Транспортный налог бюджетный учет. Учет налогов в бюджетных учреждениях (Дементьева Н.М.). Налог = База * Ставка * Кв * Кп

Как начислять в бухгалтерском учете транспортный налог, ежеквартально или ежегодно?И на какой счет?

В бухучете начисление транспортного налога, который относится к расходам по обычным видам деятельности, отражайте проводкой Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, то отражайте проводкой Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Суммы начисленных по итогам отчетного периода авансовых платежей по транспортному налогу признаются расходом того отчетного периода, за который начисляется авансовый платеж (п. 18 ПБУ 10/99). Соответственно, начисление авансовых платежей производите по квартально.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Бухучет

В бухучете расчеты по транспортному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по транспортному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.
При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки*:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
- уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99)*:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов ().

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу:

Причина постоянного интереса и регулярного появления массы практических вопросов по транспортному налогу кроется в разнообразии объектов налогообложения. Ясности не прибавили даже изменения, внесенные в главу 28 Налогового кодекса РФ и вступившие в силу с 1 января 2010 г. Разрозненность законодательных требований ко всем участникам процесса налогообложения, особенно при регистрации транспортных средств, только подливает масла в огонь. В данном материале мы постараемся разъяснить основные вопросы, возникающие у налогоплательщиков, в т. ч. появившиеся в процессе подготовки и сдачи отчетности по этому налогу за 2009 г.

Общие положения о транспортном налоге

Транспортный налог относится к региональным, вводится в действие на территории субъекта Российской Федерации его законом и при соблюдении условий, установленных НК РФ.

В соответствии со ст. 257 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Полный список объектов налогообложения транспортным налогом приведен в ст. 358 НК РФ. При налоговом администрировании транспортного налога налоговые органы, как правило, объединяют оговоренные в упомянутой статье виды транспортных средств в три группы:

  • наземные - к ним относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
  • воздушные - самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
  • водные - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.

Из сказанного следует, что плательщиками налога являются все организации и физические лица, зарегистрировавшие практически любое самоходное транспортное средство. Федеральное налоговое законодательство не содержит каких-либо особенностей в отношении налогоплательщиков из числа бюджетных учреждений. Отдельные льготы могут устанавливаться на уровне субъектов Российской Федерации.

Особенности, которые могут возникать при исчислении и уплате налога в бюджетных учреждениях, могут быть связаны с применением отдельных законодательных норм в конкретных хозяйственных ситуациях и обусловлены спецификой деятельности, осуществляемой бюджетным учреждением.

Согласно ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств. Им в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • для транспортных средств, не указанных в подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Новации 2010 г.: коротко о главном

В 2009 г. в соответствующую главу НК РФ были внесены некоторые изменения. Более подробно следует остановиться на тех из них, которые были привнесены Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 282-ФЗ) и Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 283-ФЗ).

Ставка налога. Региональным органам государственной власти разрешено увеличивать ставки налога по сравнению со ставками, прописанными в главе 28 НК РФ, не в пять, а в десять раз. Ранее ставка налога в конкретном регионе могла отличаться от базовой в пять раз как в большую, так и в меньшую сторону.

Права регионов. Установление дифференцированных ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства стало возможным в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Ранее привязка к разным категориям транспортных средств не оговаривалась. Новой редакцией п. 3 ст. 361 НК РФ было уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Перестали учитываться периоды, в течение которых транспортное средство не использовалось (например, находилось на консервации (или в длительном ремонте).

Налогоплательщики. С 2010 г. транспортные средства органов государственной власти, переданные им только на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения. Ранее нормой подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ выводились из-под налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба*.

Закон № 283-ФЗ исключил из указанного положения слова "хозяйственного ведения". Тем не менее фактически можно говорить об исправлении технической ошибки: из смысла норм ст. 294 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) на праве хозяйственного ведения имущество может передаваться только государственным и муниципальным унитарным предприятиям, не являющимся бюджетными.

Полномочия региональных органов власти в части установления сроков осуществления авансовых платежей. Теперь указанные сроки не могут устанавливаться позже сроков представления налоговых расчетов по авансовым платежам (не ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом). На практике авансовые платежи чаще всего и ранее проводились в те же сроки.

Порядок исчисления налога

Общие правила исчисления налога установлены нормами ст. 362 НК РФ. При этом организации (в т. ч. и бюджетные учреждения) исчисляют налог и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (если органами государственной власти субъектов РФ установлены отчетные периоды для уплаты налога). Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1

Налоговая ставка по легковым автомобилям мощностью свыше 100 л. с. на территории субъекта РФ установлена на уровне 10 руб. Мощность автомобиля - 120 л. с. Автомобиль числился на балансе учреждения в течение всего налогового периода.

Бухгалтер учреждения считает авансовые платежи по налогу: 10 х 120:4 = 300 руб.

Сумма налога, подлежащего оплате по итогам налогового периода составит 10 х 120 - (300 + 300 + 300) = 300 руб.

При регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В данном случае может возникнуть вопрос, следует ли проводить корректировку ранее начисленных авансовых платежей в случае выбытия транспортного средства до окончания налогового периода? Скорее всего, такой необходимости не возникает, т. к. отчетными периодами являются календарные кварталы, а не количество месяцев, прошедших с начала налогового периода, как, например, по налогу на прибыль. Поэтому в ситуациях, когда транспортное средство выбывает в течение первого отчетного периода или поступает и выбывает в течение одного отчетного периода, расчет производится исходя из количества месяцев в квартале (3), а не количестве месяцев, прошедших с начала года (3, 6 или 9).

Рассмотрим несколько примеров. Во всех случаях используются общие данные для определения налоговой базы по ставке и мощности транспортного средства, примененные в Примере 1, а под поступлением транспортного средства в учреждение понимается дата его государственной регистрации.

Пример 2

Автомобиль выбыл из учреждения 25 февраля. Авансовый платеж будет равен 10 х 120 х 1: 12 = 100 руб.

Сумма, подлежащая уплате по итогам налогового периода, будет равна нулю: 100 руб. отражаются в общей сумме налога за год и одновременно снимаются с общей суммы задолженности как уплаченные в составе авансового платежа.

Пример 3

Автомобиль выбыл из учреждения 28 июня. Авансовый платеж первого отчетного периода будет равен 300 руб. (см. Пример 1).

Авансовый платеж второго периода: 200 руб. - 300 руб. х 2: 3 (два полных месяца из трех месяцев второго квартала).

По итогам налогового периода корректировка тоже не требуется.

Пример 4

Автомобиль поступил в учреждение 28 июня и выбыл 28 июля. Полных календарных месяцев нет, но месяц постановки на учет и месяц снятия с учета считаются за полные месяцы. В этом случае:

Авансовый платеж второго отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 х 1: 3.

Авансовый платеж третьего отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 х 1: 3.

Пример 5

Автомобиль поступил в учреждение 30 июля и выбыл 31 июля. Авансовый платеж равен 100 руб. = 300 х 1: 3.

Пример 6

Авансовый платеж второго отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 ? 1: 3.

Авансовый платеж третьего отчетного периода будет равен 300 руб.

Платеж по итогам налогового периода – 300 руб. = 10 ? 12 ? 7: 12 - 100 - 300.

Налоговые льготы

Формально определению налоговых льгот, приведенному в ст. 56 НК РФ, как преимуществу по сравнению с другими плательщиками соответствует исключение некоторых транспортных средств из налогооблагаемой базы. Отдельные группы транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, используются бюджетными учреждениями.

При установлении налоговых льгот регионы используют разные подходы, в результате чего состав льгот и перечень категорий налогоплательщиков, полностью или частично освобождаемых от налога, может существенно различаться.

Например, закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (с учетом изменений и дополнений, внесенных в последующие годы) предусматривает перечень льготных категорий и дифференцирует льготы в зависимости от категории налогоплательщиков. Одни из них освобождаются от уплаты налога полностью, другие - частично (таблица).

Льготы, причитающиеся бюджетным учреждениям - налогоплательщикам транспортного налога, и условия их непредоставления

Бюджетные учреждения, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 151/2004-ОЗ, полностью освобождены от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Согласно определению бюджетных учреждений, данному в законе, под ними следует понимать организации, созданные органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления в Московской области для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, зарегистрированные в Московской области, деятельность которых финансируется не менее чем на 70% за счет средств бюджета Московской области или местного бюджета соответственно либо бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетные учреждения, использующие спецтранспорт, как правило, по разным причинам не подпадают под определение бюджетных учреждений, принятое в Московской области. В этом случае им предоставляется не полное освобождение от уплаты транспортного налога, а снижение ставки налога на 50%.

С другой стороны, если учреждение, использующее спецтранспорт, полностью подпадает под приведенное определение бюджетного учреждения (по учредителю, некоммерческим функциям, месту регистрации и объемам финансирования средствами учредителя либо областного фонда обязательного медицинского страхования), то оно полностью освобождается от уплаты налога.

Бюджетный учет транспортного налога

В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления расходы бюджетов, связанные с уплатой транспортного налога, являются прочими расходами и относятся на код 290 КОСГУ

Методические рекомендации по применению Классификации операций сектора государственного управления в части групп 200 "Расходы" и 300 "Поступление нефинансовых активов", доведенные письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, предлагают для учета расходов, связанных с уплатой налогов, ввести дополнительный аналитический код 290.1. Вероятно, практическое значение введения дополнительных аналитических кодов состоит в том, что информация о состоянии и движении отдельных видов расходов может быть сгруппирована и представлена заинтересованным пользователям бюджетной отчетности в наиболее рациональном виде.

Следовательно, в бюджетном учете начисление и перечисление транспортного налога оформляется бухгалтерскими записями:

  • на сумму начисленного авансового платежа или задолженности по налогу по итогам налогового периода:

Дебет 140101290

Кредит 130305730;

  • на сумму денежных средств, списанных со счета учреждения в оплату задолженности по налогу организаций:

Дебет 130305830

Кредит 120101610.

Так же, как и в случае с налогом на имущество, если транспортные средства используются в приносящей доход деятельности, схема бухгалтерских записей будет аналогичной (в первом разряде счета бюджетного учета будет указан код "2").

Инструкция по бюджетному учету и НК РФ не предусматривают распределения сумм транспортного налога между видами деятельности. Тем не менее подобная схема не противоречит ни налоговому законодательству, ни методологии бюджетного учета. То есть если транспортное средство в течение отчетного или налогового периода использовалось в разных видах деятельности, сумма налога может распределяться в порядке, установленном отраслевым или ведомственным нормативным актом, либо внутренним локальным нормативным актом учреждения (например, учетной политикой учреждения).

Л.А. Опальская

1. Объект налогообложения

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог, как и любой другой налог, считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления и сроки уплаты.

Плательщиками транспортного налога признаются бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Причем в соответствии с налоговым законодательством ряд транспортных средств бюджетных учреждений не признается объектом налогообложения, а именно:

Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2. Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговые ставки предусмотрены ст. 361 НК РФ и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

3. Порядок уплаты транспортного налога

Бюджетные организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, II квартал, III квартал.

Порядок исчисления налога, установленный ст. 362 НК РФ, обязывает налогоплательщика рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (количество лошадиных сил) на налоговую ставку (сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Организации уплачивают транспортный налог по итогам года. В течение налогового периода, если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу.

Каждый авансовый платеж равен одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ) и уплачивается в первых трех кварталах. В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансовые платежи по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом. По окончании IV квартала (по итогам года) сумма платежа равна разнице между транспортным налогом, рассчитанным за год, и суммой всех уплаченных в течение этого года авансовых платежей по налогу (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Пример.

По состоянию на 1 января 2008 года на балансе бюджетного учреждения числился грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта Российской Федерации, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ.

В отношении грузового автомобиля ЗИЛ-5301, зарегистрированного в ГИБДД МВД России, организация применяет ставки, определенные для категории "грузовой автомобиль", - 8 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму транспортного налога на 2008 год.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составила 240 руб. (1/4 х 120 л. с. х 8 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы - по 240 руб. (720 руб.).

Сумма транспортного налога, исчисленная за год, равна 960 руб. (120 л. с. х 8 руб.).

В итоге за год сумма транспортного налога по грузовому автомобилю составила 960 руб., а сумма доплаты за IV квартал - 240 руб. (960 руб. - 720 руб.).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то суммы авансовых платежей и сумма налога по итогам года должны рассчитываться с учетом коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считаются за полный месяц.

Пример.

Автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с. зарегистрирован в марте 2008 года, а снят с регистрации в ноябре того же года.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составил:

- 0,33 (1 мес. : 3 мес.) - за I квартал (без учета января и февраля);

- 1 (3 мес. : 3 мес.) - за II, III кварталы (с учетом всех месяцев);

- 0,75 (9 мес. : 12 мес.) - за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по грузовому автомобилю равна:

- 79,20 руб. (1/4 х 0,33 х 120 л. с. х 8 руб.) - за I квартал;

- 240 руб. (1/4 х 1 х 120 л. с. х 8 руб.) - за II, III кварталы.

Сумма транспортного налога - 720 руб. (0,75 х 120 л. с. х 8 руб.).

За IV квартал организация должна была доплатить 160,80 руб. (720 руб. - 79,20 руб. - 240 руб. - 240 руб.).

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

4. Представление налоговой декларации

На основании ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Бюджетные организации, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, представляют по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н и включает:

Титульный лист;

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".

Следует отметить, что если бюджетное учреждение имеет объекты налогообложения (транспортные средства), зарегистрированные на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет по месту нахождения транспортных средств, то заполняется одна налоговая декларация. При этом Раздел 1 налоговой декларации заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.

Раздел 2 налоговой декларации заполняется по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований, относящихся к ведению налогового органа, в который представляется налоговая декларация, Раздел 2 заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства бюджетного учреждения.

Местонахождением автотранспортных средств является тот субъект Российской Федерации, где они зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России, Гостехнадзоре или в других органах (ст. 83 НК РФ).

5. Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, расходы бюджетного учреждения на уплату транспортного налога должны отражаться по подстатье 290 "Прочие расходы" Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Своевременность уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему подтверждается датой платежных поручений на уплату налога.

Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога в бюджетном учете производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

При этом оформляются следующие проводки:

а) по бюджетной деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

140101290 "Прочие расходы"

130305730"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"


130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

б) по приносящей доход деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

210604340 (290) "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Перечислен транспортный налог в бюджет

230305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

220101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Одновременное отражение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения по КОСГУ290 "Прочие расходы"

6. Проблемные ситуации по транспортному налогу

1. На практике возникает много споров по вопросу о необходимости уплаты транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, однако фактически не используемых в деятельности по причине их полного износа или по другим основаниям.

В письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 определено, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, используется ли оно или нет.

Таким образом, если транспортное средство находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, оно должно быть снято с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать обложению транспортным налогом.

Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а суд поддержал доводы налогового органа о том, что налогоплательщик, являясь собственником автомобилей, обязан уплачивать по ним транспортный налог независимо от их технического состояния и фактического использования. Суд указал, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

2. Транспортное средство не зарегистрировано, но используется.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно п. 2 которого регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в частности:

Подразделения ГИБДД МВД России - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В судебной практике единой позиции по данному вопросу не сложилось.

3. Уплата транспортного налога в случае угона (кражи) транспортного средства.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 указано, что в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.

4. Определение категории автотранспортных средств для целей обложения транспортным налогом.

Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ определило, что в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".

Начислен транспортный налог - проводки в бухгалтерском учете по данной операции могут быть различными. От чего зависит отражение в проводках тех или иных счетов учета, вы узнаете из нашей статьи, а также сможете разобраться с тем, как начисляется и учитывается транспортный налог.

Раскрытие понятия транспортного налога

Налог на транспорт является региональным. Ставки по нему регулируются властями регионов, однако они не должны более чем в 10 раз отличаться от ставки, указанной в Налоговом кодексе (ст. 28 НК РФ).

Уплачивать этот налог необходимо всем владельцам транспорта (ст. 357 НК РФ) — юридическим и физическим лицам, имеющим в распоряжении (на праве собственности или владения) транспорт, оформленный в соответствии с законами РФ.

О нюансах регистрации транспорта и налоговых последствиях ее отсутствия читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога» .

Как начисляется транспортный налог

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена только за юрлицами. Для ИП и физлиц такой расчет делает ИФНС (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. До 2016 года месяц постановки на учет и снятия с учета считался полным месяцем, за который исчислялся налог. Начиная 2016 года месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

Налоговый учет транспортного налога

Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Подробнее о налоге при УСН читайте в статье «Транспортный налог при УСН: порядок расчета, сроки и др.» .

Что касается ЕНВД, то размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.

Итоги

Самостоятельное начисление транспортного налога — это прерогатива юрлиц. Они же ведут учет начисления и оплаты налога, отражая его в учете бухгалтерскими проводками. В бухгалтерском учете налог обычно формирует расходы по осуществляемой деятельности. В налоговом учете он включается в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль или УСН-налогу с объектом «доходы минус расходы». При совмещении режимов налогообложения налог может оказаться распределяемым.

Начисление транспортного налога (бухгалтерские проводки)

Каждый бухгалтер, сопровождающий деятельность компании, на которую оформлено транспортное средство из перечня статьи 358 НК РФ (мотоциклы, автомобили, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства), рано или поздно сталкивается с вопросом отражения начисления транспортного налога в проводках. Ведь согласно нормам налогового законодательства такая компания является плательщиком транспортного налога.

Следует применять общие правила и нормы признания расходов при отражении транспортного налога в бухгалтерском учете. Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета и ПБУ 10/99 «Расходы организации» для того, чтобы с практической стороны разобраться с вопросом.

Бухучет транспортного налога

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», предусмотренный Планом счетов, применяется, в том числе, для отражения и учета транспортного налога. Следует создать субсчет к 68 счету именно для проводок по начислению транспортного налога.

По каждому транспортному средству сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по завершении налогового периода, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется отдельно.

Поэтому целесообразно в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат — либо на производство, либо в составе прочих расходов. Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется транспорт: во вспомогательном или основном производстве, в каком именно подразделении.

Если транспорт используется в основном производстве, то транспортный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 (23, 25, 26, 44 …).

Рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу:

А теперь рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу в ситуации, когда транспортное средство используется не в основной деятельности, а, например, передано в аренду (при этом аренда транспорта не является основным видом деятельности компании).

В этом случае необходимо отразить начисление транспортного налога в корреспонденции со счетом учета прочих расходов и сделать следующие проводки:

Согласно ст. 362 НК РФ авансовые платежи по транспортному налогу являются квартальными, поэтому начисление и уплата транспортного налога производятся поквартально.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 начисленные суммы авансовых платежей по транспортному налогу принимаются в качестве соответствующих расходов квартала, за который начисляется авансовый платеж.

Начисление транспортного налога при разных системах налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены от уплаты транспортного налога. Поэтому компании, избравшие УСН в качестве режима налогообложения, исчисляют и уплачивают транспортный налог в аналогичном порядке с теми компаниями, которые применяют в своей деятельности общий режим налогообложения.

Так как компании на «упрощенке» в настоящий момент не освобождены от ведения бухгалтерского учета, то и проводки по начислению транспортного налога при УСН будут теми же самыми.

Основанием, подтверждающим расчет транспортного налога, его конкретную величину, будет справка-расчет бухгалтера.