Воцарение без патриарха. Действия патриарха варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его Патриархи и демократия

Воцарение без патриарха

Несчастный народ, думал патриарх, глядя, как перепуганные резней архиереи и бояре собираются в Кремль, чтобы поклониться маленькому старичку, ввергающему страну в ужасные бедствия.

Игнатий был потрясен злодеяниями и к тому же имел все основания бояться за собственную участь. Действительно, собравшиеся на другой день архиереи и архимандриты с игуменами ближних монастырей своим свирепым видом могли напугать и более мужественного человека. Всем им нужно было заслужить доверие новой власти, объявившей прежнее царствование подготовкой к искоренению православия, расчленению страны и захвату власти иноземцами. Патриарх–иностранец, вызвавший зависть, венчавший на царство Самозванца, а потом и его супругу–иноземку, Игнатий был обречен и даже не пытался возражать нелепым обвинениям, которыми осыпали его, стараясь перекричать друг друга, красные от напряжения члены освященного собора.

Окруженному ненавистью греку не казалось забавным, что его обвиняют в измене Борису Годунову и угодничестве перед Самозванцем, которым он якобы снискал патриарший престол. Кое–кто предлагал объявить, что Игнатия «без священных рукоположений возведе на престол рострига» , что он вообще не патриарх, но большинство сумело понять, что духовенству не следует ставить себя в столь глупое положение.

В конце концов сочли достаточным обвинить Игнатия в преступлении, совершенном накануне свержения Лжедмитрия. Было заявлено, что сей латинствующий еретик миропомазал мерзостную папежницу Маринку, не крестив ее по–православному, допустил к таинству причащения и таинству брака. О том, что архиереи и архимандриты сами участвовали в этой церемонии, забыть было легче, чем о том, что они рукоположили и одиннадцать месяцев подчинялись сему «беззаконному» архипастырю!

Игнатий не обольщался насчет значения своего свержения. Вряд ли оно было особенно заметно на фоне цареубийства и истребления иноверцев в Москве. Его, правда, не сочли возможным ни прирезать, ни сослать подальше. Игнатия оставили под рукой, в Чудовском монастыре, где он мог благодарить Господа, что не подвергается на старости лет новым испытаниям и соблазнам.

Одни считали участь низвергнутого патриарха достойной жалости, многие злобно радовались его падению. Сам же Игнатий вскоре оправился от испуга и восстановил душевное равновесие. Для греческих иерархов было вполне обычным заканчивать свою жизнь в монастырском упокоении, да и русские не так уж редко низвергали своих архипастырей. Одно мешало Игнатию: с удивлением обнаружил он, что архиерейство на Руси не прошло даром, душа его была поражена сочувствием страшной судьбе злосчастного народа российского.

К вечеру 17 мая Москва погрузилась в мертвую тишину. Среди заговорщиков приспешники Шуйского и сторонники Голицына стали злобно посматривать друг на друга. Собравшиеся в Кремле бояре начали подумывать, «как бы сослатца со всею землею, и чтоб приехали з городов к Москве всякие люди, как бы по совету выбрати на Московское государство государя, чтобы всем людем был (люб)» .

19 мая боярская Дума и духовенство вышли на Красную площадь и предложили волнующейся толпе избрать патриарха, чтобы с благословения Церкви послать по Руси за выборными всей земли и под председательством архипастыря чинно и мирно определить, кому передать бразды правления Российским государством. Но затея спасти гражданский мир потерпела крах у запятнанных невинной кровью насильников.

«Царь нужнее патриарха!» - вопили на Красной площади «представители народа». «Не хотим никаких советов, где Москва, там и все государство! Шуйского в цари!» Трусливые бояре дрогнули, смелых попросту оттолкнули, и толпа повлекла Василия Шуйского в Успенский собор, куда благоразумно направились и митрополит Новгородский Исидор с архиереями, тотчас благословившие убийцу на царство.

1 июня 1606 г. новый государь Василий Иванович венчался на царство без всякого патриарха. Лишь 3 июля патриарший престол занял спешно вызванный из Казани митрополит Гермоген; духовенство безропотно исполнило волю Шуйского. Выбор был понятен: перехитривший всех Шуйский хотел опереться на самого крутого и бескомпромиссного архиерея, который твердой рукой будет держать Церковь на государственном курсе в бурном море внутренней и внешней войны.

Гермоген как воплощение Церкви воинствующей был хладнокровно избран царем Василием Ивановичем в качестве знамени нового режима, способного держаться лишь на постоянно нагнетаемом страхе перед вездесущим врагом.

Уже в грамоте от 20 мая, объявлявшей о его восшествии на престол, Василий Шуйский заявлял, будто богоотступник, еретик, растрига, вор Отрепьев «омраченьем бесовским прельстил многих людей, а иных устращал смертным убойством… и церкви Божий осквернил, и хотел истинную христианскую веру попрать и учинить люторскую и латынскую веру». Дальше говорилось об изменнической переписке Лжедмитрия «с Польшею и Литвою о разоренье Московского государьства», а с Римом - об утверждении в России католицизма. Еще дальше Шуйский сообщал, что Лжедмитрий с иноземцами приготовился истребить всех «бояр, и думных людей, и больших дворян, чтобы раздать родственникам своей жены русские города и оставшуюся царскую казну, а всех православных «приводить в люторскую и латынскую веру».

В грамоте от 21 мая, разосланной по стране именем царицы Марфы Федоровны, сообщалось, что подлинный Дмитрий был злодейски убит в Угличе по приказу Бориса Годунова, а признать растригу сыном ее заставили Лжедмитриевы посланцы. Подразумевалось, что народ не помнит, что от подозрений в убийстве царевича Годунова «очистил» Василий Шуйский, а во главе посланцев Лжедмитрия к Марфе стоял Михаила Васильевич Шуйский–Скопин!

2 июня по России полетела еще одна, весьма обширная грамота о злодейских замыслах дьявола «и лихих людей, которые всегда Московскому государству хотят разоренья и кроворазлитья». «Бесовский умысел» родился конечно же «по совету с польским королем» для учинения в России «смуты и разоренья», осквернения церквей и убийств.

Цитируя документы из архива Лжедмитрия, Шуйский доказывал, что России грозило расчленение. Новгород и Псков отдавались навечно Мнишекам и там утверждалось католичество. Юрий Мнишек на допросе «признавался», что Смоленск и Северская земля должны были отойти польскому королю вместе с царской казной, а вся Русь подлежала окатоличиванию. Словом, злодей «встал противу Богу и хотел въконец государство христианское разорити и стадо Христовых овец в конечную погибель привести».

Спасителем России Шуйский без ложной скромности называет себя, воцарившегося «благословением патриарха» (хотя в грамоте от 20 мая, перечисляя архиереев, патриарха вообще не упоминал). Видимо, он уже решил, кто займет этот пост. Решил он и канонизировать «невинно убиенного» царевича Дмитрия: его останки еще путешествовали из Углича в Москву, а царь своей волей произвел царевича в святые и праведные мученики.

Виновной в признании растриги законным наследником престола оказалась… царица Марфа, которую мы, пишет Шуйский, поскольку она действовала по принуждению, «во всем простили» и «умолили» освященный собор просить у Бога милости, дабы Господь «от таковаго великаго греха… душу ея освободил». Грамоту сопровождал обзор переписки Лжедмитрия с Римским папой и его легатом, раскрывающий зловещий заговор Самозванца, папы и иезуитов по истреблению православия и окатоличиванию России .

В августе по городам была отправлена еще одна грамота, в которой бедная царица Марфа слезно винилась перед всеми, начиная с Шуйского, что «терпела вору разстриге, явному алому еретику и чернокнижнику, не обличила его долго; а многая кровь от того богоотступника лилася и разоренье крестьянской вере хотело учинитца…».

Эта грамота, так же как и грамоты от патриарха с освященным собором «и ото всее земли Московского государства», адресовалась в Елец - один из городов, где уже началось то страшное, что грозило всей России и было развязано Шуйским: гражданская война.

«А ныне аз слышу, - писала якобы царица, - по греху крестьянскому, многую злую смуту по замыслу врагов наших, литовских людей. А говорите де–и, что тот вор был прямой царевич, сын мой, а ныне бутто жив. И вы как так шатаетеся? Чему верите врагам нашим, литовским людем, или изменником нашим, лихим людем, которые желают о крестьянской крови и своих злопагубных для корыстей?»

Пугая всех коварными и безжалостными врагами, Шуйский хитроумно создавал состояние внешней войны. После резни в Москве не только оставшиеся в живых знатные шляхтичи, но и королевские послы были задержаны. Шуйский не мог удержаться от вымогательства денег у Мнишека и его товарищей (предварительно ограбленных), но объявил, что иноземцы взяты как политические заложники.

Народу объясняли, что война неизбежна, она уже началась и слава Богу, что многие знаменитые воины врага уже в плену. Это ослабляет врага, шляхтичи пригодятся на переговорах о мире и размене пленных. Судя по тому, что поляков сочли опасным держать в Москве и разослали в поволжские города, война ожидалась более страшная, чем прошлое нашествие Стефана Батория.

Между тем как народу предлагалось патриотически бряцать оружием, восхваляя свое величие и готовясь к смертоубийственной войне, Шуйский начал мирные переговоры с королем. Он не мог обойтись без интриги и для прикрытия избрал послов Сигизмунда в Москве. Обманутые послы, надеявшиеся в результате запланированного свержения Лжедмитрия обрести на троне союзника, а столкнувшиеся с резней поляков, были достаточно взвинчены.

Александр Гонсевский с товарищами решительно подчеркнули, что не жалеют о смерти Дмитрия, в подлинности происхождения которого «люди московские перед целым светом дали ясное свидетельство». Вы сами «всем окрестным государствам дали несомненное известие, что это действительно ваш государь. Теперь вы забыли недавно данное удостоверение и присягу и сами против себя говорите, обвиняя его королевское величество и нашу Речь Посполитую. Вина эта останется на вас самих!..

Мы также приведены в великое удивление, - продолжали послы с твердостью, - и поражены великою скорбию, что перебито, замучено очень большое число почтенных людей его королевского величества, которые не поднимали никакого спора об этом человеке, не ездили с ним, не охраняли его и не имели даже известия об его убийстве, потому что они спокойно пребывали на своих квартирах. Пролито много крови, расхищено много имущества, и вы же нас обвиняете, что мы разрушили мир с вами!»

Гонсевский с товарищами попал в точку, утверждая, что история с Лжедмитрием - внутреннее дело россиян, причем всех россиян. Отсюда следовала неприятная Шуйскому мысль, что и начатое им кровопролитие будет внутренней, гражданской войной. Более того, несмотря на собственную ярость, послы ясно выразили нежелание короля воевать: «Это пролитие крови наших братьев, произведенное вами, вы можете приписать толпе, и мы надеемся, что вы накажете виновных».

Единственное требование послов состояло в том, чтобы их самих «и других людей его королевского величества, какие остались в живых, вместе с их имуществом» отпустили на родину. Только угрожающее завершение речи Гонсевского позволило Шуйскому сделать вид, будто он с патриотическим пылом жаждет войны с иноземцами и иноверцами, виновными в российских бедствиях.

«Если же вы, - заявили послы боярам, - вопреки обычаям всех христианских и басурманских государств, задержите нас, то этим вы оскорбите его королевское величество и нашу Речь Посполитую - Польское королевство и Великое княжество Литовское. Тогда уже трудно вам будет складывать вину на чернь. Тогда и это пролитие неповинной крови наших братьев падет на вашего новоизбранного государя. Тогда ничего хорошего не может быть между нами и вами и если какое зло выйдет у нас с вами, то Бог видит, что оно произойдет не от нас!»

Шуйский поместил послов на Посольском дворе под охрану, выдавая им весьма скудные корма. А сам уже 13 июня отправил к Сигизмунду посланника Григория Константиновича Волконского (получившего за чрезмерное хитроумие прозвище «Кривой») с дьяком Андреем Ивановым. Формально они должны были требовать удовлетворения за кровопролитие и расхищение царской казны королевским ставленником Лжедмитрием. По существу же известили Сигизмунда, что Шуйский не собирается нарушать мир с Польшей.

Для вида царь и король грозили друг другу несбыточными обещаниями: один якобы собирался послать в Ливонию королевича Густава Вазу с войском, другой торговал не зависящей от него помощью самозванцам в России. Но за спинами подданных монархи прекрасно понимали друг друга. Шуйский хотел лишь повода называть повстанцев агентами короля, а Сигизмунд был доволен, что активнейшие шляхтичи уходят мстить на Русь, ослабляя внутреннее сопротивление королевской власти.

Забыв про свое старое посольство, томившееся в Москве под охраной, терпевшее голод и непрестанные издевательства натравливаемой царем черни, Сигизмунд в октябре 1607 г. прислал к царю новых послов, а в июле 1608 г. заключил с Шуйским четырехлетнее перемирие. Василию Ивановичу пленные более не требовались, и он отпустил их вместе со старыми послами. К этому времени гражданская война была уже в полном разгаре.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Воцарение Давида (1010 - 970 гг.). 2 Цар. 1–5Давид не принимал участия в этом сражении и был глубоко опечален, услышав о гибели Саула, Ионафана и многих доблестных сыновей Израиля. Смерть Саула опечалила Давида, так как его гибель означала одновременно упадок первого

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г.). 3 Цар. 1–2После подавления мятежа Давид вновь занял царский престол и правил Израилем до самой смерти. В последние годы жизни Давид сильно одряхлел, и уже никто не сомневался, что дни его жизни сочтены. Во дворце между его сыновьями

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

1:1 - 2:46 Воцарение Соломона 1:1–10 Давид и Адония. Мы видим Давида, немощного в своей старости, не способного ни согреться, ни познать красавицу Ависагу (1–4). А за кулисами уже с нетерпением ждет своей очереди Адония - четвертый из шести сыновей, рожденных у Давида от шести

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

Псалом 2. Воцарение Помазанника Божьего Эта тема развивается, разделяясь на четыре части: цари, которые противостоят Господу и Его Помазаннику (1-3), призываются возложить упование на Него, служа Господу и почитая Сына Его (10-12). При этом слышны два голоса: Господа,

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 автора

ВОЦАРЕНИЕ ГОСПОДА ВНУТРЬ НАС Царствие Божие внутрь вас есть, сказал Господь (Лк.17:21), научая народ делу спасения. Если Царствие Божие там, где царствует Бог, то искать Царствия Божия, которое внутри нас есть, значит искать того, чтобы Бог воцарился в нас, царствовал над нами.

автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Воцарение Екатерины II (1792-1796 гг.) Петр Великий, сломавший закон о престолонаследии, толкнул правящий класс на целое ХVIII столетие на путь дворцовых переворотов. Императрица Елизавета пыталась вправить преемство династической власти в крепкие рамки легитимизма, но

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Воцарение Екатерины II (1792-1796 гг.) Петр Великий, сломавший закон о престолонаследии, толкнул правящий класс на целое ХVIII столетие на путь дворцовых переворотов. Императрица Елизавета пыталась вправить преемство династической власти в крепкие рамки легитимизма, но

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Воцарение Екатерины II (1792-1796 гг.) Петр Великий, сломавший закон о престолонаследии, толкнул правящий класс на целое ХVIII столетие на путь дворцовых переворотов. Императрица Елизавета пыталась вправить преемство династической власти в крепкие рамки легитимизма, но

Из книги Антихрист автора Ренан Эрнест Жозеф

Воцарение Саула над Израилем После такой блистательной победы над вражиной окаянной пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем. Принесли там мирные жертвы пред Господом, и весьма веселились там Саул и все Израильтяне.На второй год царствования Саул отобрал

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Воцарение Соломона Давид, само собой, разгневался, что делается что-то без его ведома, позвал людей и поклялся именем Господа Бога Израилева:- Да будет Соломон, сын мой, царствовать после меня. Так я и сделаю это сегодня, не откладывая дела в долгий ящик, пока не сыграю сам

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Глава XVIII ВОЦАРЕНИЕ ФЛАВИЕВ Мы уже говорили, что зрелище, которое собою представлял мир, вполне соответствовало мечтаниям Пророка на Патмосе. Режим военных государственных переворотов приносил свои плоды. Вся политика сосредоточилась в лагерях, и власть продавалась с

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Из книги автора

Из книги автора

Сбор информации о гонениях в комиссии Священного Собора и в канцелярии Святейшего Патриарха Тихона. Распространение посланий Патриарха Начало вытеснения объективных данных о событиях в Русской Православной Церкви из информационной среды было положено уже декретом

Из книги автора

Воцарение Ровоама и разделение царства И пошел Ровоам в Сихем; ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его.2 И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта;3 И послали за ним и

"Петр I попытался убрать патриарха именно затем, чтобы лично управлять Церковью"

Сегодня СМИ, эксперты и аналитики все чаще вынуждены производить не факты, а эффекты, информационные магниевые вспышки. Место политической дискуссии занимает медийная борьба, в ходе которой аргументы уступают место риторическим трюкам. Апеллируют не к интеллекту, а к спонтанным эмоциональным реакциям. Картина мира, над которой поработали таким образом, упрощается до мозаичности. Формируется именно то, что левые публицисты обозначают термином "ложное сознание". Причем, как это ни печально, резкое падение уровня дискуссии наблюдается и в обсуждении церковно-религиозных тем.

Странный документ

Недавно на площадке "Ежедневного журнала" появилась под удивительным названием "Патриаршество в XX веке: неудачный эксперимент". Принадлежит этот материал некоему Петру Пименову, чье имя сотрудникам религиозных СМИ мало о чем говорит. Вероятнее всего, это говорящий псевдоним (Пименов – патриарх Пимен). Тем более что автор или авторы статьи, кем бы они ни являлись, подчеркивают свое расположение к позапрошлому патриарху, что было бы приятно слышать церковному человеку, если бы не странная попытка противопоставить светлую память Пимена его преемникам, Алексию II и Кириллу, которые, по мнению "ЕЖ", виноваты в директивном стиле управления. Критерии директивности не приводится, но читателя аккуратно подготавливают к тому, что дело вообще не в Алексии и Кирилле, а в патриаршестве как таковом.

"ЕЖ" утверждает, что в России всё поняли слишком буквально и патриарха сделали "царем Церкви". Отсюда, мол, и все проблемы.
Дальше – больше. Посредством кинжальных исторических экскурсов нас подводят к мысли о том, что сама традиция патриаршества в нашей стране превратилась в нечто неправильное. Интрига нарастает... Наконец, звучит приговор: РПЦ обвиняют в "экклезиологической ереси" и предлагают провести кардинальную ревизию русской церковной традиции.
Финальный вывод таков: "Исправить ситуацию... может добровольный уход на покой патриарха Кирилла и длительный, лет на 30-40, мораторий на избрание нового патриарха. Там будет видно, восстанавливать патриаршество или окончательно его упразднить".
Ни больше, ни меньше.

Запредельный смысл сказанного декорируется сетованиями на недостаток внурицерковной демократии, задавленной то ли самим патриаршим титулом, то ли его "еретической" трактовкой: в Византии, по мысли авторов, с патриаршеством тоже было не Слава Богу. А вот аналогия с папством почему-то не озвучивается. То ли "ЕЖ" свято блюдёт политкорректность, то ли привержен сержантской мудрости – мол, "тут вам не там".
На закуску мы получаем нечто вроде заверения в совершеннейшем почтении: "Ни одного дня я не был в расколе, всегда причащаюсь и причащался только в тех храмах, где возносят имя патриарха Кирилла, а перед ним Алексия, а перед ним Пимена..."

Это завуалированное послание действующему патриарху (а иначе подобный текст восприниматься не может), конечно, не первое в своем роде. Только раньше мы имели дело с открытыми письмами. Борис Березовский, в одном из таких писем, помнится, призывал патриарха Кирилла принять власть из президентских рук и кому-то передать. Другой автор, Станислав Белковский, был академичнее: он предлагал патриарху подумать о преемнике, а в РПЦ советовал провести секулярную реформацию, проект которой тут же опубликовал.

Подобная корреспонденция традиционно проходит по ведомству народных "писем счастья", но легкость жанра нередко окупается известностью имени, а в данном случае все как раз наоборот. Перед нами большой текст с ссылками на апостольские правила и на историков предреволюционных лет, выдержанный в почти научном стиле, но крайне слабый по содержанию и не освященный именем известного автора.

Зачем все это нужно "Ежедневному журналу" остается лишь гадать. Одно несомненно: редакция ЕЖ поставила своеобразный рекорд. Радикальностью темы. Отречение, передача власти? Это все детские игры. Упразднить патриаршество совсем – вот это да.
Следующее предложение, надо полагать, самороспуск Русской Православной Церкви.

"Эксперимент" с патриаршеством

Недоразумения начинаются в заглавии. "Неудачный эксперимент" – это, конечно, очень сильно сказано. Не потому что "неудачный" (это вопрос точки зрения), а потому что "эксперимент". Чтобы объявить патриаршество экспериментом, надо набраться большой, скажем так, смелости. При этом используется якобы ссылка на авторитет – которому, впрочем, без пяти лет век. Озвучиваются доводы за и против патриаршества, которые приводились во время Всероссийского Поместного собора 1917-18 гг. При этом сходу объявляется, что избрание Патриарха, впервые за 200 лет, было не главной, а второстепенной причиной созыва Собора. А само голосование происходило с такими жуткими процедурными нарушениями, что впору было выступать с лозунгом "за честные выборы". Но при этом (внимание!) выборы патриарха были знаменательны промыслом Божьим. Согласно которому тогда, в 1917‑м, был избран не популярный Антоний (Храповицкий), а лучший и добрейший Тихон. Последнее справедливо: как известно, митрополит Антоний в эмиграции писал, что Господь избрал лучшего, так как он сам, взяв в политическом противостоянии сторону белых, уже не смог бы как должно отстаивать интересы Церкви.

Но если речь зашла о провиденциальности, какой смысл обсуждать легитимность выборов, да еще называть патриаршество второстепенным поводом для Собора. Бывает ли провиденциальное второстепенным?

Дальше странности множатся. Ратуя за внутрицерковную демократизацию, которую якобы нарушает сама должность патриарха, авторы отрекаются от решений "провиденциального" Собора 1917 года. А ведь Собор и есть самая демократичная форма церковного управления. Демократичней не бывает.

Еще более примечательно, что авторы "Ежедневного журнала" не хотят созыва и нового Поместного собора, который, по их вывихнутой логике, мог бы решить вопрос о постылом патриаршестве: "Сегодня и нет смысла проводить Поместный собор – епархии не смогут организовать свободные выборы делегатов". Очевидно они понимают, что результат голосования был бы явно не в пользу отрешения патриарха от должности.

Представления о демократии также вызывают вопросы. Вместо соборности, которая распространяется на всех членов Церкви, они выступают за повышение статуса епископов и митрополитов, то есть, как сказали бы светские наблюдатели, лишь "за изменения внутри управленческой элиты".
Что, мягко говоря, не одно и то же.

Что такое казенная Церковь

Но справедливости ради отметим: не епископатом единым, по мнению "ЕЖ", жива демократия. Передать церковную власть после отмены патриаршества предлагается "избираемому и постоянно действующему Синоду".

И тут вопросов становится еще больше.
Даже студент истфака знает: именно в "синодальный период" (XVIII-XIX вв), вплоть до 1917-го) было покончено и с автономностью Церкви по отношению к государству, и с внутрицерковной демократией – если, конечно, распространять её на всех членов церкви, а не на избранных членов внутрицерковного ареопага.

Отступление от исторической формы церковности произошло в петровскую эпоху именно с отменой патриаршества. Даже такая малость, как подаяние нищим, поощряемое Церковью, при Петре начало преследоваться. Это подрывает основы государства, – так впоследствии заявил Государственный совет. Именно в беспатриарший период тайна исповеди становится объектом постоянных посягательств Третьего отделения. Именно в это время регулярность присутствия на службе негласно считается одним из условий политической благонадежности. При этом по разным поводам строчатся тысячи доносов – больше их было только при большевиках.

Обо всех этих явлениях довольно подробно рассказывает, например, блестящая статья академика А.М. Панченко "Россия в канун петровских реформ". Интересно, знает ли редакция "ЕЖ" о существовании этого и других трудов по русской истории. И что еще могло заставить её поместить на своей площадке материал претенциозный, но не удовлетворяющий минимальным критериям научности.

Позволим и мы себе небольшой экскурс. Синодальный период был очень тяжелым для Церкви. Логика государственной реформы Церкви, которая проводилась, начиная с Феофана Прокоповича, понятна. Российская бюрократия, возомнившая себя эталоном еврпопеизма, железной рукой втягивала Церковь в свои политические проекты. Церковь как христианская община ей была не нужна. Требовалось нечто иное: министерство по духовным делам. Ответ на простой вопрос: а кто считался главой церкви, когда им не был патриарх? – скажет о многом. Им был обер-прокурор Синода, лицо гражданское. Кто же не помнит хрестоматийное: "Победоносцев над Россией простер совиные крыла"? Это о нем, об обер-прокуроре, самом известном в истории России. И это – время церковной демократии? Увы, все обстояло с точностью наоборот.

Не многовековое патриаршество, а как раз синодальное управление следует считать неудачным экспериментом в истории России. Разумеется, идея вернуть патриаршество никуда не исчезала из народного сознания, и в 1917 году она просто не могла не быть одной из главных на Поместном соборе.

Легко просчитать, что произойдет, если Церковь – действительно в порядке эксперимента, или, скорее, в состоянии всеобщего помрачения, выполнит рецепт патриархоборцев. Зачатки автономности, приобретенные дорогой ценой за постсоветские годы, будут мгновенно утрачены. Не патриарх, а светское ведомство по делам религий превратит церковь в послушного исполнителя политических заказов. Такого же, как нынешнее Минобрнауки, лихо уничтожающее российское высшее образование. Епископальное сообщество, о котором толкуют патриархоборцы, в таких условиях, бесспорно, превратится в церковный олигархат, живущий на коротком поводке у власти. А простым верующим придется жить по специальному "Религиозному кодексу", который не преминет ввести в России профессиональный антиклерикал Михаил Прохоров.

Патриархи и демократия

Патриархи появились еще в ветхозаветную эпоху, именно они правили еврейским народом до Саула, его первого царя. В апостольские времена выделялись двое первоверховных апостолов, Петр и Павел, чей статус соответствовал патриаршему. Патриарх в Восточной Церкви – не что иное, как титул архиерея крупнейших государств-полисов, которых сегодня не осталось.

На Руси патриаршество было введено согласно византийскому образцу. Петр I попытался убрать патриарха именно затем, чтобы лично управлять Церковью, сделать ее частью бюрократической машины. Большевики, между прочим, особо отметили заслугу Петра, упразднившего патриаршество, они‑то понимали, что это шаг на пути не к демократизации Церкви, а к утрате ею авторитета среди народа, для которого патриарх всегда был народным заступником. Ведь, как известно, если бы не Ермоген, Смуту могли бы и не победить. Если бы не Тихон и Сергий, не удалось бы сохранить Церковь в советское время.

Сегодня, как и всегда, православный патриарх – это первый среди равных. Он является не столько главой церкви (глава – Христос), сколько архипастырем и вместе с тем администратором-управленцем. На патриархе лежит громадная ответственность, поскольку он не обладает априорной святостью как папа римский, который может единолично принимать церковные законы и даже создавать новые догматы. Патриарх, разумеется, ничего не решает за всю Церковь. Он подотчетен архиерейскому и поместному соборам.

А то, что титул патриарха умаляет власть епископов на местах... Слышать об этом и смешно, и грустно. Прежде всего тем, кто, в отличие от адептов экспериментальной церкви, кое-что знает о жизни в епархиях. Сегодня епископы на местах обладают огромной властью, переходящей порой в епископальное "самодержавие".

Есть такое выражение: служить под кем-то. Епископ может вывести проштрафившегося иерея из другой епархии и забрать в свою, никакой патриарх ему в этом не помешает. Епископы, случается, вводят странные богослужебные обычаи и денежные поборы, выгораживают схизматиков и разлучают паству с духовниками. Или вы полагаете, что мы не знаем наших проблем? И знаем, и говорим о них.

Отдельные епархии порой выглядят как разные государства. Сравните Сурожскую епархию и епархию бывшего епископа Диомида, и почувствуйте разницу. Смена епископа порой радикально меняет духовный климат всего города или области. Если это не демократия, что это такое?

Еще раз о том, как разрушить Церковь

Следует сказать об "отделении" двух последних патриархов от предыдущих, на чем настаивают авторы статьи в "ЕЖ". Искусственные разделительные линии в истории церкви, в общем, не новость. В последние годы привычка их проводить вошла в моду.

Недавно в истории Русской Церкви попытались пробить брешь, ставя в вину патриарху Сергию промыслительную и спасительную для Церкви позицию в советский период. Хотя именно благодаря ему Церковь сегодня не просто жива, но и является единственной нитью, связывающей Россию с досоветским прошлым. Кроме Церкви ни один из дореволюционных институтов не пережил десятилетия советской власти. Тем не менее, авторитет Сергия пытались поставить под сомнение. Почему?

Когда время принудительного атеизма прошло, разрушить Церковь фронтальной атакой, даже с помощью СМИ и "актуальных художников", стало проблематично. Ведь рубка икон и клевета на патриарха происходят здесь и сейчас, а сознание верующих – исторично. Поняли: нужно действовать изнутри: вытащить камень из исторического фундамента, чтобы здание Церкви закачалось.

Заставьте признать одного патриарха нелегитимным, и легитимность всех последующих автоматически повиснет в воздухе, поскольку в Церкви действует принцип преемственности благодати. Попытки расшатать исторический фундамент РПЦ предпринимались как сторонниками епископа Диомида, так и антисергианами либерального толка. Первый удар был нанесен перед историческим объединениям Церквей – РПЦ и РПЦЗ. Второй – в преддверии думских и президентских выборов, когда началась антицерковная кампания в СМИ.

И вот сегодня авторы круга "Ежедневного журнала" делают попытку поставить под удар как раз тот период жизни Церкви, за который мы можем гордиться, когда Церковь достигла независимости от государства, то есть последние 20 лет.
Вот за это на Церковь и нападают.

Что любопытно, мотивировкой на этот раз служит не связь РПЦ с советским обновленчеством (версия антисергиан), а напротив – связь с церковной традицией, да не просто дореволюционного, а допетровского времени. Попросту говоря – связь с Традицией как таковой. В каком-то смысле это невольное признание наших оппонентов даже приятно.

Претензии к патриарху и высшим иерархам за конкретные шаги и поступки, – это нормально. Они тоже люди, а как известно homo erratum est. Но претензии сегодня выдвигаются самые общие, так, что на них невозможно ответить. То за несоответствие некоему стилю эпохи, то за "слишком" смелые решения, которые трактуются как церковное самодержавие. Даже странно, что в текст, подписанный Петром Пименовым, не попало явно готовое сорваться у автора с языка словечко "тоталитаризм". Но нет, вместо избитого газетного штампа автор использует почти инквизиторские методы: он обвиняет РПЦ в "экллезиологической ереси".

Церковь есть тело Христово, и попытка православного автора отсечь от неё часть – неважно, в настоящем или в историческом прошлом – предательство. Напомним: именно во время воссоединения РПЦ и РПЦЗ епископ Диомид предал Церковь и выступил с раскольнической инициативой. Сегодня мы наблюдаем нечто похожее, но в мирянском исполнении. Предложение отменить патриаршество (ввести мораторий на 30-40 лет) вбрасывается в СМИ в тот момент, когда внутри Церкви наметилось явное укрепление консенсуса.

Публикация на площадке "ЕЖ" текста Петра Пименова – это очередной пробный шар, желание проверить реакцию церковной общественности. Вот только смысл сказанного запределен, как никогда раньше. Это пристрелочный текст, степень экстравагантности которого нам предлагают продегустировать и переварить.

Именно поэтому происшедшее нельзя замолчать. Православные СМИ обязаны высказаться на эту тему. Надеюсь, реакция будет четкой и недвусмысленной.

Александр Щипков

Первый день работы Архиерейского собора Русской православной церкви продемонстрировал насыщенную повестку: программный доклад патриарха Кирилла включил несколько десятков пунктов, изложенных на 70 страницах печатного текста. Собор проходит в Москве с 29 ноября по 4 декабря. По уставу РПЦ это высший орган иерархического управления Церковью. Собор созывается не реже одного раза в четыре года. В этом году он приурочен к 100-летию восстановления патриаршества на Руси и началу большевистских атеистических гонений. О резонансных темах собора и личном восприятии их патриархом, о проповеди в соцсетях, о том, когда закончатся исследования "екатеринбургских останков", приписываемых семье Николая II, о делегациях из-за рубежа и о том, как сделать священников образованнее, а храмы - привлекательнее для детей, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал глава патриаршей пресс-службы священник Александр Волков. Беседовал Алексей Михеев.

Отец Александр, в первый день собора патриарх Кирилл пожаловался на плохую работу епархий в соцсетях и заверил, что у архиереев будут появляться свои аккаунты и блоги. Нет ли опасения, что это будет делаться "для галочки"? Есть ли в планах общецерковные курсы блогерства?

— Патриарх отметил, что служителям Церкви нельзя пренебрегать этим новым общественным явлением — социальными сетями, которые являются такой же составляющей нашей жизни, как телевидение. То есть, социальные сети, по мысли Патриарха, — это еще один инструмент проповеди. Но им нужно уметь пользоваться, в противном случае он принесет вред, есть риск порезаться этим орудием, при необдуманном его использовании. Поэтому как раз всем поголовно проходить курсы сетевой грамотности не надо, все же область довольно специфическая при использовании ее в качестве орудия миссии. И в первую очередь нужно руководствовавться пониманием того, что есть опасность превращения инструмента в предмет самолюбования. Патриарх предостерегает нас от этой духовной опасности.

- А в чем вообще уникальность и значимость этого собора?

— В первую очередь — в осознании последнего столетия бытия Русской церкви. За этот век Церковь прошла длинный и мучительный путь, была фактически уничтожена. Но эти страдания, порой непереносимые, сформировали тот внутренний смысл, благодаря которому мы видим небывалый расцвет церковной жизни все последние 25 лет. Только через глубокое осмысление нашего непростого прошлого мы можем говорить о дальнейшем развитии Церкви.

- Каким темам собора - 2017 придает наибольшее значение патриарх Кирилл?

— Одна из главных тем в повестке дня Церкви в последние годы — образование и молодежь. Именно эти темы активно обсуждаются на соборе. Они же являются первоочередными для патриарха. Он уделяет очень большое внимание образованию духовенства, ратует за то, чтобы священники были образованными и культурными людьми, чтобы они могли говорить о евангельских истинах на понятном всем языке и вести за собой людей.

Особую ответственность предстоятель чувствует за детей, воспитанников воскресных школ. Церковь сейчас систематизирует обучение в воскресных школах, опираясь на наиболее эффективные методики и практики. Это непростая тема. Как сделать так, чтобы воскресная школа не превращалась в аналог средней общеобразовательной? Чтобы дети приходили в нее с интересом и получали в ней что-то особенно важное для своей души и будущего развития? Это — вопросы для соборного обсуждения.

Отдельная тема — молодежь. Мы видим, как в храмы приходит все больше молодых семей с маленькими детьми, и ко всем мы должны проявить отдельный подход, чтобы быть услышанными. Ведь это будущее нашей страны и будущее нашей Церкви.

В преддверии собора получила большой резонанс тема экспертизы "екатеринбургских останков", приписываемых семье последнего российского императора Николая II, но пока не признанных Церковью таковыми. Что скажет собор?

— Эта тема важна для наших прихожан, и Церковь слышит свою паству. Но не секрет, что верующие порой придерживаются совершенно противоположных взглядов на историю царской семьи и исследования останков, найденных под Екатеринбургом. Именно поэтому патриарх настаивает на том, чтобы всестороннее изучение, экспертизы продолжались до тех пор, пока все вопросы не будут сняты. Он никого не торопит. Всем участникам процесса предоставляется возможность высказаться. И только на основании результатов всех экспертиз и всех мнений впоследствии будет решаться вопрос о признании "екатеринбургских останков". И на соборе, конечно, эта тема обсуждается.

Известно, что на 100-летие восстановления патриаршества на Руси, к которому приурочен Архиерейский собор, в Москву приедут главы и представители других поместных православных Церквей мира и что совместное богослужение 4 декабря в храме Христа Спасителя станет кульминацией торжеств. Насколько это важно? Ожидается ли делегация Константинопольского патриархата, с которым у Русской церкви традиционно непростые отношения? И что будут обсуждать в ходе двусторонних встреч?

— Не так часто предстоятели Церквей имеют возможность собираться вместе, и всегда эти встречи носят экстраординарный характер. У нас очень добрые, братские отношения со всеми поместными православными Церквами, и патриарх Кирилл будет очень рад видеть их предстоятелей в Москве и молиться вместе с ними. Мы ожидаем и делегацию Константинопольского патриархата. Разумеется, в беседах предстоятелей свое отражение найдут такие важные для православного мира темы, как защита гонимых христиан в разных точках планеты и положение нашей Церкви на Украине.

Приходилось ли вам во время посещения с патриархом регионов сталкиваться с тем, что какие-то решения предыдущих соборов "не доходили" до мест?

— Патриарх приезжает в епархии не для того, чтобы проводить инспекции, а для того, чтобы своими глазами увидеть жизнь людей, Церкви на местах и разделить с верующими радость совместной молитвы. А соборные решения носят магистральный характер. Это общие установки, которые реализуются в той или иной епархии в зависимости от ее специфики.

Сегодня в большинстве епархий замечательно развивается социальное служение. Патриарх видит, как помогают беременным, бездомным, пожилым людям, как социальное служение находит поддержку государства. Но, например, в некоторых епархиях Средней Азии масштабная социальная миссия подчас невозможна — из-за местных законов. Тогда Церковь сосредотачивает свои усилия на других аспектах.

На соборе традиционно обсуждаются вопросы внутреннего церковного устройства. За последние годы создано множество новых епархий, и очень часто можно услышать вопрос: "А зачем?"

— Мы нередко сталкиваемся с большими трудностями, с непониманием и закрытостью людей. Чтобы "докричаться" до человека, найти путь к его душе - нужна "ювелирная", адресная работа. И для этого в самые отдаленные города и села отправляются молодые, сильные и образованные епископы. Тогда там, где раньше люди видели священника только по телевизору, начинает возрождаться настоящая церковная жизнь. Да, нам говорят: "Куда спешить? Зачем так много епархий? Для чего вам столько архиереев?" Но мы знаем, что нам есть куда спешить! У нас на самом деле мало времени для того, чтобы запустить те внутренние процессы духовного оздоровления нашего общества, без которых оно просто задохнется.

- Последний вопрос: личное отношении патриарха к событиям столетней давности?

— Жизнь семьи патриарха тесно связана с историей Русской церкви в самый непростой период. Его дед был священнослужителем, защищал православие, насколько это было в его силах, и преследовался за это властями, был заключенным, сидел на Соловках. Отец Святейшего также очень сильно претерпел от советской власти. Этот опыт для патриарха Кирилла очень важен. В своем служении он опирается на стойкость своих родителей, на их готовность вплоть до смерти защищать Церковь. Поэтому вспоминаемые сегодня события вековой давности — это очень важная страница церковной истории, которая является и историей патриарха. Он всегда будет хранить ее в своем сердце.

Последняя осень Алексия II.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Россия прощается с Патриархом Алексием II. Длинные очереди два дня тянулись к храму Христа Спасителя, где по скончавшемуся в пятницу утром на 80-м году жизни главе Русской Православной Церкви была отслужена панихида. Завтра Патриарх согласно своему завещанию будет похоронен в другом московском храме – Богоявленском соборе в Елохове. До восстановления храма Христа Спасителя он был главным кафедральным собором страны. Там же покоится Патриарх Сергий (Страгородский), которого можно с полным основанием назвать первым «советским Патриархом». Алексий II стал последним главой РПЦ, избранным еще при советской власти. Итак, круг замыкается.

Вместе с Алексием II Московский Патриархат шагнул в новое время, в котором его ждало многое: и восстановление после гонений советского времени, и национальные расколы, и финансовые скандалы, и обретение единства с Зарубежной Церковью, и выстраивание взаимоотношений с другими религиями и конфессиями, и бунт диомидовцев...

Всесторонняя оценка 18-летнего периода патриаршества Алексия II – дело историков. Пожалуй, главным его результатом стало формирование в условиях провозглашенной свободы совести особой модели отношений Церкви и государства, которую покойный Патриарх называл церковным словом «соработничество». Эта модель, естественно, не нова. Многие критики упрекали Алексия II в том, что при нем Церковь слишком тесно сближалась с государством – как при Ельцине, так и при Путине. Однако скрытые за телевизионной картинкой отношения на самом деле не всегда были гладкими. «Церковь отделена от государства, но не от общества», – неоднократно повторял Алексий II. И часто добавлял, что никогда прежде Церковь не пользовалась такой свободой, как в постсоветский период своей истории. То есть – при нем самом.

В течение трех дней в Москву шел поток соболезнований. В пятницу один за другим выступили с телеобращениями президент Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин. Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев заявил, что потрясен смертью Алексия II. Соболезновали православным представители всех религиозных общин России. Прислал соболезнования Папа Римский Бенедикт XVI, встретиться с которым покойному Патриарху так и не пришлось. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II собирается возглавить делегацию Грузинской Православной Церкви на похоронах Алексия II – это будет первый визит Илии II в Россию после августовской войны. Дружеские отношения связывали двух Патриархов, несмотря на конфликт между странами.

По Уставу Русской Православной Церкви ее глава избирается Поместным Собором, который должен быть созван не позднее шести месяцев после смерти предыдущего предстоятеля.

Поместному Собору предшествует Архиерейский Собор, на котором выдвигаются и обсуждаются основные кандидатуры. Точные даты проведения Архиерейского и Поместного Соборов будут скорее всего определены в среду, 10 декабря, на заседании Священного Синода. Основной кандидат известен – это 62-летний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). На экстренном заседании Синода в субботу митрополит Кирилл был назначен главой комиссии по организации похорон Патриарха Алексия II и местоблюстителем патриаршего престола.

Как правило, местоблюститель и становится следующим Патриархом. Знаковым исключением из этого правила стало избрание самого Алексия II на Поместном Соборе 1990 года. Тогда после смерти Патриарха Пимена местоблюстителем стал митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Однако Патриарха впервые после 1917 года выбирали тайным голосованием, в результате чего выяснилось, что большинство делегатов Собора предпочли видеть главой РПЦ митрополита Алексия, а не Филарета. Система дала сбой – не повторится ли он и на сей раз? Ведь помимо митрополита Кирилла в РПЦ есть и другие влиятельные иерархи. 73-летний митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) управляет крупной Московской епархией и сейчас временно взял на себя функции столичного архиерея, которому подчиняются приходы Первопрестольной. Ровесник митрополита Ювеналия митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) возглавляет Белорусский Экзархат и так же, как и митрополит Кирилл, имеет большой опыт работы на посту главы ОВЦС МП. 59-летний митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) контролирует церковный аппарат – он стоит во главе Управления делами Московской Патриархии и в последние годы сильно увеличил свое влияние.


Нескончаемым потоком верующие идут ко гробу Всероссийского Патриарха.
Фото Reuters

Часть духовенства и мирян РПЦ настроены непримиримо к претензиям митрополита Кирилла на патриаршество. Это недовольство проявилось и в недавнем выступлении бывшего епископа Диомида (Дзюбана), сторонники которого видят в главе ОВЦС МП источник всевозможных бед для Церкви. Бунт диомидовцев был подавлен незадолго до смерти Алексия II – и митрополит Кирилл сыграл здесь одну из ключевых ролей. Но, как бы этого ни хотелось многим критикам «митрополитбюро», опальный Диомид не сможет участвовать в Поместном Соборе и тем более выставить свою кандидатуру до полного покаяния и снятия церковных наказаний. А этого в сложившейся ситуации ждать не приходится. Вопрос в другом: что, если появится альтернативный митрополиту Кириллу кандидат в Патриархи, который сможет привлечь голоса сторонников Диомида?

И все-таки больше всего шансов возглавить Московский Патриархат у митрополита Кирилла. На его стороне опыт руководства влиятельным ОВЦС МП, который уже заработал на полную мощь в поддержку его кандидатуры. Это ведомство отвечает за диалог с другими религиями и конфессиями, оно же осуществляет контакты со светской властью. А «доброе свидетельство от внешних» (то есть властей предержащих) – один из критериев выбора Патриарха, зафиксированный в Уставе РПЦ. В условиях набирающего обороты экономического кризиса, который уже затронул церковные благотворительные программы, Московскому Патриархату нужен хороший «антикризисный менеджер». Митрополит Кирилл вполне подходит на эту роль.

Есть еще один важный момент, связанный с выборами Патриарха, – за кого проголосует украинский епископат? Пользуясь предоставленной Алексием II широкой автономией и правом назначать епископов без согласования с Москвой, Украинская Православная Церковь намного увеличила количество своих епархий и соответственно число представителей на Поместном Соборе. Сомнительно, что тяжело больной митрополит Киевский Владимир (Сабодан) выставит свою кандидатуру, хотя он и пользуется большим доверием среди верующих. Реальными кандидатами будут российские иерархи, но от поддержки украинских архиереев во многом зависит, кто станет шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.

Иов (в миру Иоанн) - Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.
В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений,был сослан вСтарицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений .
Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) - Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили еговЧудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству.
Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее - при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой.
По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

Филарет (Романов Федор Никитич) (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче - знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне - царе Михаиле Феодоровиче.

Иоасаф I - Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен ВеликияРоссийския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.

Иосиф - Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.

Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери - Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества.Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов...Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь - новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году - в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Иоасаф II - Патриарх Московский и всея Руси. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.
Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис».

Питирим - Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII.
7 июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол,будучи уже весьма болен, к делам управления был призван митрополит Иоаким.
После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.

Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) - Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.
Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
По благословению Патриарха Иоакима,было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича.

Адриан (в миру? Андрей) (1627-1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) - митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола.
Учился в знаменитой Киево-Могилянской коллегии, - средоточие тогдашней южнорусской образованности. В которой проучился до 1684 г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным.
Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно.
В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия.
Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. С. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским.
16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов.
Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался.
В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него.
Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана.

Тихон (Белавин Василий Иванович) - Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865-1925).
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.).
По завещанию Патриарха Тихона местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл, Агафангел или Петр. Так как митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке местоблюстителем стал митрополит Петр Крутицкий. В качестве местоблюстителя оказывал большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям. Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался выступить с призывом к лояльности относительно советской власти.Начались бесконечные тюрьмы и концлагеря.На допросе в декабре 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: "Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может".
Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя.
В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя Петра, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. В 1937 году против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997 году.

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона - патриарший местоблюститель, то есть фактический предстоятель Русской Православной Церкви. В 1927 году - в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи армии.

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929-2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.