Значение изучения периодов детского возраста. Периодизация развития детей

Периодизации возрастного развития детей

Существуют всевозможные точки зрения на процесс возрастного развития детей. Одни ученые считают, что процесс возрастного развития детей - непрерывный, другие считают его дискретным.

Приверженцы непрерывного возрастного развития детей утверждают, что это процесс развития, у которого нет границ, отделяющих один этап от другого. По мнению сторонников дискретного развития, процесс развития имеет стадии и этапы, которые качественно выделяются друг от друга. Так как данный процесс идёт неритмично, то замедляется, то ускоряется, но при этом развивается. При дискретном развитии дети одолевают все стадии развития последовательно, поэтапно.

На сегодняшний день выбор педагогов и психологов падает на дискретную позицию развития детей, вследствие этого, проанализируем ее более подробно. Существуют стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей. Приверженцы первого подхода считают, что процесс развития детей формируется под влиянием массы случайных обстоятельств и факторов. При правильной организации воспитания и обучения детей с учётом всех воздействующих факторов идеальный процесс развития считается нормативным.

В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения с взрослым и сверстниками.

В.В. Давыдов считал, что общение детей с взрослыми и присущие для каждого возрастного этапа виды детской деятельности очень важны для решения образовательных задач в дошкольном возрасте. Дети раннего возраста осуществляют разные виды свободной деятельности: играют, лепят, рисуют, конструируют, экспериментируют, помогают взрослым, слушают сказки, стихотворения, рассказы и др. И в этом состоит ценность раннего детства.

Целесообразным считается такая периодизация развития детей, при котором учитывается вся совокупность детских анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения детей.

Границы этапов периодизации возрастного развития детей весьма условны, они зависят от социальных, климатических, этнических и других факторов. При изучении возможностей каждого ребёнка огромное значение имеет различия темпов в созревании организма и условий развития детей, следуя из того, что физиологический возраст человека и паспортный (календарный) часто не совпадают, и каждый ребёнок имеет индивидуальный вариант развития. Следовательно, совокупность индивидуального и возрастного подхода к исследованию особенностей функционирования детей может привести педагогов-психологов к разработке адекватных гигиенических и психолого-педагогических мер, которые окажут содействие в здоровом и прогрессивном развитии организма и личности каждого ребёнка.

Возрастную периодизацию в разное время исследовали по различным критериям. Периодизация психического развития детей Л.С. Выгодского отражает внутренние закономерности самого процесса развития. Реальной основой классификации по Л.С. Выгодскому есть только внутренние (психологические) изменения самого развития, ибо только внутренние изменения, а не внешние, которые позволяют определить объективно периоды развития ребенка. На сегодняшний день схема Л.С. Выгодского по периодизации детского развития вполне современна для детской психологии (таблица 1). По мнению Л.С. Выгодского, появление психологических новообразований в жизни детей, связанных с определенной ситуацией развития, является главным критерием периодизации развития.

Таблица 1

Периодизация детского развития по Л. Г. Выготскому

Возраст

Название периода или кризиса

Стадия периода и фазы кризиса

0 - 2 мес.

кризис новорождённости

а) предкритическая

б) критическая

в) посткритическая

2 мес. - 1 год

младенчество

а) раннее младенчество

б) позднее младенчество

1 год

кризис 1-го года

а) предкритическая

б) критическая

в) посткритическая

1-3 года

ранее детство

3 года

кризис трёх лет

а) предкритическая

б) критическая

в) посткритическая

3 - 7 лет

дошкольный возраст

а) ранний дошкольный возраст

б) поздний дошкольный возраст

7 лет

кризис 7 лет

а) предкритическая

б) критическая

в) посткритическая

8 - 12 лет

школьный возраст

а) ранний школьный возраст

б) поздний школьный возраст

13 лет

кризис 13 лет

а) предкритическая

б) критическая

в) посткритическая

14 - 17 лет

пубертатный период

а) ранний период

б) поздний период

17 лет

кризис 17 лет

а) предкритическая

б) критическая

в) посткритическая

Л.С. Выгодский всю периодизацию возрастного развития детей разделяет на три группы.

Первая группа состоит из периодизаций, выстроенных на основе внешнего критерия процесса развития. Например, периодизация развития П.П. Блонского по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

Вторая группа включает в себя периодизации, созданные на одном произвольно выбранном внутреннем критерии. Вот, к примеру, Ж. Пиаже выделил четыре стадии своей периодизации, за основу взяв умственное развитие:

1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18 - 24 месяцев);

2) дооперационная стадия (от 1,5 - 2 до 7 лет);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);

4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).

Третья группа включает в себя периоды развития, основывающихся на существенных критериев, признаков. Например, периодизация Л.С. Слободчикова:

1 ступень - оживление (от рождения до 1 года);

2 ступень - одушевление (от 1 года до 5 - 6 лет);

3 ступень - персонализация (от 6 до 18 лет);

4 ступень - индивидуализация (от 17 до 42 лет

В настоящее время общепринятой в возрастной психологии считается периодизация возрастного развития детей Д.Б. Эльконина, которая основывается на идеях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева (таблица 2).

В основе возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина лежат закономерности развития деятельности растущего человека. Вся психическая деятельность детей - это непрерывная смена деятельности.

Таблица 2

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Основные новообразования

младенчество (от рождения до 1 года)

непосредственно-эмоциональное общение

формирование потребности в общении, эмоциональное отношение

ранее детство

предметно-манипуляционная деятельность

развитие речи и наглядно-действенного мышления

дошкольный возраст

ролевая игра

стремление к общественно-значимой деятельности

младший школьник

учебная деятельность

произвольность психических явлений, внутренний план действия

подросток

интимно-личностное общение

самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение к коллективным нормам

старший школьный возраст

Учебно-профессиональная деятельность

формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы

Мария Монтессори выделяет четыре стадии развития детей:

1) от 0 до 3 лет - «духовные эмбрионы». Это период когда идёт активное познание окружающего мира. Дети этого возраста впитывают в себя эмоциональные отношения своего окружения к самим себе, к другим людям и происходящим событиям.

2) от 3 до 6 лет - «строители самого себя». В этом периоде идёт активное развитие органов чувств. Детям необходимо создать благотворную развивающую среду для поддержания активизирующихся способностей на данном этапе возрастной периодизации.

3) от 6 до 9 лет - «исследователи». В этот период дети представляют собой настоящих исследователей, которые пытаются познать то, что не поверхностно (как работает машина, почему идет дождь, куда прячется солнце и т.д.).

4) от 9 до 12 лет - учёные. В этот период дети интересуются итогами деятельности предшествующих людей и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

В процессе развития дети проходят сенситивные (чувствительные) периоды развития. В такие периоды дети особенно восприимчивы к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды.

М. Монтессори выделяет шесть сенситивных периодов развития детей:

1) период развития речи (0-6 лет);

2) период восприятия порядка (0-3 года);

3) период сенсорного развития (0-5,5 лет);

4) период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет);

5) период развития движений и действий (1-4 года);

6) период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Разбирая вопросы возрастной периодизации, следует учитывать, что границы этапов развития детей весьма условны. Периодизация развития детей зависит от социальных, климатических, этнических и других факторов.

Список литературы

1. Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. - М.: Педагогика; 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.т. - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия»;

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособ. для студентов высших уч.заведений, обуч-ся по направлению специальностям психологии.




ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Общие подходы к проблеме периодизации.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен , согласно другой - дискретен.

Согласно теории непрерывного развития - развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

Согласно теории дискретного развития - развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в

Развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.

Периодизации детского развития по внешнему критерию.

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей (периодизации Р.Заззо, А.В.Петровского).

Периодизация В.Штерна.

В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо .

Еще один пример - периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в

Средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже -

Стадия высшего или университетского образования.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Периодизация А.В. Петровского .

В периодизации Артура Владимировича Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

Формирование личности ребенка определяется, по Петровскому, особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой, по Петровскому, являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.

Периодизации детского развития по внутреннему критерию.

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга.

Периодизация П.П. Блонского .

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация З. Фрейда .

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Оральная стадия. На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона -

Слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в от- сутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного 3. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция -

«Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требова-

Тельность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная стадия. На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться третья инстанция - «Сверх-Я» как носитель морально- этических норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пункту- альность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». За- рождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия. Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генита л ь ная стадия. Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появ- ляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало

- «Оно» - усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Периодизация Л. Колберга.

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития,

Объединяющихся в три уровня.

Первый - доморальный уровен ь . Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

Второй уровень - конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет - для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень - автономная морал ь. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом - на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже - у 30% в 10 лет и 10% в

Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

Периодизации детского развития

по совокупности внутренних критериев.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Периодизация Э.Эриксона.

Эрик Эриксон - последователь 3.Фрейда, расширивший пси- хоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Основные понятия теории Эриксона. Одно из центральных понятий теории Эриксона - идентичность личност и . Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика

Достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще одно важное положение теории Эриксона -кризисность развити я . Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

Стадии развития личности. Эриксон выделил несколько стадий развития личности.

1- я стадия. На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он

Получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и

«питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности

Развивающейся личности.

2- я стадия. Вторая стадия соответствует раннему возрасту. Резко возраста- ют возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности.

Родители ограничивают появляющиеся у ребенка желания требовать,

Присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и

сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но

Это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постоянная настороженность,

Скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее

Разумным ограничением.

3- я стадия. На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

4- я стадия. Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди

сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо

Чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

5- я стадия. Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, ини- циативность и компетентность позволяют юноше решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.

Периодизация Л.С. Выготского

Основные понятия теории Выготского. Для Льва Семеновича Выготского развитие - это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразо в аниям и , т.е. качествами или

Свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие « социальная ситуация ра з вития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразо в ание , имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1- й закон. Первый из них - цикличность развития. Периоды подъема,

Интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы

развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи,

Интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2- й з а ко н. Второй закон - неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном - память, в младшем школьном - мышление.

3- й закон. Третья особенность - «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4- й закон. Четвертая особенность - сочетание процессов эволюции и ин- волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз- дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кри з исные период ы развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в

психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие

Должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное,

«болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности - младенческий возраст (2 месяца-1 год) - кризис

1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7

Лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет) - кризис 13 лет -

Пубертатный возраст (14-17 лет) - кризис 17 лет.

Периодизация Эльконина

Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.

Виды ведущей деятельности. Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и чело- веческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми . Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок

Взрослый».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами : предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок - предмет».

Механизм возрастного развития. В деятельности первого типа развивается мо-тивационно-потребностная сфера ребенка, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. В младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью , в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями , формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Гра- ницами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация детского развития. Периодизация Д.Б. Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.

Этапы детского развити я . Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие три этапа:

дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-

Пятый классы школы);

средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Периоды детского развити я . Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет.

4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.

6. Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-

Четырнадцати лет.

7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-

Семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Периодизация интеллектуального развития по Пиаже

В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, и прослежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой характер на протяжении детства.

Пиаже изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей.

Факторы развития интеллекта. Тремя основными факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка, являются, по Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности обучение и воспитание.

До 7-8 лет взаимодействие ребенка с миром вещей и людей подчиняется

Законам биологического приспособления. К биологическим факторам на определенном уровне развития присоединяются социальные, благодаря которым у ребенка вырабатываются нормы мышления и поведения. Это достаточно высокий и поздний уровень: лишь после переломного момента (около 7-8 лет) социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии интеллекта. Ребенок социализируется постепенно.

Периоды интеллектуального развития по Пиаже. Интеллектуальное развитие ребенка проходит ряд периодов, порядок следования которых всегда остается неизменным. Ж.Пиаже выделил четыре периода интеллектуального развития детей:

Сенсомоторный период, от рождения ребенка до 18-24 месяцев.

Дооперациональный период, от 18-24 месяцев до 7 лет.

Период конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.

Период формальных операций, после 12 лет.

Сенсомоторный перио д . Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребенка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и

название «сенсомоторный»). Сенсомоторный период, в свою очередь, включает

Несколько стадий:

Стадию упрочения рефлексов,

Стадию первичных круговых реакций,

Стадию вторичных круговых реакций,

Стадию практического интеллекта, стадию третичных круговых реакций, стадию интрериоризации схем действий.

Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. Некоторые из них, например рефлекс сосания, способны изменяться. После некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в первый день, затем начинает сосать не только во время еды, но и в промежутках - свои пальцы, любые предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки.

На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции - повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребенок повторяет снова и снова (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребенка, которая доставляет ему удовольствие.

Вторичные круговые реакции появляются на третьей стадии, когда ребенок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления. Ребенок долго встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кроватки всеми предметами, которые оказались в руках, и т.п.

Четвертая стадия - начало практического интеллекта. Схемы действия, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект - новое впечатление, - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ребенок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно экспериментирует.

На шестой стадии начинается интрериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. Например, девочка, держа в обеих руках предметы, не может открыть дверь и, потянувшись к дверной ручке,

останавливается. Она кладет предметы на пол, но, заметив, что открывающаяся

Дверь их заденет, перекладывает в другое место.

К концу сенсомоторной стадии развития ребенок становится субъектом,

Способным к элементарным символическим действиям.

Дооперациональный перио д . Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период - дооперациональный.

Основная характеристика дооперациональной стадии - начало использования символов, в том числе слов. На этой стадии ребенку еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам.

Он успешно решает задачи в конкретной ситуации, но не может справиться с ними в том случае, когда решение необходимо выразить в абстрактной, словесной форме. Те трудности, с которыми в данном случае сталкивается ребенок,

Обусловлены недостаточной развитостью его речи.

Репрезентативный интеллект , свойственный детям на дооперациональной стадии - это мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперациональных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые феномены Пиаже.

Дошкольникам показывали два глиняных шарика и, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика -

Раскатывали его в «колбаску». Отвечая на вопрос, одинаковое ли количество глины в шарике и колбаске, дети говорили, что неодинаковое: в колбаске больше, потому что она длиннее. В аналогичной задаче с количеством жидкости дети

Оценивали воду, налитую в два стакана, как одинаковую. Но, когда при них воду переливали из одного стакана в другой, более узкий и высокий, и уровень воды в этом сосуде поднимался, они считали, что воды в нем стало больше. У ребенка

Отсутствует принцип сохранения количества вещества. Он, не рассуждая,

Ориентируется на внешние, «бросающиеся в глаза» признаки объектов.

Этап дооперациональных представлений завершается с появлением понимания сохранения количества вещества, того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются неизменными, а другие меняются. Исчезают феномены Пиаже, и дети 7-8 лет, решая задачи Пиаже, дают правильные ответы.

Период конкретных операци й . На стадии конкретных операций дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Пройдя какой-либо сложный путь в пространстве, ребенок семи лет в состоянии его запомнить, указать и узнать, более того - вернуться назад и

повторить, если потребуется. Но изобразить его графически на бумаге он, как

Правило, еще не может. Восьмилетний ребенок уже в состоянии сделать и это.

Стадией конкретных операций данный уровень интеллектуального развития называется потому, что пользоваться понятиями ребенок здесь может, только связывая и относя их к конкретным объектам, а не как понятиями в абстрактно- логическом смысле слова. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными).

Ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Операция - центральное понятие теории Ж. Пиаже. Операция - это обратимое действие. Такими обратимыми операциями являются большинство парных математических операций. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями. Дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов, которые выражаются отношениями:

Если А=В и В=С, то А=С; А+В=В+А

Дети легко справляются с задачами на сохранение (феномены Пиаже). Эксперимент состоит в растворении сахара в стакане воды. Ребенка спрашивают о сохранении растворенного вещества, его веса и объема. Детьми до 7-8 летнего возраста растворенный сахар обычно считается уничтоженным, и даже вкус его, по мнению ребенка, исчезает. Примерно в возрасте около 7-8 лет сахар уже рассматривается как сохраняющий свое вещество в форме очень маленьких частиц, но не имеет ни веса, ни объема (наивное, доэкспериментальное открытие атомизма). В возрасте около 9-10 лет дети утверждают, что каждая крупица сахара сохраняет свой вес, и суммарный вес всех элементарных частиц сахара эквивалентен весу сахара до его растворения. В возрасте 11-12 лет это же распространяется и на объем: ребенок предсказывает, что после того, как сахар растает, уровень воды в стакане будет выше своей первоначальной высоты.

Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку, например, по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Проследим для примера процесс возрастного развития ребенка по такой интеллектуальной операции, как сериация. На начальной стадии самые маленькие дети, проводя сериацию, утверждают, что все, предложенные им предметы, (например, палочки), одинаковы. На стадии более старшего возраста дети делят предметы на две категории: большие и маленькие без их дальнейшего упорядочивания. На следующей стадии своего развития дети говорят уже о больших, средних и малых предметах. На следующей стадии ребенок строит классификацию эмпирически, путем проб и ошибок, но не в состоянии сразу же сделать ее построение безошибочно. Наконец, на последней стадии он открывает для себя метод сериации: выбирает сначала самую большую из палочек, кладет ее

на стол. Затем ищет, самую большую из оставшихся. И так далее. На этой,

Последней стадии он без колебаний правильно выстраивает серию, и созданная им конструкция предполагает обратимые отношения, т. е. он понимает, что элемент

«а» в серии одновременно меньше всех предшествующих элементов и больше всех последующих.

Т.о., на стадии конкретных операций, в возрасте между 7 и 12 годами, дети оказываются в состоянии упорядочивать объекты по различны признакам, например по высоте или по весу. Ребенок также уже понимает, что многие термины, выражающие отношения: меньше, короче, легче, выше и т. п., характеризуют не абсолютные, а относительные свойства объектов, т. е. такие их качества, которые проявляются у данных объектов лишь в отношении других объектов.

Дети этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять из них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем,

Дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые события.

Период формальных операци й . Последний, высший период интеллектуального развития - период формальных операций. Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек.

На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает понятия. Характерная осо-

Бенность этой стадии - способность мыслить логически, пользуясь аб- страктными понятиями, способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения), способность к формулированию и проверке предположений

Гипотетического характера. Подросток рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.

Некоторые современные критики Пиаже полагают, что он недооценивал уровень интеллектуального развития ребенка-дошкольника. Критики Пиаже утверждали, что выделенные Ж. Пиаже стадии свидетельствуют об этапах речевого, а не интеллектуального развития. Ребенок может знать, понимать, но быть не в состоянии объяснить свое понимание так, как это свойственно взрослому. Оказалось, например, что если не опираться на речевые высказывания ребенка при оценке его интеллекта, то дети уже 4-5 летнего возраста могут демонстрировать понимание принципа сохранения вещества при изменении формы и расположения предметов.

Дж. Брунер изменил ход одного из экспериментов Ж. Пиаже. Детям предлагалась задача со стаканами воды. Сначала они сравнивали количество воды

в двух сосудах и устанавливали, что оно «одинаково». Затем сосуды закрывали ширмой и детей спрашивали, изменится ли количество воды, если ее из одного стакана перелить в другой, более широкий. Большинство детей 4-5 лет говорили, что воды останется столько же. На третьем этапе эксперимента за ширмой переливали воду из одного стакана и убирали ширму. Теперь дети видели, что в новом широком стакане уровень воды ниже, чем в первом, и большинство детей уже считали, что в нем стало меньше жидкости.

Дж. Брунер показал, что, не имея наглядной картины, в чисто теоретическом плане дошкольники знают - от переливания количество воды не меняется. Но каждое свойство вещи для ребенка этого возраста представляется в наглядном плане, и уровень жидкости, который они видят, становится показателем всего ее количества.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен , согласно другой - дискретен . Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает Основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. Те, кто придерживается мнения о дискретности процесса развития, дополнительно к сказанному обычно предполагают, что на каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Сторонники последней из обсуждаемых позиций также считают, что все дети независимо от их индивидуальных особенностей в обязательном порядке проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперед.

Тех, кто придерживается дискретной точки зрения на процесс развития, сегодня больше. Их концепции разработаны более детально и чаще используются в обучении и воспитании детей, чем взгляды защитников идеи непрерывности развития. Поэтому далее мы подробнее остановимся на дискретной точке зрения, представив в рамках ее несколько различных периодизаций развития.

Есть два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно , под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было бы быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания детей.

Та периодизация детского развития, которая сложилась на основе имеющейся практики обучения и воспитания, отражает, по мнению Д. Б. Эльконина, в основном именно эту, специфическую практику, а не потенциальные возможности ребенка. Такая периодизация, которую можно назвать эмпирической (от слова «эмпирика», обозначающего реально складывающийся опыт), не имеет должного теоретического обоснования и «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов, например, когда надо начинать обучение, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду и т. д.» 1 .

    1 Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М.-, 1981.-С.26.

Гораздо больший психолого-педагогический интерес представляет другая, теоретически достаточно обоснованная периодизация детского развития, однако в настоящее время построить ее трудно, так как не до конца известны, а главное, не полностью реализованы возможности развития ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем обсуждать периодизацию, которая представляет собой нечто среднее между эмпирической, сложившейся в реальном жизненном опыте, и теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Именно такой и является периодизация развития, предложенная самим Д. Б. Элькониным 2 . Рассмотрим ее основные положения.

    2 Заметим, что не все ученые-психологи даже в нашей стране придерживаются именно этой периодизации. Есть и другие точки зрения, с которыми можно познакомиться в гл. 13 первой книги настоящего учебника.

Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов:

    1. Младенчество : от рождения до одного года жизни.

    2. Раннее детство : от одного года жизни до трех лет.

    3. Младший и средний дошкольный возраст : от трех до четырех-пяти лет.

    4. Старший дошкольный возраст : от четырех-пяти до шести-семи лет.

    5. Младший школьный возраст : от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

    6. Подростковый возрастает десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.

    7. Ранний юношеский возраст : от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис, а именно - при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.

На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности, особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности 3 . Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни, в действительности является сложной формой общения ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами.

    3 Д. Б. Эльконин не пользовался понятием «ведущая форма общения», введенным нами ранее, поэтому, излагая его авторскую концепцию, мы будем употреблять снятие «ведущая деятельность» и применительно к общению.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ речевых контактов ребенка этого возраста с окружающими людьми показывает, что речь им используется главным образом как средство коммуникации для налаживания сотрудничества с людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления. Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь опосредуется предметными действиями ребенка и практически еще не отделено от них.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка - ролевой. Главное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как, вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения - интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

Концепция Д. Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Выглядит она следующим образом.

В процессе онтогенеза ребенка выделяются разные его ступени: стадии, периоды, этапы и фазы. Акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов. Ее становление и развитие представляется в виде постепенного подъема со ступени на ступень. В течение всего детства выделяются две фазы развития: от рождения до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они, соответственно, делятся на три этапа: от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10 до 17 лет. В свою очередь первая фаза делится на четыре периода: 0-1 год, 1-3 года, 3-6 лет, 6-10 лет, а вторая - на два периода: 10-15 лет, 15-17 лет.

Внутри каждого из шести выделенных периодов имеются три стадии, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и внутренними преобразованиями, которые за это время происходят в личности.

Д. И. Фельдштейн считает, что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности. Одна из них -изменение социальной позиции личности. Переходы с одного уровня развития на другой могут происходить плавно и быстро, со значительными качественными изменениями в личности. Во время плавных переходных периодов ребенок обычно не особенно задумывается над вопросом о том, каково его положение среди других людей и каким оно должно быть; при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти вопросы.

Внутри каждого периода процесс развития проходит через следующие три закономерно чередующиеся стадии:

    1. Развитие определенной стороны деятельности.

    2. Максимальная реализация, кульминация развития данного типа ведущей деятельности.

    3. Насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны (под разными сторонами деятельности имеются в виду ее предметный и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации мы его представляем,«существуют два довольно выраженных резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трех лет», а второй - переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет преодолен кризис.