Шестая чакра аджна. Асаны для семи главных чакр Гармоничная Аджна чакра

Краткое описание тех качеств, за проявление которых в человеке отвечает Аджна чакра – контроль и власть над умом, нейтральность, независимость от материального мира, достижение трансцендентных состояний сознания, возможность проникать из-за невовлеченности в игры Бога. Способность видеть источник всего в Божественной полноте и единстве. Признание недвойственности мира. Развитая интуиция, осознанность, ясное видение картины в целом. Человек воспринимает знание от Бога и визуализирует, видит будущее, знает, что нужно проявить в материальном мире как Божественное. Он полностью управляет своей жизнью.

Аджна чакра расположена между бровями, в области Третьего глаза. В этом месте сходятся основные энергетические каналы – Сушумна, Ида и Пингала.

Органы : лобные доли коры головного мозга, .

Сознание шестой чакры позволяет видеть перспективу, материализовать на уровне энергии и сознания свое высшее предназначение. Если мы видим, ЧТО мы должны сделать, то встает только вопрос КАК – это уже задача технологии, связанной с Вишуддхой. Такое видение поддерживается определенным сортом энергии, который связан с Третьим глазом. Здесь, как и в первой чакре, любая двойственность исчезает , любая полярность уходит, т.к. это место, где соединяются три энергетических канала, так же как и в Муладхаре. Там тоже нет двойственности и сомнений. Первая чакра реализует инстинкт выживания, в этот момент мы не сомневаемся – жить или умереть, мы выходим из ситуации на автомате, полностью доверяя своему телу. В точках соединения каналов управляет не наш разум, а Сверхразум. Поэтому, и в 6 чакре возникает четкая ясность, что надо сделать и есть видение перспективы, т.е. всех причинно-следственных связей своих действий.

В Аджна чакре уравновешены позитивный и негативный умы. Поэтому становится активным нейтральный ум. Он позволяет постоянно поддерживать связь с Душой и со Вселенским разумом. Т.е. через Аджна чакру осуществляется прямая связь от Вселенского замысла, через нас, через нашу индивидуальную Душу в нашу природу. 6 чакра – командный уровень, который дает сигналы – как правильно себя вести, как правильно позиционировать себя в жизни.

6 чакра – уровень Сверхсознания. Благодаря ему мы можем входить в мироздание, в каждый объект этого мироздания, в каждую его клетку, и присутствуя в нем, организовывать бытие. Здесь нет ни пространственных, ни временных ограничений, т.к. сознание 6 чакры держит гуны под контролем. На этом уровне реализуется наша бесконечная природа.

Уровень 7 чакры – безличностный аспект Абсолюта – Брахман, где все мироздание растворено в одном Едином. 6 чакра как линза берет из этого Света план и высвечивает картинку, как видение. А 5 чакра воплощает картинку в материальном мире.

Аджна позволяет нам проявлять в материальном мире руководящие, командные функции. Мы видим суть вещей, всю глубину, причины и последствия действий. Очень хорошо развита интуиция, ясновидение, а также – сиддхи, сверхспособности. Мы можем проектировать какие-то глобальные стратегии, т.к. есть видение всей картины в целом. Но здесь необходимо обратить внимание на явное отличие от командования в 3 чакре. Там у человека иная мотивация. Уровень 3 чакры – уровень низшей воли, т.е. там человек руководит для того, чтобы удовлетворить свои потребности в инстинкте доминирования, т.е. он должен быть самым лучшим, самым сильным, самым умным среди всех. Воля используется, чтобы встать на вершине пирамиды. Духовный мир отличается от материального мира тем, что все ценности перевернуты. 6 чакра – предельный уровень смирения, 6 чакра просто реализует тот план, который уже давным-давно есть, 6 чакра высвечивает все как знание. Воля не связана с личностью человека на 6 чакре, он не руководствуется личными интересами, а служит интересам целого, и самая важное – это воля Бога. Желания человека очень быстро реализуются и исполняются, потому что, пребывая на уровне сознания Аджны, он выражает не свою волю.

Если Аджна ч акра сбалансирована, то такой человек обладает спокойным, ясным умом, доверяет тому, что происходит, т.к. находится в потоке жизни, здесь и сейчас. Он миролюбивый, сфокусированный и целенаправленный, у него развитая интуиция , т.е. он верит своим чувствам, а не интеллекту, поэтому знает, что правда, а что – ложь, и заранее предвидит, что будет. Следовательно, умеет планировать.

Человек способен иметь свою точку зрения, но в то же время может становиться на позицию другого.

Ведет активную мыслительную работу, но это не мешает ему быть в теле, чувствовать тело, воспринимать окружающий мир.

У него наблюдается расширенное восприятие , поэтому для него существует множество измерений реальности, он воспринимает Вселенскую информацию, имеет доступ к Всеобщим знаниям, т.к. способен общаться с космосом. И испытывает чувство единения со Вселенной.

У такого человека открываются сиддхи (необычные психические сверхспособности – например ясновидение), которые он использует только для высших целей.

Он может чувствовать энергии , а не только видеть материальные вещи в их привычном проявлении.

Признает Божественное в себе и в других, осознает бессмертие Души и единство индивидуального и Всеобщего. Для него человек – ограниченная часть Всеобщего, которая поддерживает свою индивидуальность, одновременно находясь в любви ко всему мирозданию.

Если Аджна чакра несбалансированна , то человек живет только рациональным умом, но при этом не способен его контролировать, ум неспокойный и блуждающий. Человек холодный, неприступный, гордый, считает себя выше других, а на самом деле он просто беспомощный, испуганный параноик. Все время испытывает волнение, беспокойство, не получает удовольствий, не хочет слышать свои желания. Он подвергает сомнению и отрицает субъективную реальность, ему всегда нужны доказательства в материальном мире, т.е. он верит только в то, что может увидеть и проверить, поэтому часто вообще не признает духовность или же считает, что Бог – это только концепция, которая не может быть опытом переживания. Может производить впечатление очень интеллектуального человека, мудреца. Но обратной стороной является ригидность, тотальный контроль себя, зацикленность, запрограммированность на каких-то идеях, поэтому ему сложно расширить свои убеждения и его практически не возможно в чем-то убедить. Когда чакра совсем закрыта, человек не любознательный, равнодушный к искусству, науке, философии, культуре. Он просто слепо следует за толпой.

Причина – в детстве был научен не слушать себя, а доверять только тому, что прочитал в литературе.

В результате, верит во что-то, только когда видит это собственными глазами. Он сухой, рациональный человек, который планирует и раскладывает свою жизнь по полочкам. Жестко привязан ко времени, паттернам и моделям поведения, различным ритуалам и распорядкам. Он хочет получить ответы на все вопросы – почему это происходит, как это случилось. Человек не в состоянии просто расслабиться и довериться течению жизни. Он не доверяет себе, другим и Вселенной. Избегает близости и интимных отношений.

Практики для балансировки Аджна чакры:

асаны: поза Лучника, поза Ребенка, Йога Мудра, Гуру Пранам; пение «Онг», джаппа; медитации.

Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс Сатьянанда Сарасвати

Тема 2 Аджна чакра

Аджна чакра

Аджна чакра – шестая и последняя из чакр, которые мы будем обсуждать. Она представляет собой высочайший из психических центров человека. Выше этого уровня находятся бинду и сахасрара, которые не принадлежат к числу чакр или психических центров – в действительности, они относятся к сфере невыразимого(1).

Говорят, что у человека есть десять дверей восприятия. Первые девять – это два глаза, два уха, две ноздри, рот, анальное отверстие и половой орган. Это врата, через которые человек общается с внешним миром. Десятая дверь – это аджна чакра, ведущая «вверх». Это десятое чувство, которое ведет прямо к сахасраре, источнику всего сущего. Первые девять дверей ведут в материальные сферы бытия; десятая дверь, аджна чакра, ведет в более тонкие сферы. Это врата к источнику жизни.

Определение

Слово аджна на санскрите означает «управление». Эта чакра носит такое название потому, что она представляет уровень осознания и гармонии, на котором возможно непосредственное общение между умами двух людей. Это такая стадия чувствительности, на которой могут встречаться индивидуальные умы. Это центр, через который гуру общается со своими учениками и дает им указания. Это связующее звено между гуру и учеником, и потому эту чакру часто называют гуру чакра. Это врата во внутренний храм тонкого посвящения.

У аджна чакры много других названий. Ее называют оком интуиции, которым пробужденный духовный искатель может воспринимать события как во внешнем, так и в психическом мире. Самое распространенное название аджна чакры – третий глаз, психический глаз, расположенный посередине между двумя физическими глазами. Это глаз, который смотрит не наружу, а внутрь. Этот глаз есть у каждого, однако немногие люди знают о нем и еще меньше его действительно открывают и используют. В определенном смысле, большинство людей слепы, поскольку никогда не используют третий глаз для видения более глубоких аспектов бытия. Он пребывает в дремлющем состоянии. В сикхизме его также называют тисра тил (третий глаз).

В Индии аджна чакру называют дивья чакшу (божественное око); джняна чакшу или джняна нетра (око познания), ибо это канал, по которому духовный искатель получает откровение и постижение фундаментальной природы бытия. Его также называют глазом Шивы. Для такого названия есть разные причины; одна из них состоит в том, что аджна чакра представляет собой средство, через которое сознание (Шива) просачивается к индивидуальности. Кроме того, Шива олицетворяет медитацию, а она непосредственно связана с пробуждением аджна чакры.

Об аджна чакре косвенно упоминали различные индийские поэты, например, Кабир. Они давали ей такие названия, как банкунал (извилистый путь), указывая на рискованный путь к мудрости; и бхрамаригуха (пчелиная нора), намекая на то, что путь от аджна чакры индивидуального существа к сахасраре указывает тонкий звук (нада).

Активирующая точка аджна чакры находится в середине мозга на вершине позвоночника. Однако эту область трудно находить для целей практик йоги. Поэтому для пробуждения аджна чакры используют связанную с ней активирующую точку, которая называется бхрумадхья.

Бхрумадхья

Слово бхру на санскрите означает «бровь», а мадхья означает центр. Поэтому бхрумадхья означает «межбровный центр». Такое название точно характеризует местонахождение этой точки. Ее также называют трикути - «местожительство у бровей».

На самом деле, аджна чакра и бхрумадхья – это части одного и того же центра. Аджна чакра, находящаяся на вершине позвоночника, прямо связана с точкой бхрумадхья между бровей психическим каналом под названием маха нади. Поэтому стимуляция точки бхрумадхья приводит и к стимуляции аджна чакры. Поскольку точку бхрумадхья гораздо легче находить, она широко используется в практиках йоги для пробуждения аджна чакры. Эти два центра так тесно взаимосвязаны, что их нередко считают одним психическим центром, и для практических целей это вполне приемлемо. Вместе взятые, они могут считаться третьим глазом.

Бхрумадхья (и аджна) – это центр, где заканчиваются ида и пингала; здесь они сливаются с сушумной(2). Эти три нади (психических проводящих пути) сливаются воедино, становясь одним – сушумной. По этой причине бхрумадхья нередко носит название тривени (три нити), мукта тривени (место, где из трех нитей выходит одна) и трикути (место обитания или встречи трех нади). Кроме того, точку бхрумадхья называют прайяга по имени города, который стоит на слиянии рек Ганги и Ямуны, а также соединяющей их мифической подземной реки Сарасвати. Эти три реки представляют, соответственно, иду, пингалу и сушумну.

Бхрумадхья находится прямо перед аджна чакрой. Во многих практиках йоги бхрумадхья используется для пробуждения аджны. Однако в крийя-йоге необходимо стараться непосредственно находить аджна чакру. Мы вскоре опишем техники для развития чувствительности.

Все другие чакры, которые мы описали, за исключением муладхары, связаны с соответствующей точкой чакра кшетрам на передней стороне тела. В некотором смысле, бхрумадхья может считаться точкой кшетрам аджна чакры, хотя в действительности они связаны гораздо более прямо.

Аджна чакра в различных традициях

Пробуждение аджна чакры составляет ядро всех религиозных и мистических традиций, равно как и всех систем расширения сознания. Иногда ее подробно описывают и символизируют, как это было в Индии; в других случаях о ней почти не упоминают. Но в мистических кругах всегда было известно об ее существовании и значимости; без пробуждения аджна чакры невозможно обрести мудрость и раскрыть более глубокие пласты своего бытия.

Из-за своей важности аджна чакра широко упоминается в текстах и учениях во всем мире. Вот лишь несколько очевидных примеров.

Об аджна чакре ясно говорится в Библии:

«Светильник для тела есть око (аджна). Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло».

В этом коротком стихе заключено чрезвычайно много информации. Прежде всего, он объясняет, что аджна чакра – это психический центр, который соединяет человека с источником, сахасрарой. Если ум сосредоточен (если око твое будет чисто), то человек может через посредство аджна чакры воспринимать более тонкие аспекты бытия. Результатом будут просветление и мудрость.

Сходным образом средневековый мистик Мейстер Экхарт утверждал:

«Око, которым я вижу высшее, – это то же око, которым оно видит меня».

Это утверждение тоже имеет множественный смысл. Аджна чакра представляет собой мост между микрокосмом и макрокосмом, между конечным и бесконечным и между человеком и чистым сознанием. Как и по мосту через реку, по нему можно переходить в обе стороны. Таким образом, аджна чакра – это средство, с помощью которого сознание проявляется в индивидуальном человеке и направляет его мысли и действия (путь павритти). И наоборот, аджна служит человеку средством для возвращения (путь нивритти) и соединения с источником. Аджна – это дверь тонкого восприятия и то, на что намекал Уильям Блейк, когда сказал:

«Если бы двери восприятия были очищены, все бы представало человеку таким, как есть... бесконечным».

Эти строки подразумевают, что когда ум становится гармоничным, сосредоточенным и совершенным инструментом, человек может смотреть в бесконечное через окно аджна чакры.

Аджна чакра была известна древнегреческим мистикам. Платон писал:

«У всех людей есть око души, которое можно заново пробудить правильными средствами. Оно намного драгоценнее десяти тысяч физических глаз».

Существует много методов, помогающих раскрытию аджна чакры. Платон был посвященным мистической школы и учеником Сократа; поэтому он использовал подходящие методы, которым его учили.

Многие направления и традиции символически изображают аджна чакру в виде открытого глаза – в отдельности или на лбу божества, йога и т.п. Помните об этом, изучая древние тексты и предания и видя изображения одноглазых людей. На них показана именно аджна чакра. Между прочим, в Каббале Айн Соф (сахасрару) нередко символизирует закрытый глаз. Это означает, что человек настраивается на сахасрару, направляя свое восприятие по сушумне через аджна чакру. Просветление происходит, когда око тонкого восприятия – аджна чакра – направлено прочь как от внешних, так и от психических феноменов; отсюда и закрытый глаз.

На многих статуях Будды на аджна чакру указывает драгоценный камень, помещенный в межбровном центре. Это божественное око восприятия, которое пробудилось у Будды, когда он обрел просветление, сидя под деревом боддхи. Это ведет к сахасраре, которую символизирует множество лепестков вокруг головы.

Символика аджна чакры широко распространена в индуизме и тантре. Многие божества, такие, как Шива и Дакшина Кали, часто имеют ясный знак на лбу. Кроме того, один из самых распространенных индийских ритуалов связан с нанесением тилака (пятна цветного порошка) на лоб всех людей во время религиозных или праздничных церемоний. Вдобавок, все замужние индийские женщины постоянно носят на лбу тилак. Этот знак символизирует бхрумадхью и аджна чакру.

Пробуждение аджна чакры описано во множестве мистических историй. Например, одна общеизвестная история касается Шивы. Дэвы (небесные и божественные существа) подвергались нападениям асуров (демонов). Дэвы представляют положительные, гармоничные аспекты ума, а асуры – отрицательные силы. Дэвы помогают человеку на пути к мудрости, тогда как асуры препятствуют его продвижению. Поэтому противостояние между дэвами и асурами означает затруднение продвижения человека на духовном пути. Когда верх берут асуры, продвижение останавливается. Когда преобладающими становятся дэвы, человек делает шаги вперед.

Вернемся к нашей истории. Дэвы узнали, что асуров мог бы победить только ребенок, рожденный от Шивы, но Шива жил в Гималаях и постоянно пребывал в медитации. Как он мог произвести ребенка? Дэвы пошли на хитрость. Они послали Кама Дэва, или Кандарпу (эквивалент Амура или Купидона в европейской мифологии), нарушить медитативное блаженство Шивы и возбудить в нем страсть, чтобы Шива зачал ребенка со своей женой Парвати. Кама Дэва выпустил в Шиву свою стрелу страсти, но Шива оставался неподвижным. Он просто сидел на своей тигровой шкуре с плотно закрытыми глазами. Однако, держа свои плотские глаза закрытыми, он открыл третий глаз. Он увидел Кама Дэва и понял его мотивы. Он сразу же испустил молнию психической силы, которая мгновенно убила Кама Дэва. В этой истории было еще много разных интриг и хитростей. В конце концов Шиву убедили зачать ребенка с Парвати, и родился их сын Субраманийян. Он известен как властелин небесных сфер, и он побеждает демонов.

Эту историю можно интерпретировать множеством различных способов. Например, аджна чакра уничтожает привязанность к страсти и другим мирским интересам (которые символизирует Кама Дэва). Человек по-прежнему может действовать в мире со страстью или иначе (как в случае Шивы), но с установкой внутренней отрешенности. Однако мы рассказали эту историю в большей степени потому, что она просто интересна, нежели по какой-то иной причине. Мы предоставляем читателю самому истолковать смысл истории.

Символика аджна чакры существует в большом числе традиций, и так будет продолжаться и в будущем. На самом деле, эту традицию продолжит Бихарская Школа йоги, поскольку мы избрали символ аджна чакры своей эмблемой.

Аджна чакра и шишковидная железа

Аджна чакру нередко прямо соотносят с шишковидной железой – эндокринной железой размером с горошину, находящейся в середине головы. По существу, их зачастую считают одним и тем же. Это, безусловно, чрезмерное упрощение. Следует ясно понимать различие между ними. Шишковидная железа относится к физическому телу; аджна чакра находится на границе между физической и самыми тонкими психическими сферами. В действительности, аджна чакра через сушумну ведет за пределы психических сфер. Представляется вероятным, что шишковидная железа составляет часть аджна чакры; это та ее часть, которая действует в физическом теле. Но аджна чакра в целом уходит гораздо глубже. Аджну можно сравнить с горой в океане; ее вершина, остров, который можно видеть над поверхностью воды – это шишковидная железа. Вся остальная часть аджна чакры, основание горы, уходит гораздо, гораздо глубже, чем можно увидеть посредством обычного восприятия.

Физиологические функции шишковидной железы озадачивали ученых на протяжении столетий. Они не слишком хорошо поняты даже сегодня, хотя этот орган постепенно раскрывает свои тайны. Судя по всему, шишковидная железа действует как биологические часы, которые регулируют работу человеческого организма в соответствии с внешними условиями. Было обнаружено, что шишковидная железа через симпатическую нервную систему связана с глазами и что свет, попадающий в глаза, влияет на некоторые функции железы. В свою очередь, шишковидная железа регулирует всю симпатическую нервную систему, которая в значительной мере управляет поведением человека. Таким образом, космические ритмы – такие, как смена дня и ночи, лунный и солнечный циклы и т.п. – через посредство шишковидной железы влияют на человеческое поведение. В ответ на внешние стимулы железа вырабатывает мелатонин и другие вещества, которые, в свою очередь, вызывают изменения полового поведения, менструального цикла, нервной энергии и других биологических ритмов человека. Таким образом, представляется, что шишковидная железа действует подобно радиоантенне, улавливающей внешние сигналы и соответствующим образом изменяющей поведение человека.

Интересно отметить, что шишковидная железа прямо не связана с мозгом – по крайней мере, насколько это известно из современных научных исследований. Поэтому можно думать, что на поведение человека влияют две системы – шишковидная железа и ум, действующий через мозг.

Представляется, что помимо своей функции связующего звена между материальной окружающей средой и человеком, шишковидная железа действует и как врата к более тонким сферам психики. Шишковидная железа – это физический преобразователь между физическим и психическим планами. Таким образом, психические изменения через посредство шишковидной железы могут вызывать соответствующие физические изменения. И наоборот, физическая, химическая или какая-то другая стимуляция шишковидной железы может вызывать последствия в психике. Это показывает практика тратаки (немигающего взгляда), с помощью которой возможно пробуждение аджна чакры через посредство глаз и шишковидной железы; практика сиршасаны тоже может вызывать психические изменения, хотя и в меньшей степени, за счет увеличения кровоснабжения шишковидной железы. Разнообразные наркотики также вызывают изменения в психике; возможно, что они непосредственно влияют на химию шишковидной железы. Таким образом, оказывается, что шишковидная железа представляет собой нечто вроде реле или шлюза, усиливающего или ограничивающего психическое осознание. Непосредственная стимуляция шишковидной железы с помощью различных практик йоги может помочь пробуждению аджна чакры.

Подведем итог: шишковидная железа – это материальное тело, которое, судя по всему, представляет собой физическое проявление аджна чакры. Они не тождественны, поскольку аджна чакра, включая в себя шишковидную железу, уходит гораздо глубже в более тонкие уровни бытия. Аджна играет роль связующего звена между физическим уровнем бытия и сахасрарой.

Атрибуты аджна чакры

Аджна чакра – это центр ума, очищенного буддхи (тонкого разума). Когда эта чакра пробуждается, то непостоянство индивидуального ума сходит на нет. Привязанность – причина неведения и отсутствия проницательности – постепенно угасает. Ум становится совершенным инструментом.

Аджна чакра – центр мудрости. Она представляет уровень осознания, на котором человек начинает видеть и понимать сущность, скрытую за всеми наблюдаемыми явлениями. Это центр интуиции, где человек настраивается на фундаментальную сущность, а не на проявленные формы. Когда аджна пробуждается, в сознательном восприятии раскрываются значение и смысл символов. Аджна чакра представляет уровень познания посредством откровения.

Аджна чакра является центром экстрасенсорного восприятия. На этом уровне, в соответствии с самскарами (умственными тенденциями) человека, возникают сиддхи (психические силы). Человек может переживать опыт ясновидения – восприятия отдаленных событий или понимать действительный смысл того, что говорит другой человек, и его мысли, независимо оттого, что говорится. С помощью аджна чакры люди могут общаться без слов; это центр непосредственной передачи мыслей от ума к уму. В зависимости от склонностей человека могут возникать различные сиддхи, но он не должен к ним привязываться; к ним следует относиться как к опасной болезни – с большой осторожностью. Привязанность к сиддхам бывает огромным препятствием на духовном пути; это препятствие называется рудра грантхи (узел Шивы) и особенно актуально на уровне аджна чакры. Этот барьер привязанности необходимо преодолеть; человек должен разрубить этот психический блок топором внутренней отрешенности.

При пробуждении аджна чакры значительно возрастает санкальпа шакти (сила воли). Умственные намерения почти автоматически приводят к результатам, при условии, что они согласуются с индивидуальной дхармой. Кроме того, эта чакра является центром, где человек начинает обретать больший контроль над праной. На самом деле, эта чакра имеет большое значение в йогической технике прана видья (психическое управление и целительство). Аджна играет роль распределительного центра, откуда происходит передача праны в те или иные области тела.

В аджна чакре встречаются и сливаются воедино ида и пингала. То есть, внешнее окружение и внутренняя среда становятся одной реальностью. Противоположности объединяются в согласованное целое. Человек действует в канале сушумны.

Аджна чакра – центр свидетельствования. Человек становится безучастным свидетелем всех событий, включая события его собственных ума и тела. Хотя и будучи пассивно или активно вовлечен в игру жизни (лила), он просто наблюдает. Он становится точкой равновесия, где имеют место как внутреннее общение с глубинами его собственного существа, так и взаимодействие с внешним миром. Когда пробуждается аджна чакра, человек начинает исполнять настоящую карма-йогу – без ожиданий, бескорыстно и совершенно. Действия ума и тела становятся оптимальной реакцией на текущую ситуацию. Превратности ума-тела все меньше и меньше влияют на бытие человека. Они постепенно начинают восприниматься как нечто внешнее по отношению к внутреннему ядру его природы. Жизнь продолжается как обычно, но более гармонично и с большей мудростью. Тело и ум следуют своим собственным склонностям так, как это им предназначено.

Аджна чакра представляет возвышенный уровень осознания. На санскрите она называется тапа пока – уровень, на котором уничтожаются остатки несовершенств человека.

Символика

Перед этой темой вы найдете символическое изображение аджна чакры. В его центре находится символ АУМ – биджа (семенной) мантры этой чакры.

Посередине рисунка изображен черный итара лингам. Слово итара на санскрите означает «еще один, другой, отличный от». И это точное описание, поскольку оно показывает, что этот лингам является входом к пара лингаму сахасрары. Итара лингам аджна чакры отличается от высшего лингама, но ведет прямо к нему.

Аджна чакра имеет два лепестка лотоса, на одном из которых изображено солнце, а на другом луна. Эти два лепестка и солнце с луной представляют, соответственно, пингала и ида нади. Кроме того, на лепестках начертаны две мантры -

Это две мантры для Шивы и Шакти, которые соединяются в аджне.

Аджна имеет такой же смысл, что и крест: стирание эго и соединение противоположностей. Именно на середине креста был распят Христос, превзошедший свое эго и уровень аджна чакры.

Аджну широко принято связывать с планетой Юпитер, поскольку эта планета символизирует гуру. В Ведах аджну символизирует Брихаспати, гуру дэвов. Интересно также, что в алхимии Юпитеру, гуру и мудрости соответствует олову. Медь символизирует планету Венера и глубокую привязанность; это привязанность ученика. Соединение этих двух металлов – олова (гуру и мудрости) с медью (преданностью ученика) – дает общеизвестный сплав, именуемый бронзой. Бронза представляет собой металл посвящения и связующее звено между гуру и учеником. Такая связь наиболее непосредственным образом возникает в аджна чакре.

Местоположение

Активирующая точка аджна чакры находится на вершине позвоночника в середине головы. Это область продолговатого мозга и шишковидной железы. Если вы заглянете в учебник физиологии, то составите себе ясное представление об ее физическом местоположении.

Бхрумадхья, непосредственный активатор, или триггер, аджна чакры, находится на лбу посередине между бровями. Аджна располагается точно позади этой точки в той же горизонтальной плоскости. Чтобы усилить восприятие точного положения точки бхрумадхья, между бровями можно наносить каплю тигрового бальзама, камфары и т.п.

Практика

Почти все практики йоги прямо или косвенно направлены на пробуждение аджна чакры. Ниже перечислены несколько техник, которые одновременно развивают чувствительность к положению аджна чакры и точки бхрумадхья для подготовки к крийя-йоге. Мы не ожидаем, что вы будете делать их все – выберите одну или две и практикуйте их регулярно.

Это очень мощная техника(3). Применительно к развитию чувствительности к положению аджна чакры и бхрумадхьи лучшим объектом, безусловно, будет свеча. Старайтесь чувствовать, будто вы смотрите на свечу или любой другой объект, который вы выберете, не глазами, а межбровным центром.

Особенно мощный метод для одновременного развития чувствительности и к аджна чакре, и к бхрумадхье, состоит в объединении тратаки с потоком дыхания, как описано в стадии 3. Следует стараться чувствовать, как дыхание проходит через аджна чакру и бхрумадхью, двигаясь туда и обратно по маха нади. То есть, на вдохе чувствуйте, что дыхание втягивается через межбровный центр и в итоге проходит через аджна чакру; выдыхая, чувствуйте, что дыхание выталкивается вперед из аджна чакры и в итоге проходит через межбровный центр. Продолжайте действовать таким образом, фиксируя сосредоточенным взглядом пламя свечи.

Трикути сандханам

Слово сандханам означает «поиск». Поэтому данную практику можно назвать «поиском положения бхрумадхьи». Она выполняется следующим образом:

Сядьте в удобную асану (можно заниматься и лежа ничком на полу, но старайтесь не заснуть). Попробуйте ощутить положение межбровного центра. Почувствуйте ритмичное биение пульса в этой точке; поначалу пульсация может быть неразличимой, но со временем и по мере практики вы будете ее ясно ощущать.

Сосредоточивайте внимание на этой пульсации в течение по меньшей мере 5 минут.

Затем мысленно соединяйте звук АУМ с каждым биением пульса в межбровном центре... АУМ АУМ АУМ АУМ АУМ... Полностью осознавайте эту непрерывную вибрацию АУМ. Продолжайте действовать подобным образом в течение имеющегося у вас времени.

Примечание: эту практику можно выполнять в любое время дня, работаете вы или отдыхаете, едите или идете. Использование этой техники позволяет развить высокую чувствительность к бхрумадхье.

Шамбхави мудра

Шамбхави мудра, которую также называют бхрумадхья дришти (взглядом на брови), представляет собой прекрасный метод развития чувствительности к бхрумадхье, и ее следует освоить в этом курсе садханы(4). Она составляет неотъемлемую часть крийя-йоги.

Крийя-йога – нахождение аджны

Крийя-йога – это один из самых мощных методов пробуждения аджна чакры. В разнообразных отдельных техниках внимание направляют на аджна чакру в середине головы. Поначалу находить ее бывает нелегко, хотя со временем и по мере тренировки это становится все легче. В качестве подготовки к крийя-йоге мы рекомендуем вам ежедневно в течение нескольких минут пытаться находить положение аджна чакры. Сидите спокойно и сосредоточивайте свое внимание в центре головы. Со временем у вас разовьется чувствительность к точному положению чакры. Лучше всего заниматься этим сразу после выполнения тратаки, трикути сандханам, шамбхави мудры и, по существу, любой другой медитативной техники. Это будет готовить вас к предстоящим техникам крийя-йоги.

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 2 Муладхара чакра Это уровень осознания, который символизирует библейская история Адама и Евы после того, как они съели запретный плод в райском саду. То есть, их «грехопадение» произошло, когда они утратили контакт с более глубокой основой своего существа, когда они

Из книги Йога-терапия для восстановления зрения автора Шанти Натхини

Тема 3 Свадхистхана чакра На прилагаемом рисунке дано символическое изображение свадхистхана чакры – второй из основных чакр, находящейся непосредственно над муладхара чакрой(1) как по физическому местоположению активирующей точки, так и в плоскости

Из книги Рэйки. Рецепты исцеления автора Мария Борисовна Кановская

Тема 3 Манипура чакра Манипура чакра – третья из восходящих чакр после муладхары и свадхистханы(1). Манипура представляет собой чрезвычайно важный центр и широко упоминается в традиционных текстах. В буддизме она считается местом пребывания кундалини, хотя на самом деле

Из книги Асана, пранаяма, мудра, бандха автора Сатьянанда

Тема 2 Анахата чакра Анахата чакра – это четвертая чакра после муладхары, свадхистханы и манипуры. Она находится в позвоночнике на уровне сердца.ОпределениеСлово анахата означает «нетронутый» или «не испытавший удара». Следовательно, эта чакра является центром

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

Тема 3 Вишуддхи чакра В последних четырех уроках мы описали следующие чакры:1. муладхара(1)2.свадхистхана(2)3. манипура(3)4. анахата(4).Первые две, в основном, связаны с атрибутами тамаса. Третья и четвертая чакры связаны с качествами раджаса. В этой теме мы познакомим вас с

Из книги Энергия камня исцеляет. Кристаллотерапия. С чего начать? автора Мария Бриль

Аджна открывается последней Йог, упрочивший перед смертью дыхание в межбровье, Преданно созерцая Господа, воистину достигает Бога! Бхагавадгита (8.10) Бесполезно работать с Аджной, если вы не проработали нижние центры. Именно попытки открыть «третий глаз» без всякой

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Екатерина А. Виноградова

Вторая чакра Вторая чакра – Свадхистхана – расположена в области таза. Ее главной движущей силой является поиск удовольствия. Основным стремлением становится чувственная и сексуальная активность, желание погрузиться в океан ощущений, чувствовать себя

Из книги Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне автора Долма Джангкху

Третья чакра Третья чакра – Манипура – расположена в области солнечного сплетения. Она является источником уверенности в себе, осознания собственной силы. Благодаря ей мы способны отстраниться от влияния внешнего мира и одновременно оказывать на него влияние.Основные

Из книги автора

Четвертая чакра Четвертая чакра – Анахата – расположена в области сердца.«Путь сердца» – это не жизненная стратегия, а радость во всех ее проявлениях. Она позволяет вам жить своей жизнью и влиять на материальный мир.Главное проявление неуравновешенной четвертой чакры

Из книги автора

Шестая чакра Шестая чакра – Аджна – расположена в области лба, в точке между бровями. Высшая цель шестой чакры – вдохновение и благодать. Это мир образов, возникающих в наших мыслях. Однако у нее есть и противоположная крайность – стремление бежать от действительности в

Из книги автора

Анахата-чакра "Анахата" в буквальном смысле слова означает "непораженный" ("ян" – "не", "ахат" – "пораженный"). Все звуки в проявленной Вселенной возникают в результате столкновения объектов, создающих при этом вибрации или звуковые волны. Но звук, зарождающийся вне

Из книги автора

Из книги автора

273. Аджна Аджна – шестая чакра, находится в середине лба, то есть это и есть знаменитый третий глаз. Ее элемент – свет. Качества свободной работы чакры: способность к высшим формам мышления, ощущение связи с Космосом, ощущение «видения» скрытого. Ее символ – лотос с двумя

Из книги автора

6. Аджна Аджна – находится во лбу, между глаз («третий глаз»). Она отвечает за работу нервной системы человека, его сверхъестественные способности: ясновидение, яснослышание, интуицию, концентрацию, а также мудрость; за тактическое, узкоспециализированное мышление,

Из книги автора

Концентрация на Аджна-чакре Аджна находится на уровне переносицы и предназначена для управления потоками нашего сознания. Если перевести с санскрита ее название, то оно будет дословно означать «задание», «требование». Символ этой чакры – лотос с двумя лепестками.Ее

Из книги автора

Аджна Аджна расположена на вершин сушумны – не уровне между бровями. Два лепестка чакры представляют собой слияние иды и пингалы – солнечного и лунного каналов, и снятие всех противоположностей в сознании. Йог, который концентрируется на этой чакре, уничтожает карму

В Йоге есть асаны, которые делают свой акцент именно на открытие чакр. Согласитесь сами, что просто принять позу, посидеть в ней пару минут - это не сложно, даже проще, чем сидеть и часами петь какие-то мантры или делать особые медитации. Поэтому, кому-то понравится именно такой метод. Но в любом случае Вы можете использовать его и другие методы для более глубокой проработки чакр.

Если не можете делать какую-то асану - держите её так, как можете. На картинках внизу я сделал для некоторых асана - их варианты. Например Пашчимоттанасана - для свадхистаны. Не каждый може сразу сесть и дотянуться до носочков ног. Поэтому можно вначале дотягиваться до коленок. Можно использовать ремень - как продолжение рук и держаться за него. Т.е. делайте так как можете - стремясь к тому, что видите на картинке.

Если Вы уже практикуете Хатха Йогу и знаете какой-то свой вариант выполнения какой-либо асаны - то можете продолжать делать его. Потому что у каждой асаны есть много вариантов выполнения. Все они хороши по своему и все правильные. Например скручивание позвоночника. Если Вы хотите - то делайте свой вариант. Картинки - это ориентир. А также прекрасное наглядное пособие для человека, который вообще никогда не делал асаны и собирается буквально сегодня-завтра начать делать. Т.е. это вариант: посмотрел - запомнил - начал делать.

Вообще я дал уже так много информации по чакрам, что просто предполагаю, что объяснять важность открытия чакр уже не имеет смысла. Вы это знаете и, действительно, что требуется - это начать практиковать. Даже если Вы ничего не знаете о чакрах - просто начните делать эти упражнения. Их практика совсем не требует каких-либо знаний о чакрах. Вы просто начнёте получать полезный результат, независимо - знаете или не знаете.

Рекомендуется делать все эти асаны. Так Вы проработаете все чакры. Можно так и делать - начиная с муладхары и завершая сахасрарой. Но при желании можно делать избирательно. Например Вас интересует лишь какая-то одна чакра. Хорошо, делайте только асану для этой чакры. Можно так.

Асана для муладхара чакры. Бадрасана

Её ещё называют позой бабочки. Кто-то наверно делал её в детстве. Дети любят её делатью Причём делают это в виде какой-то игры, сами. У кого-то сразу колени не будут опускаться на пол. Можно просто стремиться к этому (или можно сесть на небоьшое возвышение - небольшую подушечку). Подошвы вместе и около туловища.

Хатха Йога Прадипика - главное писание всех Йогов, практикующих асаны, относит Бхадрасану к четырём самым важным асанам. Вот что там написано: "Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая - слева. Затем согни бёдра, руками обхватив их, и прижав к земле. Это Бхадрасана, разрушающая все недуги". Сам перевод названия этой асаны звучит так - поза приносящая благо.

Асана для свадхистана чакры. Пашчимоттанасана



[ открыть в полном размере ]

У этой асаны очень много вариантов (например держаться за большие пальцы ног, завести руки за стопы и т.д.). Но смысл их всех только один - сесть, вытянуть ноги и наклониться максимально вперёд к ногам. Ничего не форсируйте! Не делайте через боль. Нагнитесь вперёд ровно столько, сколько приятно. Даже если Вы всего лишь можете дотянуться до коленей - пусть будет так. При регулярной практике - дойдёте до варианта, когда сможете коснуться лбом коленей (т.е. буквально лечь предней поверхностью торса на ноги), а руки даже завести за ступни и там сцепить их вместе. Наклоняться вперёд нужно на выдохе.

Асана для манипура чакры. Навасана



[ открыть в полном размере ]

Для этой асаны и её чакры я подробно написал в практике " ". Впринципе это та лодочка, которую нас не раз заставляли делать в школе на занятиях физкультуры.

Асана для анахата чакры. Гомукхасана



[ открыть в полном размере ]

Нужно скрестить ноги указанным на картинке образом. Завести руки за спину и там сцепить их в замок. Если в замок не получается, то можно в верхнюю руку взять ремень и таким образом сцепить руки (постепенно будет получаться без ремня). Затем меняете ноги и руки. Которые были вверху - опускавете и поднимаете другую руку и ногу.

Переводится как поза коровы. Корова - в ведической цивилизации - это гораздо больше, чем просто животное. Это создание, несущее всем высочайшее благо.

Асана для вишудха чакры. Уштрасана



[ открыть в полном размере ]

Эта асана и её чакра (вишудха) полностью мной описаны в практике " ".

Асана для аджна чакры. Матсиендрасана



[ открыть в полном размере ]

Асана для сахастрара чакры. Ширшасана



[ открыть в полном размере ]

Это просто королева асан. И я не напрасно подрбрал слово "королева". Потому что эта асана работает к чакрой, которую часто называют коронной чакрой или чакрой короны. А короны у нас носят короли и королевы. Да и вообще не спроста этот обычай носить короны, т.к. имеет он прямое отношение к сахасрара чакре. В любом случае у всех у нас такие короны есть. И эта асана делает её ещё более сильной.

Тут должен сразу предупредить - эту асану нужно делать очень аккуратно. Я бы посоветовал вначале неделю делать только вариант, когда Вы становитесь на колени, опускаете голову, голова на полу на макушке, руки за головой. И в таком положении нахдитесь 1-2 минуты. Т.е. эдакая поза молящегося человека. Вполне может быть, что кому-то двигаться дальше даже и не стоит. Пока не приведёт своё здоровье в хорошее состояние.

Если у Вас со здоровьем всё в оьносительном порядке. Нет никаких ограничений по поводу давления, сосудов, сердца и т.д. То можете идти дальше и делать перевёрнутую позу на несколько секунд. Например около стены. Затем увеличивать это время. Не спешите. Я серьёзно говорю, что с этой позой шутить и играться нельзя. Да, дети легко её делают, для них это игра. Но если Вы никогда ничего подобного не делали, спортом не занимались и Вамуже за 40 - то приступайте к ней очень оккуратно.

  • Добавлю, что развивать чакры очень важно. И не только для каких-то энергетических целей. Каждая чакра отвечает за свою область органов в теле, системы, а также железы. Железы - это чрезвычайно важные мини "химические фабрики" в нашем теле. Они вырабатывают гормоны, от которых напрямую зависит какое у нас будет настроение, что мы будем чувствовать и даже думать. Поэтому регулируя чакры - Вы делаете очень боьшую пользу себе на всех уровнях.
1. Мукта Хаста Сиршасана (Mukta Hasta Sirhasana, Стойка на голове)
2. Саламба Сиршасана II(Salamba Sirhasana II, Стойка на голове II)
3. Натараджасана - вариация (Natarajasana, Поза Танцующего короля)
4. Врксасана (Vrksasana, Поза Дерева)
5. Вирасана - вариация (Virasana, Поза Героя)
6. Супта Вирасана - вариация (Supta Virasana, Поза Героя на спине)
7. Ятангасана (Yatangasana, Позиция 12-ти Точек)
8. Симхасана (Simhasana, Поза Льва)
Метод интегральной медитации

Для осознания и гармонизации Аджна-чакры рекомендуется использовать метод интегральной медитации. В этой технике соединяются методы визуализации, повторения биджа-мантры и направление фокуса осознания на межбровный центр.

Для практики медитации можно принять одну из медитативных поз йоги – Сиддхасану (поза совершенства), Ваджрасану (поза алмаза), Падмасану (поза лотоса) или Ардха Падмасану (поза полулотоса).

Если пока еще нет возможности сесть в эти позы и удерживать их достаточно долго, практику можно проводит и сидя на стуле или в кресле.

Следует сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и максимально расслабить тело.

Практика медитации начинается с «прислушиванию» к межбровному центру и ощущению пульсации в нем. Когда пульсация становится явной, пусть ум с каждым ударом сердца повторяет мантру АУМ.

Когда повторение мантры станет практически автоматическим, нужно приступить к визуализации – внутренним взором видеть, как в пространстве между бровями распускается прекрасный фиолетово-синий цветок с двумя лепестками. Внутри этого цветка видится перевернутый треугольник. А внутри треугольника – начертание АУМ, т.е вы видине янтру Аджна-чакры. Повторение мантры АУМ продолжается. Можно визуализировать, как с каждой пульсацией и каждым АУМом, цветок слегка вибрирует.

Практика должна продолжаться от 10 до 30 минут, в зависимости от наличия свободного времени и от опыта в медитации.

Медитация для шестой чакры из кундалини-йоги

Шестая чакра расположена в точке, где начинается нос. Эта чакра, гипофиз, контролирует всю эндокринную систему.

Поза : сядьте в удобную позу, позвоночник прямой.

Медитация : Глядите на кончик носа 11 минут в день между 4 и 8 часами, тогда вы будете контролировать всю эндокринную систему последующие 24 часа и кроветворения переменится к лучшему.

Физическая мудрость кундалини йоги, как преподавал её Йоги Бхаджан

Медитация "Любящая доброта" Работа с чакрами
Подготовка к встрече со своим Ангелом Хранителем во сне Работа с Сахасрара чакрой
Медитация для работы с драгоценными камнями и минералами Работа с горловым центром-Вишудха
Выстраивание астральной защиты. Снятие порчи Работа с Анахата чакрой
Медитации на формирование событий Работа с Манипура чакрой
Медитация "Идеалы возможного в человеке" Работа с Свадхистана чакрой

Число души 7

Числа вашего дня рождения
.

Число души 7. Потребность знать, понимать и видеть - основное выражение 7 в этом положении. Недостаток контроля определяет потребность быть контролируемыми, и контролировать то, что контролировать невозможно. Вы можете пытаться контролировать свои потребности, вы строите планы, независимо от того, нужны они или нет. Вы нуждаетесь в прощении, а прощение нуждается в вас. Здесь существует опасность слишком большого числа предписаний и запретов и бесконечный поиск причин. Наслаждаясь удовольствием печали, вы также чувствуете печаль удовольствия, которая вызывает в мыслящей натуре потребность спасать других и склонность оказывать покровительство.


Число души 6

Числа вашего дня рождения
расскажут о вашей связи с душой .

Число души 6. Здесь присутствует чувство, что вам необходимо принять ответственность за других, хотя в равной мере существует тоска по свободе, а также романтике и красоте. Вы обретаете силу, когда принимаете ответственность за себя, что осуществляется посредством веры, и в данном контексте вера будет проявлением силы души.


Число души 5

Числа вашего дня рождения
расскажут о вашей связи с душой .

Число души 5. Вы будете испытывать потребность в парадоксе, поскольку пытаетесь установить связь с активной и пассивной частями своего существа, и работаете над тем, как можно быть динамичными, и всё же спокойными. Это ваша потребность в балансе, особенно в физических проявлениях жизни, таких как сон, диета и упражнения. Потребность быть услышанными также очень сильна, поскольку она помогает вашей потребности чувствовать свой центр, и именно через коммуникацию подключается связь с душой и черпается бесконечная сила.


Число души 4

Числа вашего дня рождения
расскажут о вашей связи с душой .

Число души 4. Потребность принимать решения сопряжена с затруднениями в выборе. Существует потребность принимать, хотя вы можете часто отрицать её, и потребность получать благодарность, хотя вы можете отвергать приносимую вам благодарность. Один способ стать открытыми для помощи и уважать свои собственные потребности - учиться благодарить других. Вы вполне можете почувствовать предательство и боль, которые приносит опыт доверия, особенно отцу, и поэтому вы не верите в возможность того, что следующий контакт с людьми будет достаточно тонким. Однако ваша сила заключена в сердце раны, несмотря на то, что возможен конфликт между потребностью быть открытыми и потребностью в защите.