Потрековый разбор альбома Кендрика Ламара – «DAMN. “Момент абсолютного величия” — кому-то еще нужна рецензия на альбом “DAMN” Kendrick Lamar? Бог и проклятье

В последнее время создается впечатление, что просто выпустить хип-хоп альбом — это дурной тон, моветон и вообще, бро из Комптона перестанут респектовать и косяк никто не свернет. Нет, это не наш путь. Надо нагнать тумана, сделать пару пафосных заявлений, устроить квест для фанатов, сменить несколько дат релиза и максимально накрутить интригу. Канье Уэст, Фрэнк Оушен, а теперь и Кендрик Ламар поочередно промышляли подобным, вот только результат у них совершенно разный. в «Бога от индустрии», перепутав модный подиум, политическую трибуну и концертную площадку, с лейблами, а вот Ламар… Ламар пошел другой дорогой.

История «DAMN.» (да, и точка тут важная часть истории!) началась 23 марта 2017-го, когда внезапно выходит сингл Кендрика «The Heart Part 4», где он советует дождаться 7 апреля. Вопросов нет, ждем. Но не все так просто и рано расслабились: 30 марта выходит клип «HUMBLE.», где Ламар в образе Молодого Папы режет правду-матку, давая первое представление о стилистике будущего лонгплея, а 7-го числа мы узнаем лишь точную дату релиза пластинки – 14 апреля, день в день с «OTD» от Вани Дорна. Ну, нам не привыкать, больше альбомов богу альбомов, обвели красным цветом новую дату в календаре и ждем. И обвели не зря.

Новая пластинка Кендрика получилась цельной, лаконичной, без излишеств: 55 минут, трек в среднем меньше 4 минут, никаких интро, skit’ов и прочей мишуры; а Ламар слов на ветер не бросает, порой срываясь на пулеметную граймовую читку, будто за ним гонятся. Приглашенных звезд негусто, но те, что есть, берут умением, а не числом. И если трек с Рианной («LOYALTY.» ) достаточно посредственный, то Боно, зачитавший куплет в композиции «XXX»., постарался, да и вообще – U2 в отличие от иных «рок-групп» не самый частый гость на хип-хоп треках.

Альбом концептуален, хотя на первый взгляд этого не видно (ну, кроме одной стилистики в написании). Он напичкан отсылками, как косяк травой у бро с района, его хочется декодировать и переслушивать «с конца к началу», как и рекомендует сам Кендрик в треке «DUCKWORTH.»

Несмотря на то, что все критики единодушно называют новый релиз Ламара «личным», на нем есть место и типичным пассажам о США, которые «уже не те», включая ехидные ремарки в сторону Сами Знаете Кого об «Obama’s Nation» и Трампе. Да, есть тут и «треки-исповеди», куда без них, вроде уже упоминавшегося «DUCKWORTH.» , где речь идет об отце Кендрика, который чуть не погиб в перестрелке, а также «FEEL.» с ее проникновенным рефреном «Ain’t nobody prayin’ for me». Собственно, весь рефрен альбома умещается в цитату «what happens on Earth stays on Earth» (как Вегас, только Земля, да) и прямым заявлением

«I don’t do it for the ‘Gram, I do it for Compton», —

не в деньгах сила, мол, а в правде. Даже трек с пафосным названием «GOD.», который уместнее смотрелся бы на лонгплее мистера Кардашьян, повествует о вещах земных, если не приземленных: прошлом Ламара, его родных и терках с Jay-Z.

Декодировать альбом можно очень долго, скажем больше: впервые за долгое время интересно не только вслушиваться во флоу и примечать удачные рифмы, но и вчитываться в тексты, ища там не мудрость и второе дно, но качественно сделанную работу без сучка, без задоринки. При желании можно найти недостатки везде, но в «DAMN.» этим хочется заниматься меньше всего. Мы и не будем.

P.S. Who the fuck is Dorn? © Mr. Kendrick Lamar

Kendrick Lamar - это звезда, которой хип-хопу не хватало, самый настойчивый, искусный и целеустремленный рэп-артист своего поколения, а возможно даже всех. Это уже его второй шедевр подряд. «To Pimp A Butterfly» был повсеместно признан альбомом 2015 года, представляя собой широкий музыкальный спектр, включая в себя джаз, соул и психоделику, как подложку для яростного, смешного, эмоционально преданного обращения к разделенной нации. По размаху, цели и насыщенности оно вернуло хип-хопу социальную и политическую осознанность 70-х, что дает возможность сравнивать его со Stevie Wonder’ом, Marvin Gaye и Curtis Mayfield. «DAMN» менее насыщенная, более минималистичная работа, но настолько сильно сфокусированная, лирически бесстрашная, концептуально изобретательная и поданная с определенным «свэгом», что она более чем достойна своего предшественника.

Обложка (хмурый взгляд вблизи), жирные, все прописные буквы в названии, названия треков в одно слово (BLOOD, PRIDE, LUST, LOVE, FEAR, GOD) провозглашают намерение Lamar’а обнажить все. Ощущение альбома далеко от сверкающего, разрастающегося рога изобилия в «To Pimp A Butterfly». В то же время нет никакого критического пожертвования в музыкальности, которая и делает Lamar’а таким доступным. Ритмы остались плавными, фанковыми, джазовыми, мелодии проскальзывают с гладкой мягкостью, передаваемой мастерским флоу Lamar’а и его мягким поющим голосом, и деликатные оттенки повсеместно создают искусное звучание в несколько слоев, которые отслаиваются с каждым новым прослушиванием и выдают новые звуковые пространства, повторяя глубину смысла, которую можно обнаружить в словах песен. Начиная с ритмичной электро мантры о личности в треке «DNA», заканчивая нежной певучей регги-поп-медитацией о непостоянных эмоциях, «DAMN» – это альбом поверхностного блеска и скрытых глубин, где слова и музыка работают в абсолютной синхронности, в постоянно разворачивающемся танце, который придает каждому новому подходу чувство исследования и открытия нового. Это просто сбивает с ног.

В «XXX» принимает участие U2, комбинация, которая без сомнения повергла бы некоторых фанатов (с обоих сторон водораздела между роком и хип-хопом) в ужас, но в результате получился трек с извилистым и на удивление душевным флоу, что делает их отличным дуэтом, выставляя на показ суперзвездных гостей Lamar’а в их самом недооцененном формате. В то время, как Bono шепчет «Молись за меня» и нежно пропевает идеалистическую мантру американской мечты, Kendrick Lamar подает нам эпическую поэму вне времени о врожденном насилии в самой сущности самосознания Америки. «Святая Мария, Иисус и Иосиф / Великий Американский флаг свернут и тянет взрывчатку / Компульсивные растройства, сыновья и дочери / Забаррикадированные кварталы и границы / Смотрите, чему вы нас научили / Это убийство на моей улице, твоей улице, переулках, Уолл-Стрит / Корпоративные офисы, банковские рабочие и боссы / С мыслями о самоубийстве, Дональд Трамп во главе… »

А вот и он. Для рэпера, который никогда не стеснялся высказываться по важным вопросам современности не удивительно, что непопулярный 45-ый президент США может несколько раз появиться на «DAMN». Но не он, на самом деле, в фокусе внимания Lamar’а. На «XXX» Lamar обвиняет и себя самого в насилии своей нации, говоря об Америке как о «зеркале». Акцент ставится на личном, даже если контекст остается социо-политическим. Снова и снова Lamar обращается к эмоциональным и философским вопросам через анализ своих собственных противоречий, используя себя, как шаблон для человеческого несовершенства. На треке «PRIDE» он исследует грехи своей собственной гордости, читая под тяжелый, старый соул-бит. «Буйствование, погоня за целью, новые мирские приобретения / Творение плоти, разрушение души, какой из них ты бы уменьшил? / Лучшая часть, человеческое сердце, ты любишь их или критикуешь / Счастье или привлекательность? Как ты подойдешь к вопросу? ». Затем следует хвастливый «HUMBLE», в котором он распевает о своем превосходящем рэп-таланте и разбивает своих ненавистников под динамический бит с пианино. Эта последовательность усложняет и обогащает обе песни.

Такая уверенная артистическая целеустремленность – это то, что отделяет Lamar’а от остальных. Это, и еще фантастические навыки в рэпе. Он может менять темп и флоу, играть с тональностью своей вокальной подачи, окунаться в мелодию и отходить от нее, постоянно сопровождая это строку за строкой, наполненной слогами, каждый из которых играет свою роль. Он может писать чарующие истории (заключительный автобиографический «DUCKWORTH» имеет сильный и задевающий конец), гипнотические мантры («FEEL» предлагает нам ослепляющий список сложных и противоречивых эмоциональных откликов), солипсические pop-песни подобно Drake’у (Rihanna включает свою магию вместе с Lamar’ом на легком груве «LOYALTY») и последним блюдом подаются философские и игривые нон-секвестры, которые делают рэп так неизбежно цитируемым («I can’t fake humble just cause your ass is insecure»).

Как жанр, рэп может быть очень требователен к слушателю, частично из-за непрерывной лирической пунктуации, но также и из-за урагана культурных отсылок и сленга, который требует расшифровки. Тем не менее, если обнажить ослепляющую игру слов, лежащую на поверхности у большинства рэперов, не остается ничего, кроме беспрестанных заявлений о пустых одержимостях. «DAMN» — это альбом, освежающе свободный от хвастовства своим богатством, дизайнерской одеждой, дорогими машинами и прочей роскошью. Нет женщин, необдуманно-ставших жертвами унижения. Это альбом, в котором чувствительный, сложный мастер слова задает серьезные вопросы себе и, не напрямую, своим слушателям, о том, сколько ответственности за состояние несовершенного мира, в котором мы живем, лежит на нас самих. «See, in the perfect world, I would be perfect, world », — настаивает он. «DAMN» торжествует в своих собственных недостатках таким образом, что это не только закрепляет место Lamar’а на верхушке хип-хоп шумихи на сегодня, но и на верхушке популярной музыки. Это работа будущего «лучшего всех времен» в полном расцвете сил. Действительно, DAMN.

Послушайте альбом Кендрика Ламара «DAMN.» бесплатно.

Y"all got ‘til April the 7th to get y"all shit together

However, when the Pre-Order was released, it was announced that it would be a Good Friday, April 14th release.

He’s been Kendrick Lamar for a while, and Kendrick Lamar is the good kid, he’s the more introspective kid. I think he was trying to get back to K-Dot, get back to his roots, sag his pants, really roll through the hood for this album.

On March 30, 2017, the first single from DAMN. was released, titled A week later, the title and the number of tracks was revealed on the iTunes pre-order. On April 11, 2017 the tracklist and album cover was revealed through Kendrick’s Twitter account. The album leaked hours before the official with slight differences in the album.

All 14 songs off the album charted in the Billboard Hot 100 after first week of tracking dated 05.06.17 with “ ” and “ ” charting at #1 and #4 respectively.

On May 4, DAMN. was certified platinum, making it Kendrick’s third straight Platinum album and 2017’s first Platinum-selling rap album. On July 10, 2017, the album was certified double Platinum.

DAMN. won Rap Album of the Year at the 2018 Grammys held on January 28, 2018.

On April 16th, 2018, DAMN. won the Pulitzer Prize for Music. By winning this award, Kendrick Lamar became the first non-classical/jazz artist to win the award. The Pulitzer Prize website described the album as:

a virtuosic song collection unified by its vernacular authenticity and rhythmic dynamism that offers affecting vignettes capturing the complexity of modern African-American life.

“DAMN.” Q&A

  • Translations

  • Does this album intentionally work backwards too?

    Yes, as realized you can play the album backwards,” he said. “It plays as a full story and even a better rhythm. It’s one of my favorite rhythms and tempos within the album. It’s something that we definitely premeditate while we’re in the studio.
    I don’t think the story necessarily changes, I think the feel changes,” he added. “The initial vibe listening from the top all the way to the bottom is … this aggression and this attitude. You know, ‘DNA,’ and exposing who I really am. You listen from the back end, and it’s almost the duality and the contrast of the intricate Kendrick Lamar. Both of these pieces are who I am.”

    The “wicked or weakness” theme goes throughout the entire album and it has a major role in the album conceptually. Kendrick implores his listeners to determine whether his lifestyle and actions are a sign of either wickedness or weakness. Also notice how every other track is rooted in his wickedness, meanwhile the every other track is rooted in his weakness. For instance: , are songs on the album in which he reveals his weaknesses. On the other hand, every other track aside from those are ,

Продюсеры: Bekon и Top Dawg.

Открывает альбом двухминутная композиция «BLOOD.», которую сложно назвать полноценным треком, учитывая то, что состоит она из небольшого спича Кендрика и двух вставок. Сначала мы слышим распевное четверостишие от продюсера Bekon (приложившего руку к созданию половины треков с альбома), который задаётся вопросом: озлобленность или слабость? И тут же отвечает – решать вам, слушателям. Будем ли мы жить или умрём? Данные строчки в итоге станут главным лейтмотивом всего альбома – подобное уже было на «To Pimp a Butterfly», многие из треков с которого начинались или заканчивались с одного и того же (почти что) рефлективного спича. На протяжении всей сюжетной линии проекта главный герой, будто маятник будет раскачиваться меж двух понятия – «злость» и «слабость». Далее следует тот самый спич самого Ламара, который описывает последний момент своей жизни. Как-то прогуливаясь по городу, главный герой увидел странную женщину, которая, как ему показалось, нуждалась в помощи и выглядела потерянной. Кендрик решил протянуть ей руку помощи, но в ответ услышал «ты потерял свою жизнь» *выстрел*. В аутро звучит отрывок из репортажа Fox News, приуроченного к премии BET Awards 2015, на которой Ламар выступил со своим синглом «Alright». Журналисты исковеркали цитату из песни и перевернули с ног на голову весь её посыл. Позже в том году Кендрик прокомментировал данную ситуацию так: «Как вы можете просто так брать и превращать песню о надежде в песню о ненависти? Главный посыл песни заключается в том, что “всё будет в порядке”, а не в том, что “я хочу убивать людей”.

2 . DNA.

Продюсеры: Mike Will Made-it.

В «DNA.» рэпер освобождает всю накопившуюся агрессию, которой он не давал выплеснуться, кажется, на протяжении всей работы над «TPAB». Пулеметная читка, колкие панчлайны, умелое жонглирование темпом и вайбом. Гротескность трека трудно преувеличить: Кендрик рассматривает разные точки зрения на современную культуру, отрывается, критикует и исследует своё черное наследие в очередной раз. «DNA.» - это злость (это в продолжение темы от лейтмотиве всего альбома). С предыдущей композицией, данный трек связывается тем самым аутро, в котором звучит отрывок репортажа, – Кендрик, в том числе, выплёскивает свою озлобленность и на этих псевдокритиков. Весь трек - это описание жизни и индивидуальности артиста, построенный на аллегории сопоставления их с генетическим кодом. «Loyalty», «сocaine quarter piece», «power, poison, pain and joy», «hustle though, ambition, flow» и еще очень много чего находится в ДНК Кендрика. Все эти вещи, как хромосомы, достались ему по наследству от старого поколения и потом перейдут к младшему. Патристика артиста заключается не просто в его музыке, а в посыле и мэсседже, что он пытается донести до своего слушателя вот уже четвертый альбом кряду. Рэпер также копается внутри своего естества описывая себя всего двумя словами - «аntisocial extrovert». А еще отождествляет себя с Иисусом. Последнее звучит особенно мощно. Ведя речь о «DNA.» нельзя не упомянуть видеоработу на эту композицию. Клип срежиссирован Набилем, а также Дэйвом Фри и самим Ламаром, указанными в титрах, как «the little homies», а в одной из главных ролей засветилась голливудская звезда Дон Чидл. Сумасшедший творческий тандем выдает еще одну мощную работу на уровне с предыдущей экранизацией «HUMBLE.», показывая в кадре напряженный разговор между детективом-Чидлом и самим Ламаром, отсылки к китайскому кинематографу, ранним работам К-Дота (в машине у девушек, к примеру, играет старенький «Hood Politics») и Скулбоя Кью, который завершает видеоряд мощным ударом прямо в объектив, оставляя зрителя сидеть ошеломленным перед своим монитором. Причем, в видеоряде «DNA.» расшифровывается, как «Dead Nigger Association» (Ассоциация мёртвых ниггеров) – что это может значит? Возможно, ответ кроется в грядущем клипе.


3. YAH.

Продюсеры: Anthony “Top Dawg” Tiffith, Sounwave & DJ Dahi.

«YAH.» - это легкая, фанковая композиция, характеризующаяся расслабляющим вайбом и запоминающимся припевом. Только на третьем треке мы наконец-то знакомимся с новым героем альбомов Кендрика – Кунг Фу Кенни (впервые это имя было упомянуто на сингле «Perfect Pint» с альбома Mike Will Made-It), с позиции которого и будет идти всё дальнейшее повествование. Открывается песня с возгласов легендарного диджея Kid Capri, озвучивавшего теги на многих культовых микстейпах «золотой эры», тем самым Ламар, судя по всему, пытался придать своей пластинке тот «ламповый» вайб классики жанра из 90-ых.

В данной песне Кендрик продолжает делать многочисленные отсылки к Библии, в частности само слово “Yah” - это видоизмененное «Яхве» - одно из многочисленных имён Господа. В треке также присутствуют референсы в сторону Второзакония, которое еще не раз встретится внимательному слушателю при анализе всего «DAMN.». В первом куплете Ламар повторяет свои жизненные правила: «Keep the family close - get money, fuck bitches». Во втором - продолжает своеобразный биф между ним и телеканалом FOX News, который известен своими правыми взглядами и который в свое время осудил выступление артиста с песней «Alright» на 2015 BET Awards. В строчке «Somebody tell Geraldo this nigga got some ambition» Ламар задевает репортера канала Геральдо Ривьеру и предупреждает о том, что FOX News могут еще не раз воспользоваться именем рэпера для осквернения самого К-Дота и жанра в целом.

4. ELEMENT.

Продюсеры: James Blake, Sounwave & Ricci Riera

«ELEMENT.» встречает нас своим холодным инструменталом и являет собой переходное звено между «YAH.» - треком, который становится одой собственным принципам - и «FEEL.» - действительно трогательной песней о моральной истощенности Кендрика. «ELEMENT.» - это ответ всем тем, кто сомневается в преданности Ламара своему городу, семье и тому, что он ценит в этой жизни.

Четвертый трек опять открывается с фразы Kid Capri «Y’all know, what happens on Earth stays on Earth». Сам Капри позже скажет, что понятия не имеет, что значит эта фраза, но, прослушав трек, можно сделать следующий вывод: Кендрик считает – то, что было сделано при жизни это неважно, что произошло на Земле, то остается на Земле, все мы после смерти попадем в совершенно другое место, где нам придется начать все заново. Логично предположить, что артист имеет в виду Чистилище. По сути вся песня - грустный и трогательный рассказ о том, как живет родной для рэпера Комптон, какие трудности подстерегают его жителей, через что им приходится пройти, чтобы достичь хоть мало-мальского успеха и не быть, к примеру, застреленным в один (не)прекрасный день. Ламару удалось пробиться через тернии и достичь звезд, но он все еще с болью в груди наблюдает за своим народом и от всего сердца желает помочь ему. Но, как говорится, «один в поле не воин» и максимум, что может сделать артист - это привлечь как можно больше внимания к проблеме чернокожего населения. Чем он, собственно говоря, и занимается путем создания своей музыки. К слову, флоу, используемый Кендриком в третьем куплете, отсылается к легендарному синглу участника тогда ещё только начинавшего покорять индустрию лейбла Cash Money, Juvenile «Ha», попавшего на альбом «400 Degreez».

5. FEEL.

Продюсеры: Sounwave.

«FEEL.» предшествует песне «LOYALTY.», посвященной верности. И это вовсе не случайность, а задумка Кендрика. Как уже говорилось выше, «FEEL.» (чувство) местами депрессивный трек, в котором Ламар подвергается сомнениям, говоря напрямую, что его беспокоит. А идущая следом «LOYALTY.» (верность) подтверждает догадки многих о том, что из всех чувств рэпер больше всего ценит именно верность - не важно какую.

Размеренный бит трек с минимумом перкуссий выполнен в таком стиле неспроста. Подобный минималистичный минус помогает подчеркнуть важность самого текста, выводя саму музыку на второй план. «FEEL.» это в первую очередь диалог Кендрика со своим слушателем, его исповедь, именно здесь он делится со своими фанатами рассуждениями о чувствах. Это своеобразная ода эскапизму: артист хочет убежать от всего, что его окружает, - славы, пристального внимания общественности, миллионов взглядов, наблюдающих за ним день и ночь, - и постичь умиротворение. Как артист сам упоминал в треке «DNA.», он считает себя «антисоциальным экстравертом», по своей природе являясь застенчивым человеком, но из-за взвалившейся славы, ему приходится все время быть на виду. Кендрик откровенничает со слушателе, заявляя, что, хоть ему и приходится кичиться своим статусом «короля» в рэп-игре, он должен признать: вся эта индустрия гниет изнутри. И за бесконечным блеском из злата, цепей и дорогущих тачек кроются обыкновенные завистливые люди, которые, как пауки в банке, готовы разорвать друг друга, лишь бы был повод. Наряду с «FEAR.», с точки зрения эмоционального повествования, - это самый мрачный и депрессивный трек альбома.

Первое выступление Кендрика в роли Кунг-Фу Кенни на Coachella

6. LOYALTY.

Продюсеры: Anthony “Top Dawg” Tiffith, Terrace Martin, Sounwave & DJ Dahi.

Мы бы сказали, что «LOYALTY.» предназначен исключительно для радиостанций, если бы не одно “но”: без «LOYALTY.» композиция «HUMBLE.» теряет отчасти свою ценность на альбоме. Чтобы понять это, нам дан трек «PRIDE.», в котором ведется речь о гордости и гордыне - противоположных вещах. Но суть заключается в следующем: если ты верен и скромен, то это предмет для гордости. Эта завуалированность завораживает.

Данный трек немного выбивается из всеобщего сюжетного повествования альбома, но, если рассматривать , то «LOYALTY.» играет нешуточную роль в понимании философии альтер-эго Ламара - Кунг-фу Кенни. Сомнения продолжаются, вот только направлены они в немного иную плоскость. Кендрик (или, точнее сказать, в данном конкретном случае Кенни) рассуждает на тему, что же такое верность. Измена любимой лежит в основе полигамного поведения мужчин и является обычным делом или же это предательство дорогого тебе человека? И можно ли быть преданным другим вещам, таким как деньги, слава, алкоголь и так далее. Нельзя не упомянуть о том, что на этом треке чувствуется какая-то совершенно метафизическая химия между К-Дотом и Рианной. Сначала артист вступает с ней в своеобразную дискуссию, а через некоторое время они уже в один голос заявляют вещи в стиле «Tell me who you loyal to / Do it start with your woman or your man? / Do it end with your family and friends?». Отдельно стоит упомянуть, что строчками «It’s so hard to be humble» барбадосская исполнительница подводит к нас нашумевшему треку «HUMBLE.», «перескакивая» таким образом следующую композицию - «PRIDE.».

7. PRIDE.

Продюсеры: Anthony “Top Dawg” Tiffith & Steve Lacy.

Рианна «перепрыгнула» «PRIDE.» не просто так - в этом треке повествование отходит от сюжетной арки Кунг-фу Кенни и возвращает нас к религиозным рассуждениям самого Ламара. Здесь Кендрик продолжает углубляться в тему рэп-игры и его личного места в ней. В принципе, то же самое, что было в «FEEL.», только здесь артист высказывается более конкретно по поводу гордости. Рэпер считает, что из всех семи смертных грехов, гордость - самый страшный и этим пороком обладают все без исключения современные рэп-исполнители. Он чувствует резонанс между вещами, которые он хочет делать, и теми, которые должен в качестве «короля». В данном случае вокал К-Дота варьируется от высокого к низкому на протяжении всего трека, что как раз и символизирует тезис «хочу/должен». «PRIDE.» вообще следует воспринимать в своеобразном симбиозе с композицией «HUMBLE.», так как они по сути являются треками-антагонистами в том плане, что их название не сочетается с их же «начинкой». В отличие от громкого названия, бит здесь максимально тихий и спокойный, в то время как в сумасшедшем бэнгере о «скромности» вайб, в противопоставление названию, дикий и безумно агрессивный.

8. HUMBLE.

Продюсеры: Mike WiLL Made-It.

«Humble» - один из самых задорных и ритмически удачных треков альбома «DAMN.». В нем Кендрик позволяет себе расслабиться, скажем так, и его послание заключается в следующем: поклонник ты или исполнитель - не важно, будь скромен, когда Ламар у микрофона. Рэпер задевает язвительными строчками индустрию и некоторых ее персонажей, бахвалится и по-доброму угрожает тем, что если он убьет ниггера - это случится не по вине алкогольного опьянения. Ломанный ритм и игра на интонациях въедаются в голову, пока Кендрик читает о скромности, которую сам он не признает в своем случае. В целом, Ламар не переходит какие-то рамки: всё четко и по делу. Клип к треку еще лучше раскрывает его суть.

Изначально данный бит предназначался для Gucci Mane, но позже на него записался Кендрик, который планировал, что трек попадёт на «Ransom 2» – альбом продюсера Майк Уилла, но тот отговорил Ламара и склонил к тому, что «Humble» должен попасть на «DAMN.».

9. LUST.

Продюсеры: BADBADNOTGOOD, Sounwave & DJ Dahi.

Скромность, похоть и любовь - три трека, которые дополняют друг друга. Зачастую самые скромные люди в душе похотливы до жути, а это животное желание секса шагает вместе с любовью.

До «LUST.» Кендрик еще ни разу в своей карьере не работал с трио канадских музыкантов BADBADNOTGOOD, которые известны своими интерпретациями знаменитых хип-хоп треков и сотрудничеством с Tyler, The Creator и Frank Ocean. Их совместная работа вылилась в легкий, ненавязчивый саунд, чем-то отдающий меланхолией 90х, поверх которого сам К-Дот умело жонглирует своим голосом и флоу, выдавая легко заседающую в голове композицию. В качестве смысловой составляющей трек доносит до слушателя идею, что все мы так или иначе повязли в бессмысленном существовании и рутине, скучной жизни и самокопании. А если рассматривать «LUST.» через призму сюжетной линии Кунг-Фу Кенни, то именно здесь мы впервые видим темную сторону персонажа: герой дает понять, что от девушек ему нужен только секс, ни о какой любви уже и речи быть не может. И вскоре он предаст свою любимую, запустив тем самым целую цепочку не самых благоприятных для себя последствий.

10. LOVE.

Продюсеры: Anthony “Top Dawg” Tiffith, Greg Kurstin, Sounwave & Teddy Walton

«LOVE.» - неожиданно нежный и по-хорошему «сопливый» трек, который можно отнести чуть ли не к баблгам-рэпу. Здесь Кендрик звучит совершенно по-каньевестовски мелодично, что не может не привести в восторг и экстаз даже самого черствого меломана. Это трогательная и почти интимная композиция важна для понимания двух сюжетных арок, как самого Ламара, так и Кунг-Фу Кенни. При этом, если для первого это уже почти финал своей истории, а для второго отправная точка, чувства, описываемые здесь, абсолютно одинаковые. Это единственный трек из двойного сюжета «DAMN.», в котором судьбы и эмоции двух персонажей пересекаются, будто между их параллельными мирами образовалась кротовая нора, через которую им удается коммуницировать. В случае с самим К-Дотом - это романтическая серенада своей жене, Уитни Алфорд, с Кенни - признание в любви к своей девушке, которую он, по ходу своей сюжетной линии, вскоре предаст. Но пока этого не произошло, парни наслаждаются своими вторыми половинками и доносят до слушателя избитую, но все же правильную истину: любовь - самая замечательная и конструктивная эмоция на свете. Трудно не согласиться.

11. ХХХ.

Продюсеры: Anthony “Top Dawg” Tiffith, DJ Dahi, Sounwave & Mike WiLL Made-It.

Целая мини-армия битмейкеров трудились над фитом Кендрика с легендарной ирландской группой U2. Многие фанаты слегка недоумевали, когда увидели совместную работу с рокерами, но дистопичный вокал Боно здесь звучит очень уместно и неожиданно гармонично. Настолько гармонично, насколько это в принципе возможно. Наравне с «HUMBLE.», «ХХХ.» – самый разноплановый трек в «DAMN.», в котором намешано столько, что исходного материала хватило бы с головой на небольшой ЕР. Тут миксуются и олдскульный звук в самом начале, и разрывной бэнгер, и расслабляющий фанковый парт - количество использованных сэмплов, кажется, превышает миллион. В то же самое время резкий переход от агрессивного звука к расслабляющему сделан не просто так. В первом куплете Кендрик углубляется в саму суть зла, утверждая, что при определенных обстоятельствах, каждый человек способен на это. Ламар принимает звонок от своего друга, который хочет посоветоваться с ним в связи со смертью своего сына. Спокойный и рассудительный К-Дот почему-то подталкивает знакомого совершить месть. Второй же куплет несет диаметрально противоположный и даже в некотором роде нигилистичный посыл, доводя до слушателя мысль, что подобные решения и взгляды на жизнь не несут ничего кроме деструктивного характера и, как итог, морального разложения общества.

12. FEAR.

Продюсеры: The Alchemist.

Композиция «FEAR.» расположилась на двенадцатом месте треклиста отнюдь не случайно: после эклектики песни «XXX», Ламар решается изучить четыре вида ужасов, которые он раскрывает, опираясь на определенные этапы своей жизни в 7, 17 и 27 лет, соответственно). В первом куплете он повествует о жизни маленького ребенка с довольного строгой и грозной матерью: прямым образом заходит речь о домашнем насилии. Далее Кендрик открывается нам со стороны подростковой, говоря, что он боялся умереть молодым, ведь на улицах постоянно стреляли, и полиция была синонимом слова “беспредел” на просторах его родного квартала. Покончив со страхами тинейджера, Ламар рассказывает о том, что ему страшно потерять ту жизнь, которую он построил собственноручно. В четвёртом куплет Кэй-Дот уже задумывается о будущем: его терзают страхи, касающиеся потери хватки, творческого запала и чувств. В аутро отец Кендрика вдохновляет своего сына: «I love you, son, and I pray for you! God bless you!».

13. GOD.

Продюсеры: Yung Exclusive, Bēkon, Anthony “Top Dawg” Tiffith, Cardo, Sounwave, Ricci Riera & DJ Dahi.

Аутро «FEAR.» намекает нам на вполне логичный в структуре альбома «DAMN.» трек «GOD.».

«GOD.» для «DAMN.» является чем-то похожим на «Ultralight Beam» из уэстовского «The Life Of Pablo». Это своего рода электронно-автотюновый госпел, затрагивающий, само собой, божественную тематику. Раскатистым голосом Кендрик напевает строчки «This what God feel like!», таким образом коронуя себя настоящим Богом во плоти. В первом куплете артист возводит себе «памятник нерукотворный», описывая свои многочисленные достижения и отожествляя себя любимого с божеством только для того, чтобы во втором развеять в пух и прах эти заявления и доказать, что внутри самого себя он все еще обычный человек. Это основная тема всего лонгплея, квинтэссенция всех его мыслей. Это описание дуалистичности природы сверхуспешного артиста, каждое слово которого трепетно внимают миллионы людей, хотя, по сути говоря, он мало чем отличается от нас с вами.

14. DUCKWORTH.

Продюсеры: 9th Wonder

Kendrick Lamar самый большой везунчик в современном рэпе: его «крышует» Dr. Dre; он имеет уважение как среди элиты шоу-бизнеса, так и на улицах; его альбомы становятся самыми ожидаемыми в жанре, впоследствии чего имеют хороший коммерческий успех. Не хочется поддаваться массовой истерии и называть Ламара одним из величайших MC в истории (рановато еще), но то, что он уже занял выгодное место в истории хип-хопа – сомнений нет. А ведь среди рэперов, стрельнувших в этом десятилетии, таких будет явно не много. Ну, а если вы вообще не в курсе творчества Кендрика, то это значит лишь одно: вы перестали интересоваться происходящим в хип-хопе более пяти лет назад.

После «To Pimp a Butterfly» бытовало мнение, что Kendrick Lamar так и останется заложником образа молодого бунтаря, которого не устраивает политика США. Да, с музыкальной точки зрения «TPAB», лично для меня, превосходит его первые два альбома. Очень нестандартным решением было выбрать фанковую / джазовую музыкальную составляющую, так как она, казалось бы, давно мертва для мейнстрима. Но у рэпера уже был нехилый авторитет, так что прокатило. С точки зрения же концепции – это альбом для афроамериканцев от успешного, но не равнодушного, афроамериканца. Кендрик выразил большой респект культуре своего народа, за что и получил похвалу со всех концов света. Но надо было двигаться дальше.

Ламар нашел иное решение для своего четвёртого сольника . Помимо почти полного отказа от звучания предшественника, изменения претерпела вся концепция. Рэпер раскрыл для нас душу и рассказал истории, которые, почему-то, избегал ранее. «DAMN.» будто переносит нас в середину 90-х, когда даже мейнстримовые артисты соревновались не строчками в биллборде, а в качестве и новаторстве альбомов. Другими словами: кто изощренней вывернет свой быт наизнанку.

Кендрик известен своим артистизмом, способностью положить на рифму любую историю и т.д.. Но здесь он демонстрирует именно то, что большинство называет рэпом: рифмы, флоу, ярость. В эпоху популярности «бубнящих» исполнителей (Young Thug, Future, Migos), Ламар заставляет вспомнить массы, что такое рэп. Даже однообразный битмейкер Mike Will Made It (он ответственен за успех дуэта Rae Sremmurd) прыгнул выше головы, сделав «HUMBLE.» одним из лучших своих творений.

Приятным сюрпризом стало участие легендарного Kid Capri, чье имя даже не прописано в треклисте. Его голос можно услышать в песнях «ELEMENT.», «XXX.», «DUCKWORTH.» и «LOVE.». И тут снова связь поколений. Туда можно отнести участие 9th Wonder, поработавшего над последним треком. По словам того же Kid Capri, именитый битмейкер и Кендрик сделали несколько треков вместе, так что в будущем нас ожидает что-то еще. И да: «DUCKWORTH.» — это прям тот 9th Wonder, которого мы все любим уже много лет. А The Alchemist в «FEAR.»? Данный бит будто не попал на какой-то из сольных проектов Prodigy из Mobb Deep.

На содержании трека «DUCKWORTH.» стоит остановиться. Мало того, что Ламара в конце убивают, так там еще поведана интересная история. Рэпер рассказывает, что еще до подписания контракта с TDE, у босса лейбла, Top Dawg’a, возникла стычка с отцом Ламара — Даки. Top Dawg собирался ограбить KFC, в котором работал Даки. Но из-за того, что он иногда кормил бесплатно TD, отец Кендрика остался жив. Ламар говорит о том, что если бы его отец погиб, Top Dawg сел бы в тюрьму, а сам Кендрик остался бы без отца. Он прозябал бы все время на улице, а что из этого вышло бы – неизвестно.

К счастью, все обошлось. Кендрик стал участником TDE, а все споры разрешились мирно. Странно, что обычно такие экстремальные истории рэперы обычно выливают в первом же альбоме. Кендрик же берег ее 6 лет, до выхода «DAMN.».

Ранее Kendrick Lamar старался выглядеть зрелым мужчиной, способным все держать под контролем. В «DAMN.» же его уверенность куда-то пропала. Ламар предстаёт перед нами параноидным молодым парнем, подверженным большими сомнениями касательно финансов, творческого вдохновения и духовной состоятельности. Почти подросток, ищущий свое место в жизни. Можно сделать вывод, что слава дала рэперу только больше неуверенности в завтрашнем дне. Это абсолютное обратное чувство от того, что он показывал нам во времена «Good Kid, M.A.A.D City». Кендрик перерыл свои детские воспоминания, чтобы снова влиться в этот образ.

Фаната Ламара были настроены скептически (мягко говоря), когда увидели в треклисте группу U2. Сразу пошли разговоры о том, что это сделано для одобрения от «белой» публики. Особенно после абсолютно «чёрного» «TPAB». Конечно, Кендрик бесспорно заигрывает с разными поколениями и аудиториями, но будет честными: участие группы U2 в «XXX.» почти не ощущается, а фанаты легендарной группы вообще пропустили этот трек мимо ушей.

Данная пластинка может сделать автора очень уязвимым. Если «To Pimp a Butterfly» описывался как экспериментальный альбом (кто поймёт, то тпоймет), то здесь же обычный рэп альбом, претендующий на звание гениального и будущей классики жанра. После такого у исполнителей обычно идет спад, но не будем загадывать. Примерно через день после выхода «DAMN.», пресса начала раздувать шумиху по поводу второй части пластинки, которая будет называться «NATION.». Якобы, раз Ламар в конце альбома погиб, то он должен воскреснуть на Пасху (как Иисус). Теория интересна на столько же, на сколько и глупа. Выпустив продолжение, тем более спустя такой короткий период времени, Кендрик рискует «закормить» слушателя и отвлечь внимания от самой сути. Неизбежно появятся сравнения, а какая-то из частей может сильно уступать другой. Глава Top Dawg Entertainment уже заявил о том, что рэпер готовит кое-что еще на этот год, но про продолжение сказано не было.

Хорош ли «DAMN.»? Безусловно — да! Станет ли он важным этапом в карьере Кендрика? Определенно. Подойдет ли он для любой аудитории? Разумеется… нет. Несмотря на заигрывания с современными тенденциями, эта музыка далека от того, под что сейчас золотая молодежь отрывается в клубах (слишком много текста). Да и для искушенных слушателей рэпа ничего нового тут нет. Мы еще помним альбомы-аудиофильмы от Prince Paul, который в 90-ые просто поражал. Однако, популярности так и не сыскал. Сейчас у Ламара есть все козыри для того, чтобы завлечь молодую аудиторию к изучению истории не только жанра, но и всей современной музыки. Благо ресурсов более чем достаточно.

Ну, а что по поводу коммерческого успеха: спустя три недели после выхода, «DAMN.» получил платиновый статус и более пол миллиарда прослушиваний на стриминговых сервисах. Многим ли альбомам без надоедливых синглов для радио удается подобный результат в 2017-ом? Да и по качеству сольных проектов ни один мейнстрим-рэпер не ровня Кендрику сейчас. «DAMN.» явно достоин пристального внимания, но именовать ли его классикой? Советуем не спешить.