросток, дважды награжден и др.

Обстоятельственные наречия

С помощью обстоятельственных наречий можно выразить обстоятельство времени, пространства, причины и цели. Они дают пояснение глаголам, прилагательным и существительным: днем, утром, исстари, повсюду, справа, издревне, нарочно, издалека.

Качественными и обстоятельственными наречиями формируется еще одна категория — качественно-обстоятельственная, располагающаяся где-то посередине. В этом случае используются вопросы:

  • Каким образом?
  • Каким способом?

К ним также можно отнести наречия, соотносящиеся с числительными, и обозначающие сравнение и уподобление. Список наречий, попадающих под качественно-обстоятельственную категорию: вкривь, вплавь, вслух, вдвоём, впятером, наедине, по-честному, по-твоему, по-моему, по-товарищески.

Предикативные наречия или категория состояния

Предикативными наречиями называется большая группа частей речи, имеющих значение состояния и выполняющих роль сказуемого. Как правило, "обитают" такие предикаты внутри безличных предложений.

Состояние относится как к живым существам (честно, грустно, тоскливо), так и к окружающему миру (душно, узко, просторно, дождливо). Наречия можно, жаль, нельзя, некогда (и ряд других) являются собственно-предикативными наречиями.

Правильное употребление наречий поможет сделать вашу речь грамотной и красивой

Сравнение наречий разных категорий помогает понять правила их употребления как в письменной речи, так и в устной. Их неправильное применение может привести к довольно курьезным ситуациям. В речи старшего поколения можно встретить устаревшие слова, а также слова, характерные для определенных сельских поселений: оттудова (вместо оттуда), ихний (вместо их), нонче (вместо сегодня), вовнутрь (вместо внутрь) и многие другие.

Много проблем может возникнуть при использовании вопросительного и относительного наречия "где". Вместо где часто употребляется другое вопросительное и относительное наречие — "куда". Так, фразы "Куда запропастилась?" "Куда подевались?", "Где ушел?" меняются на "Где запропастилась?", "Где подевались?" и "Где ушел?".

С наречием "жутко" обстоят те же дела: его употребление не привносит в нашу речь никакой дополнительной выразительности, как это может показаться на первый взгляд, а наоборот, портит ее. Особенно это выделяется при использовании наречия "жутко" со словами, которые обозначают что-то положительное: жутко прекрасно, жутко красив, жутко приятно и др. В подобных словосочетаниях есть оттенок жаргонности и манерности. Обычно к такому приему прибегают писатели, чтобы добавить своему произведению и персонажам отрицательный или ироничный характер.

Ничего полезного вам не даст и наречие "крепко", если им постоянно заменять другие важные слова. Например: "крепко ударился" (вместо "сильно ударился"), "крепко пообедал" (вместо "плотно пообедал"), "крепко разбираешься в этой теме" (вместо "хорошо разбираешься в этой теме") и др.

Если вы хотите употребить эти наречия в речи, то стоит учитывать их особенности. Так, наречию "крепко" самое место только в описаниях мыслей и чувств человека: крепко задумались, крепко скучаешь, крепко сомневаешься и др.

Стоит упомянуть и о тавтологических словосочетаниях, в которых наречие стоит рядом с личным местоимением первого лица: "Я лично считаю это неуместным"; "Мне лично все равно"; "Мы лично собираемся поехать в отпуск"; "Мне лично кажется, что ты сейчас врешь" и др.

Известно, что такое наречие в русском языке, как "молчаливо", образовавшееся из прилагательного "молчаливый", может заменять деепричастие молча. Человек, в чьей речи присутствует подобное замещение, скорее всего покажется неграмотным, а его фразы бессмысленными.

Примеры: "Она молчаливо подошла к столу и взяла книгу"; "Охотник молчаливо следил за добычей"; "Полицейские молчаливо проводило досмотр" и др.

Таким образом, становится понятно, что такое пренебрежительное использование наречий может только испортить нашу речь. Русский язык сложен, но прекрасен, поэтому вооружайтесь полученными знаниями и говорите, и пишите с уверенностью!

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

Наречие (часть речи)

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку). В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи - примыкание. Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества. Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.

В русском языке

Классификация по лексическому значению

  • Обстоятельственные: характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
    • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя )
    • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку )
    • причины - обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром )
    • цели - обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно )
  • Определительные:
    • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно. )
    • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно )

1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.

    • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
    • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом )
    • совокупности или совместности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща )

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

  • сравнительная степень выражается:
    • синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. sophos - sophotata ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь ). Очень редко употребляется в современном русском языке.
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия - (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
    • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени - лучше всех, лучше всего, больше всего

Есть наречия знаменательные , если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером ).

Есть также наречия местоименные , то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так ), места действия (там, здесь, тут, туда ), время действия (тогда, тогда-то ), причину (потому, поэтому ), цель (затем ).

В русском языке преобладают знаменательные наречия.

Классификация по способу образования

  1. суффиксальный: быстрый - быстро, творческий - творчески;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой - досуха, изнанка - наизнанку;
  3. приставочный: хорошо - нехорошо, куда - никуда;
  4. сложение разных видов:
    1. сложение слов: еле, еле - еле-еле;
    2. сложение с первым элементом полу-: полулежа;
    3. сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом; пол, сила - вполсилы.

Исключения и заблуждения

  1. ВПОСЛЕДСТВИИ - Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.

Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)

Наречия в других языках

Литература

  • «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя

Лекции Славкиной Инги Анатольевны

Медиа:Example.ogg


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наречие (часть речи)" в других словарях:

    НАРЕЧИЕ, часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Энциклопедический словарь

    Наречие (калька лат. термина adverbium; лат. ad к, при, на и verbum речь), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения (и этим противопоставленных др. полнозначным словам), как правило,… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия

    Наречие (часть речи) Наречие (диалект) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия

    Часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Большой Энциклопедический словарь

    Это часть речи, обозначающая признак действия или признак признака. Содержание 1 Группы наречий 2 Степени сравнения … Википедия

Книги

  • Практическая грамматика на уроках русского языка В 4-х частях. Часть 3 , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

Русский язык сложен для изучения, словарный запас исчисляется миллионами слов, часть из которых являются наречиями. Рассмотрим, что такое наречие в русском языке и как оно образуется.

Вконтакте

Описание

Наречие — это часть речи, которая указывает на признак какого-либо действия или обстоятельство, при котором действие совершается. В предложениях чаще всего бывают связаны с глаголом. Не имеют , рода, числа, окончаний, падежа. Те, которые образованные от качественных прилагательных, обладают степенью сравнения: тихо — тише, глубоко — глубже.

Слова, относящиеся к данной части речи, делятся на шесть больших групп, каждой из которых свойственны свои вопросы. Вопросы наречий в :

  • образа действия, к ним ставятся следующие вопросы: «как?», «каким образом?», «как именно?»;
  • меры и степени, к ним ставятся вопросы: «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?»;
  • времени, их вопросы: «когда?», «как давно?», «как долго?», «с каких пор?»;
  • места, можно поставить вопросы: «где?», «откуда?», «куда?»;
  • причины — «почему?», «отчего?»;
  • цели, можно поставить вопросы: «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»;

Есть пять способов образования:

  • путем добавления к основному слову приставки — приставочный,
  • путем присоединения суффикса — суффиксальный,
  • приставочно-суффиксальный,
  • словосложение,
  • с помощью преобразования одной из частей речи в другую.

Приставочный способ образования означает добавление приставки. Например: легко-нелегко, слабо — неслабо, туда — оттуда.

При суффиксальном способе к прилагательному или глаголу добавляется ряд суффиксов. Для — это суффиксы о/e: быстрый — быстро, гладкий — гладко, смешной — смешно. К относительным прилагательным добавляется суффикс «и»: всяческий — всячески, мужеский — мужески, героический — героически. От глаголов образуются при помощи суффиксов а/я, учи/ючи с, добавляемых к основе: молчать — молча, любить — любя, играть — играючи.

С помощью одновременного присоединения суффикса и приставки образование происходит так:

  • приставка «по-» плюс суффиксы «-ому/ему-»: по-новому, по-хорошему;
  • приставка «по-» вместе с суффиксами «-и/ски-»: по-русски, по-индийски.
  • приставки «до-», «из-», «ис-», «со-», «с-» и суффикса «-а-»: искоса, издалека, допоздна, слева.
  • основ прилагательных с добавлением приставок «в-», «на-», «за-» и суффикса «-о-«: заново, затемно, влево, направо.
  • существительных и приставок «на-», «в-», «с-», «по-», «из-» с добавлением суффикса «-у-»: снизу, вверху, поутру.
  • собирательных числительных с использованием приставок «в-», «на-» и суффиксов «-о-», «e», «ем»: втроем, втрое.
  • порядковых числительных с использованием приставок «в-», «во-» и суффиксов «-ых/их-»: во-вторых.

Способ словосложения — метод, при котором часть речи образуется за счёт слияния двух слов (в данном случае с использованием суффикса). Примерами такого способа являются слова еле-еле, мимоходом.

Путем перехода одной части речи в другую образованы слова: домой, весной, шагом, чуточку.

Виды

По разряду классифицируются на две большие группы: определительные и обстоятельные. Определительные, обозначающие способ совершения того или иного действия, сочетаются в предложении или словосочетании с именами существительными, а также глаголами и (к ним можно отнести такие виды — образа действия, меры и степени). Обстоятельные делают акцент на обстоятельствах, при которых было совершено действие (места и времени, цели и причины). Чаще всего они употребляются с глаголом

Относительные

Относительные наречия выполняют в предложении функции союзных слов. Орфогафически это те же самые вопросы, но лексический смысл состоит в раскрытии главной части предложения. Например: мы не знаем, где живёт Василий Иванович.

Важно! В данном случае слово «где» является не вопросом, а связующим звеном между главной и зависимой частью и указывает, чего именно не знают говорящие.

Примерами служат словоформы: где, когда, зачем, почему, откуда.

Качественные

В школьной программе качественные наречия не выделяются в отдельную группу — они входят в состав наречий образа действия. Образуются от качественных прилагательных путем прибавления суффиксов о/e, к ним можно поставить вопрос «как?»: громко, слабо, дёшево. Могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Например: громко-громче, слабо-слабее, дёшево-дешевле.

Предикативные

Предикативное наречия часто используются в простых безличных предложениях, выполняя функцию сказуемого. Обозначают состояние: «сложно», «тихо», «спокойно», «можно», «нельзя», «необходимо».

Сравните: «мне очень сложно даётся математика» (здесь слово «сложно» связано с глаголом «даётся) и «Ваня потерял семью на войне. Ему очень сложно» (слово «сложно» описывает состояние мальчика — это предикативн. нар.).

Употребление в речи

Важно! Употребление наречий делает нашу речь богаче, выразительнее и красивее, даёт собеседнику дополнительную информацию, а рассказывающему — возможность точно описать происходящие события. Без них будет невозможен современный диалог. Их отсутствие делает нашу речь сухой, вызывая чувство недосказанности.

Сравните два примера:

  1. Я закончил писать и пошёл спать.
  2. Вчера я поздно закончил писать и медленно пошёл спать.

Во втором случае собеседнику яснее видна картина произошедшего. Уставший под вечер автор работал допоздна, и ещё более утомлённый отправился спать. В отдельных случаях без наречий и вовсе невозможно существование предложений. Это относится к предикативным видам, которые являются сказуемыми. Так, предложение «В лесу стало тихо» теряет смысл при отсутствии в нём слова «тихо», которое является предикативным наречением.

Чем отличаются от имен прилагательных

Те, кто свободно владеет русским языком, знают, как отличить наречие от имени прилагательного, ведь отыскать различия будет совсем не сложно. Прилагательное даёт качественную характеристику предмета: сладкий чай, синее небо, деревянный мост, новая мебель. Синтаксически оно связано с именем существительным, с которым должно стоять в одном падеже. Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам: южный-южная, южные, южного. Имеет характерные окончания: -ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее.

Какие черты помогают отделить наречие от прилагательного:

  • указание на определенный признак, обстоятельство, способ совершения действия;
  • синтактическая связь с глаголом;
  • отсутствие склонения по родам, числам и падежам;
  • наличие окончаний: -о, -а, -и.

Краткий список

Полный список слов, относящихся к данной части речи, невозможно уместить в масштабах одной статьи, ввиду богатства русского языка. Приведём вам краткий список наречий, которые чаще всего используются в повседневной жизни:

    • быстро,
    • далеко,
    • домой,
    • вчера,
    • вкусно,
    • приятно,
    • дорого,
    • дёшево,
    • горячо,
    • жарко,
    • холодно,
    • тепло,
    • рано.

Наречие как часть речи. Разряды наречий

Уроки русского языка Наречие

Вывод

Употребление наречий в речи необходимо, так как без них невозможно представить общение, выражение эмоций, подробного описания происходящих событий. Эти части речи имеют характерные морфологические, синтаксические признаки, позволяющие отличить их от других слов.