Сравни прозрачность снега и льда. Проектная работа "свойства снега и льда". «Что такое снег?»

Урок «Свойства снега и льда».

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «А»

Учитель: Исаенко Маргарита Владимировна
Цели:

* познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;

* формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;

* познакомить с учёными – покорителями Арктики;

* развивать воображение, наблюдательность;

* воспитывать любовь к родной природе;

* Познакомить с русским промыслом – вологодским кружевом;
Оборудование:

* снег и лёд,

* стаканы, блюдца,

* цветная бумага,

* презентация,

* набор для модели круговорота воды в природе,

* куклы – Снежинка и Льдинка.

* карточки 1, 2, 3.
Ход урока:

I . Организационный момент

2. - Кто угадай-ка

Седая Хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (зима)

Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе. Презентация. Слайд 1 (Зимний пейзаж) (1 мин)


3. Проверка домашнего задания

Какие наблюдения над природой вы сделали? (дневник наблюдений).

Что изменилось за прошедшие дни декабря?(1 мин)
На ПК:

Вода в природе встречается в:

1) 2 состояниях

2) 3 состояниях

3) 4 состояниях.

Снег и лёд находятся в:

1) Жидком состоянии

2) Газообразном состоянии

3) твёрдом состоянии.


Какие осадки выпадают зимой?


  1. дождь
Как называется явление, когда реки покрываются слоем льда?

  1. ледоход

  2. ледостав

  3. ледокол. (3 мин)



- Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)


С. 39 учебника – вопросы к теме. (3 мин)


Презентация. Слайд 2
4 -.Он чист и ясен, как алмаз,

Цены себе не знает,

Родною матерью рождён

И сам её рождает. (лёд)

Презентация. Слайд 3 (1 мин)

5.- У нас на уроке гости – Снежинка и Льдинка.

Снежинка 1:

В небе зародилась из капельки воды

Звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка 2:

И я тоже капелькой чистой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка 3:

А вот и нет!!

Я – из солнца, серебра!!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка!!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка 4:

Да опомнись!! Вот так да!!

Все же, я твоя сестра!!

Учитель:

Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

О чем они вас просят?

Доказать, что они родные сестры.

Учитель:

Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты. (2 мин)
II. Новый материал.


  1. Практическая работа.

Учитель.

Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону


Опыт 2.
Учитель.

Ребята, а какой ваш любимый цвет? Может быть, он есть среди квадратов цветной бумаги у нас на доске? А какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите. Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии.


А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.
Опыт 3.
Учитель:

Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?


Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
Учитель. А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается? А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?


Дети. Снег - рыхлый, лёд - плотный.
Опыт 4.

Учитель.

Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)


- Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?
Дети. Лёд - хрупкий.
Учитель.

Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?
Дети. Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.

В стакан с водой опустить лёд и в другой стакан - снег.

Опишите, что видите? (5 мин)


Презентация. Слайд 4. (полярная станция, Ладога) (3 мин)



Далее завершается работа по первому опыту.
Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?
Дети. Снег и лёд- это замёрзшая вода.
Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?
Дети. Да, доказали. (2 мин)
6. Обобщение. У детей карточки с заданиями.
Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ ___________.

(3 мин)






7.Физминутка. Музыка.
Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли. (1 мин)


8. Новый материал (продолжение)

Но, откуда же берётся снег?

(самостоятельная работа уч-ся – чтение с.39) (3 мин)



- Проиллюстрируйте образование снега (макет на доске). (2 мин)



9. Снег и лёд в природе
Снежинка 5:

В природе мы царим везде

На благо матушке – земле.

Льдинка 6:

Услышать мы хотим сейчас

Где вы ещё встречали нас?

1) Учитель:

Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь?
На стекле вдруг вырос лес

Полный сказок и чудес,

Появились белы горы

То морозные ….. (узоры)

В белом бархате деревня –

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)
Презентация. Слайд 5 (иней) (3 мин)
- И, наверное, вологодские мастерицы, глядя на эту красоту, захотели создать своими руками что-то подобное. (Слайд 6) (2 мин)



- Посмотрите, как много в нашем снежном царстве разных красивых снежинок. (Слайд 7.) (2 мин)
- Давайте создадим свои снежинки для украшения для класса. (Дети под руководством учителя вырезают из салфеток снежинки). (8 мин)
10.Итог урока:

Презентация. Слайд 7. Вопросы:

Сегодня на уроке я узнал…..

Сегодня на уроке я удивился ……….

Дома я…………… (3 мин)


- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Учитель:

Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?

Льдинка 7:

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка 8:

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка 9:

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Учитель:

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же узнав друг друга

Засмеялись, обнялись.

Снежинка 10:

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка 11:

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись. (3 мин)

II класс

Л.Г. Голобородько

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №8», Бийск, 2014г.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок - исследование

Тема урока – исследования «Снег и лед» входит в раздел «Взаимодействие сил природы», в котором развиваются представления учащихся о природе, человеке, обществе, как составных частей окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии и, ее роли в сохранении нашего природного дома. В нем систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты, в том числе вода в твердом состоянии.

Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность системы. Происходит расширение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающей природы, развивается интерес к познанию. По программе на данную тему отводится два часа. Первый урок – новых знаний, второй – второй закрепление изученного материала. Если учитель не успел выполнить запланированное на уроке, то это можно дать в качестве дифференцированного задания на дом.

Данный урок - урок исследования. Он связан с предыдущими уроками. Полученные ранее знания, умения наблюдать и делать выводы помогут учащимся успешно справиться с поставленными задачами.

Характерная особенность урока – исследования - идея сотрудничества, предполагающая создание такой психологической атмосферы в классе, которая позволит учащимся быстро включиться в познавательный процесс. В начале урока – исследования необходимо создать проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать и привлечь внимание учащихся и составить план работы. На этом уроке рекомендована работа в парах, развивающая самостоятельность, умение выслушивать мнение другого человека и в результате прийти к единому решению и сделать вывод.

Урок – исследование по теме: «Снег и лед» предполагает реализацию следующих задач:

Дать представление об образовании снега и льда;

Учить выделять существенные признаки природных объектов;

Продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;

Развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы)

Развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность;

Формировать приемы учебной деятельности;

Воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – аккуратность.

Тип урока – исследования, позволяет широко применять методы, определяющие логику обучения: анализ, синтез, сравнение, доказательство, обобщение, вывод.

Очень важно в начале урока создать ситуацию успеха, поэтому учащимся предстоит стать сотрудниками некой учебной лаборатории. Продуманная система вопросов позволяет учащимся в форме ролевой игры заняться исследованием объектов.

Урок следует начать с феноминутки, спросить детей о погоде в феврале, чем она характерна для последнего месяца зимы. Каков снежный покров, как он влияет на урожай?

Следующий этап урока – постановка учебной ситуации. Учащимся предлагают стать на время научными сотрудниками лаборатории и ответить на телеграмму, которую прислал Незнайка. Данный момент привлекает учащихся и в процессе продуманной системы вопросов помогает составить планирование работы. Во время обсуждения первого пункта плана очень важно дать правильное научное определение снега и льда. Далее, учитель, опираясь на ранее полученные знания учащихся о трех состояния воды, подводит их к понятию, что такое снег и лед.

Для выяснения состава снег и льда учащиеся в сотрудничестве с учителем выполняют исследовательскую работу, результаты которой заносят в таблицу. Учащихся следует нацелить на качественное проведение опытов, быть внимательными и аккуратными. Данная работа проводится в парах. Все опыты дети выполняют, соблюдая правила техники безопасности. Исследовательская работа помогает учащимся самореализоваться, наметить путь дальнейшей деятельности, пробуждает познавательный к предмету. Результатом является маленькое открытие, сделанное каждым учеником.

После исследовательской работы для устранения перегрузки проводится физкультминутка.

Не следует забывать и о работе с учебником (чтение текста, рассматривание иллюстраций). Постановка проблемного вопроса и его самостоятельное решение дает возможность учащихся опираться на их жизненный опыт и на изученный ранее материала. Таким образом, с одной стороны, учитель проверяет, насколько усвоены знания, а с другой – учащиеся определяют уровень своего познания в процессе подготовки монологического ответа.

Учитывая разный уровень подготовки и способностей учащихся, учитель предлагает дифференцированное домашнее задание. В результате это помогает каждому ученику распознать себя в домашнем задании.

Ситуация успеха дает право на ошибку. Учащиеся работают смело, получая от работы удовольствие. Таким образом, созданная в начале урока обстановка комфортности позволяет учащимся в течение урока – исследования делать выводы, высказывать свою точку зрения, используя право на ошибку, т.е. отвечать не боясь получить отрицательную оценку.

Логическим завершением урока – исследования является вывод, сделанный учащимися на основе опорного материала.

На этом этапе подведения итога урока – исследования также возможно использование рефлексии. Варианты могут быть различные, например, оценивание работы по шкале настроения или релаксация.

Цели:

Ознакомление с процессом образования снега и льда;

Выделение основных свойств снега и льда в ходе исследования;

Показать значение снега и льда для растений и животных.

Задачи:

Дать представление о снеге и льде;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

Развивать умение ставить простейшие опыты и на основании их делать выводы;

Воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество;

Воспитывать аккуратность в процессе постановки опытов

Оборудование:

Слайды «Снег и лед в жизни растений, животных и людей»;

Стеклянные мерные колбы и стаканы;

Молоток;

Толковый словарь;

Телеграмма

Ход урока

    Организационный момент.

Представьте, что вы работаете в научной лаборатории. В связи с этим сегодня вы будете не просто учениками, а научными сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.

II. Планирование. Целеполагание.

В нашу лабораторию пришла телеграмма. Вот ее текст:

ТЕЛЕГРАММА

Уважаемые научные сотрудники!

Расскажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лед?

Незнайка .

Ребята, беремся за эту работу? Поможем Незнайке. (Конечно).

Что можете сказать, узнав о просьбе в телеграмме? (Высказывания учащихся – это тема урока).

Действительно, тема урока: «Снег и лед».

Научные сотрудники работают всегда по составленному плану. Я предлагаю и вам составить план работы. Согласны? С чего начнем? (Ответы и рассуждения ребят). (Если учащиеся затрудняются , я задаю им вопросы).

Хорошо, предлагаю вам для раздумья вопросы, которые и составят наш план.

1. Знаете ли вы, что такое СНЕГ и ЛЕД?

2. Что еще хотели бы узнать об этих веществах?

3. Полезен ли снег и лед в жизни растений и других живых организмов?

План

- Что такое СНЕГ и ЛЕД?

- Свойства СНЕГА и ЛЬДА.

- СНЕГ и ЛЕД в жизни растений, животных и людей.

Мы должны сначала сами все узнать, а затем ответим Незнайке.

    Формирование новых знаний.

Как вы думаете, что поможет нам ответить на этот вопрос? (Толковый словарь, учебник, учитель, товарищи, опыты).

Откройте учебник на странице 11и найдите начало предложения. (Снег же рождается иначе…)

Посмотрим, как об этом трактуется в словаре? (Ученики читают).

Еще ребята сказали, что опыты помогут нам.

Верно. Для чего ученые ставят опыты? (Чтобы делать выводы, на их основе открывать новые знания).

- Выполняя исследовательскую работу необходимо помнить об аккуратности на рабочем месте и технике безопасности.

- Результаты исследований поместим в таблицу.

Опыт 1.

Каждое вещество в природе имеет свои характерные особенности. Давайте исследуем.

Внимательно рассмотрите СНЕГ в стакане. Какого он цвета? (Белый).

Внимательно рассмотрите ЛЕД. Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод. СНЕГ – белый, а ЛЕД – бесцветный.

Что общего у СНЕГА и ЛЬДА? (Это вода в твердом состоянии).

Опыт 2.

Посмотрите сквозь химический стакан со СНЕГОМ. Что увидели? (Ничего, СНЕГ непрозрачный).

Рассмотрите ЛЕД, приставьте цветной карандаш к стаканчику. (ЛЕД – прозрачный).

Вывод. СНЕГ – непрозрачный, ЛЕД – прозрачный.

Опыт 3.

Какое свойство еще есть у снега? Проверьте, потыкав карандашом в СНЕГ. (Рыхлый).

А ЛЕД? (Твердый).

Какое свойство ЛЬДА позволяет ему разбиваться? (Хрупкость).

Вывод. СНЕГ – рыхлый, ЛЕД – твердый и хрупкий.

Опыт 4.

Посмотрите, что происходит со СНЕГОМ в ваших стаканчиках. (Он тает).

А ЛЕД? (Он тоже тает, но медленнее, чем СНЕГ).

Налейте в стакан со льдом горячую воду. (Да, ЛЕД – тает).

Вывод. СНЕГ и ЛЕД – тают.

Ребята, а как вы думаете можно или нельзя в домашних условиях получить СНЕГ и ЛЕД? (ЛЕД можно и рассказывают).

Этот опыт вы можете провести в домашних условиях. На следующем уроке посмотрим, что у вас получилось. Можно придать ЛЬДУ любую форму, или нет? (Да, ведь вода имеет свойство – текучести, ее налили и она замерзла).

Опыт 5.

Опустите СНЕГ в воду. (СНЕГ – тонет и тает).

Опустите ЛЕД в воду. (ЛЕД – плавает).

Вывод. ЛЕД – плавает, потому что при замерзании легче воды становится.

Результаты исследований поместим в таблицу

Свойства

СНЕГА

ЛЬДА

Цвет

белый

бесцветный

Прозрачность

непрозрачный

прозрачный

Хрупкость

рыхлый

хрупкий

Запах

без запаха

без запаха

Вкус

без вкуса

без вкуса

Под воздействием тепла

тает

тает

В воде

тонет

плавает

IV. Снег и лед в жизни растений, животных, людей.

Давайте подумаем, СНЕГ и ЛЕД полезен или вреден для животных и растений? (Высказывания учащихся).

Животные.

В учебнике на странице 12 есть рассказ В. Бианки. Его для вас приготовила Ревякина Яна. Послушайте. (Рассказывает ученица).

Вывод. Под снегом животные укрываются от стужи.

Ондатровая вентиляция страница 17 (учебник), читают учащиеся, вопросы.






Свойство плавучести ЛЬДА имеет огромное значение в природе. Страница 14 второй абзац (учебник). Прочитайте. Рассмотрите картину «Как зимуют речные обитатели».

А как вы думаете, зачем прорубают проруби зимой в водоемах? (Чтобы поступал кислород в воду для дыхания всем обитателям).

Хрупкий как стекло и твердый как камень. Прозрачный как воздух и мутный как дым. Легкий как перышко и тяжелый как свинец. Он затягивает тонкой коркой утренние осенние лужи, покрывает зимние катки, нарастет шубой в морозилке. Его бросают в лимонад и шампанское, его прикладывают к ушибам. И что это? Правильно! Это лёд! А что такое лед, вы знаете? Откуда он берется?

Лед как состояние вещества

В общепринятом понятии лед - это замерзшая вода. Говоря научный языком, лед - это вода в твердом состоянии, которое также называется агрегатным. Лед образуется под воздействием низких температур и давления. Образование льда происходит в результате кристаллизации - изменения состояния молекулярной решетки. В такое состояние превращаются также некоторые другие жидкие и газообразные вещества.

Свойства льда

Самое известное свойство льда - его способность таять или расплавляться. Об этом свойстве мы уже писали в статье . Но это не единственная его способность. Лед может течь, плавать, раскалываться. Физические свойства обычного льда, существующего в природе, зависят от его возраста, от давления и от температуры.

Свойства льда:

  • бесцветность (не обладает цветом);
  • прозрачность (пропускает свет);
  • твердость (сохраняет форму);
  • плавучесть (обладает низкой плотностью);
  • текучесть (способен течь, как вязкая жидкость);
  • спайность (способность раскалываться по кристаллографическим направлениям);
  • непрочность (хрупкость).

Лед на земле, в океане, в космосе

На нашей планете лед существует на суше и в океане. Это атмосферный лед, ледниковый, водный (морской) и подземный.

  • Атмосферный лед. Замерзшие частицы воды, взвешенные в атмосфере, которые также выпадают в виде осадков: снега, града, инея.
  • Ледниковый лед. Это ледяная монолитная порода, образующая ледники. Ледники появляются в результате скопления и уплотнения снега.
  • Подземный лед. Замерзшая вода, которая находится в верхних слоях земной коры и содержится в ее многолетнемерзлых породах.

Лед в океане - морской лед. Может быть однолетним и многолетним, неподвижным и дрейфующим (плавучим). Пресноводные плавучие льды, айсберги - это отколовшиеся куски ледникового льда, спустившегося в океан.

Существует лед и в космосе. Он встречается в ядрах комет, на планетах Солнечной системы и их спутниках. Так, например, поверхность одного из спутников Юпитера полностью состоит изо льда.

Фазы льда

Фазы льда - это ступени его переходного физического состояния, изменения химического состава. Некоторые фазы льда образуются в естественных природных условиях, другим необходимы специальные условиях. В настоящее время науке известны следующие разновидности льда и его фазы льда:

  • аморфный;
  • гексагональный (лед Ih и лед XI);
  • кубический (лед Ic, лед VII и лед VIII);
  • тригональный (лед II);
  • тетрагональный (лед III, лед VI, лед IX и лед XII);
  • метастабильный (лед IV);
  • моноклинный (лед V, лед XIII);
  • симметричный (лед X);
  • кристаллический (лед XIII, лед XIV, лед XV).

В настоящее время ученые предсказывают и возможность формирования других фаз льда и модификаций его разновидностей. В научных лабораториях продолжаются исследования этого природного минерала, так как лед используется во многих отраслях, а также помогает исследованию прошлого нашей планеты и изучению законов и явлений Космоса.

Наталия Ильина
Конспект занятия «Свойства снега и льда»

Цель : создать условия для формирования представления о свойствах снега и льда .

Задачи :

1. Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойство снега и льда .

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать у детей любовь к неживой природе, ее явлениям.

Оборудование :

Символы : «Снег » , «Лед» , «Белый» , «Рыхлый» , «Хрупкий» , «Прозрачный» , «Тает» , «Вода» .

Форма для льда .

Подносы для снега и льда .

Молоток.

Проектор.

Компьютер.

Конверт с загадками (конверт украшен снежинками) .

Карандаши.

Сигнальные карточки.

Материал :

Снег , лед.

Листы цветной бумаги.

Листы с частью снежинки.

Предварительная работа :

1. Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады , вьюги, замерзание воды.

2. Рассматривание иллюстрации о зиме, разгадывание загадок о явлениях в неживой природе, беседы о времени года.

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте юные любители природы. Я рада вас приветствовать, где мы узнаем много интересного и удивительного! Сегодня принесли конверт. Отгадайте от кого?

Воспитатель читает загадку.

Меня не растили,

Из снега слепили .

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодный, большой - Кто я такой? -

Дети : Снеговик .

Показ слайда (снеговик )

(Снеговик здоровается и загадывает загадки (воспитатель)

Всю зиму смирно лежит,

А весной убежит.

Дети : Снег .

Не драгоценный камень, а светится.

Дети : Лед.

Снеговик (воспитатель)

Молодцы!

Воспитатель : Ребята, Снеговик приглашает нас к себе в гости и предлагает нам изучить свойства снега и льда . Вы согласны?

(ответ детей)

Воспитатель : Прежде чем мы отправимся в гости, оденем зимнюю одежду и валенки. (Дети имитируют движение) Отправляемся в путь. Я впереди, а вы за мной, вот мы и пришли. Посмотрите, как много снега и льда .

(На столах стоят прозрачные стаканчики, поднос со снегом и комочками льда , маленькие совочки и молоток)

Практическая работа

Воспитатель.

Положите в один стакан кусочек льда , в другой - снег . Поставьте их в сторону.

Посмотрите, какого цвета снег ?

(ответы детей)

(Воспитатель выставляет символа с изображением снега на мольберт )

Воспитатель.

Положите цветную бумагу под комочек снега . Что заметили прозрачный он или нет?

(ответы детей)

(Воспитатель выставляет символ с изображением на мольберт)

Воспитатель.

Легко ли рассыпать ком снега , давайте попробуем? Какой он?

(ответ детей)

Воспитатель.

Какой лед по цвету?

(ответ детей)

(символ с изображением выставляется на мольберт)

Положите лед на цветную бумагу. Что вы заметили?

(ответ детей)

(символ с изображением выставляется на мольберт)

Посмотрите, я ударю по льду. Что произойдет со льдом?

(ответ детей)

(символ с изображением выставляется на мольберт)

Воспитатель.

Давайте посмотрим на снег и лёд , который вы положили в начале работы в стаканчики. Что произошло со снегом и льдом ? Почему? Из чего состоят снег и лед ?

Вывод :

Теперь ребята, расскажите всё, что вы узнали про снег и лёд .

(дети по символам рассказывают про снег и лед )

-Снег белого цвета , непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Воспитатель.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос.

(дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится ,

(дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

Воспитатель : А теперь Снеговик приглашает нас в творческую мастерскую.

(Дети садятся)

Воспитатель.

Где зимой встречается лед?

(ответ детей)

Можно ли дома увидеть лед?

(ответ детей)

Как в домашних условиях можно воду превратить в лед? (Поставить воду в морозильную камеру.)

Воспитатель демонстрирует форму для льда .

А когда из воды образуется снег ?

Дети : Зимой. Это замерзшие капельки воды, которые падают с неба.

Воспитатель : Снежинки образуются высоко над землей в облаках. Когда они скапливаются в облаке, остывают, замерзают, становятся тяжёлыми, они не могут удержаться в небе и падают на землю.

(Снеговик благодарит детей за работу и дарит снежинки.)

Воспитатель.

Рассмотрите их, но что- то здесь не так,

Снеговик : Я не успел дорисовать снежинки.

Воспитатель : Ребята нужно ему помочь! Возьмите карандаши и дорисуйте снежинку.

(дети дорисовывают снежинки)

Воспитатель : Ребята, молодцы, но нам пора возвращаться в группу. Говорим до свидания Снеговику .

Воспитатель. Вам понравилось занятие ?

У кого мы были в гостях?

(ответ детей)

Что мы там делали?

(ответ детей)

А теперь, предлагаю сыграть в игру на внимания.

(Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки с цветом красный и зеленый, красный цвет означает при ответе (нет, зеленый при ответе (да)

- Снег при таянии превращается в воду? (да)

Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

- Снег бесцветный ? (нет)

Лед прозрачный? (да)

Лед рыхлый? (нет)

- Снег белый ? (да)

Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Стоимость участия - 290 руб.


Сейчас зима. Когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Интересно, что любая снежинка всегда имеет 6 лучей.
Чтобы понять, почему снежинка имеет такую форму, посмотрим, как выглядит молекула воды в виде модели. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики). Каждая молекула воды представляет собой треугольник.

Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из таких треугольников.

Этот самый первый кристаллик и есть будущая снежинка. Дальше он растет за счет присоединения новых молекул к кристаллику.

Порядок присоединения новых молекул случайный, но в итоге они выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.

Далее у снежинки начнут расти ответвления. Как именно они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов. Кристаллики присоединяются друг к другу всегда гранью и никогда углом, поэтому луч снежинки всегда будет шестиугольным.

От луча могут отходить ветки, но они всегда будут расти под углом 60° или 120°.

Так должна выглядеть идеальная снежинка. В реальности огромное скопление «веток», которые прирастают в случайном порядке, делает каждую снежинку уникальной.

Вы не задумывались, почему снег белый?
Белый свет состоит из лучей разного цвета, как радуга – от красного до фиолетового. Когда солнечный свет проходит сквозь снежинку, то он частично теряет лучи красного и желтого цвета, они не отражаются, и только лучи голубого, ярко-синего или голубовато-зеленого цвета становятся видимыми. На девяносто пять процентов снег состоит из воздуха, поэтому проходя между кристаллами, свет отражается от их поверхностей, потом рассеивается в воздухе, расположенном между этими кристаллами, и становится белого цвета.

Но цвет снега может измениться от примесей. Понятно, что в городах снег может почернеть от загрязнений. В горах и Арктике часто встречается снег розового или красного цвета. Этот оттенок придают окрашенные водоросли, живущие между кристаллами снега.

Скорость падения снежинок на землю очень мала - она составляет не более 0,9 км/ч. Это происходит потому, что размер хлопьев снега достаточно большой, а вес очень маленький. И лишь немногие из снежинок способны долететь до земной поверхности, многие из них исчезают - тают еще в воздухе.

Внимательно прочитай текст о снежинках, затем проделай опыты и ответь на вопросы. Все ответы и результаты опытов запиши в специальную таблицу.

Опыт 1. Таяние снега.
Возьми на улице немного свежего рыхлого снега и положи его в стакан. Можно попросить у взрослых специальный мерный стакан для продуктов и жидкостей. У многих он есть на кухне. Если такого стакана нет, то можно взять любой, но надо обязательно отметить уровень снега в стакане.

Когда снег полностью растает, отметь уровень воды. Если ты использовал мерный стакан, то определи, насколько изменился объем воды по сравнению с объемом снега. Почему объем воды меньше, чем снега?

Опыт 2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный.
Возьми две пробы снега – чистый (в парке, в лесу) и грязный – (у дороги и т.д.) если там, где ты живешь, снег чистый (вам так повезло), то можно искусственно сделать грязный снег – посыпать его поверхность измельченным активированным углем. Надо взять одинаковое количество каждого образца и поставить его таять под настольную лампу. Лампа будет изображать весеннее солнце. Установите, какой снег растает быстрее –чистый или грязный, и объясните почему?

Опыт 3. Насколько загрязнен снег там, где ты живешь?
Возьми одинаковое количество чистого и грязного снега, пусть он растает. Оцени на глаз чистоту и прозрачность получившейся воды, а потом профильтруй каждый образец через фильтровальную бумагу. Видна ли грязь на фильтре? Если есть возможность взвесить на точных весах фильтры до фильтрования и после (но только когда они полностью высохнут), то можно узнать, сколько грязи и пыли содержится в определенном объеме снега.

Все знают, что вода может быть в трех состояниях – пар (газообразное вещество), жидкость и лед (твердое вещество).

Все вы видели лед и, наверное, даже грызли сосульки, хотя взрослые это запрещают.

Но у обычного льда есть интересные свойства. Давайте изучим их с помощью простых опытов.

Опыт 4. Превращение воды в лед.
Возьми пластиковый одноразовый стаканчик, налей в него воды до половины, отметь снаружи цветным фломастером уровень воды и поставь замораживаться в холодильник.

Когда вода полностью превратится в лед, достань стаканчик из холодильника и отметь уровень льда. Удивительно, но объем льда больше, чем воды, из которой он получился. Попробуй найти объяснение сам или попроси помочь взрослых.

Опыт 5. Таяние льда с солью.
Налей воду в формочки для печенья или маленькие мисочки и заморозь в холодильнике. Когда образуется лед, достань его из формочек, положи на тарелку широкой частью вниз и сверху посыпь солью. Наблюдай, что происходит. В образующиеся трещинки и углубления можно добавить акварельные краски, и вы увидите фантастические картины.

Опыт 6. Куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
Возьми две чашки горячего чая или просто воды. Одну поставь на лед, другую - под лед. Через некоторое время пальцем или на вкус попробуй, в какой чашке вода остывает быстрее. Попробуй ответить, почему так происходит.

Опыт 7. Чистый лед
Сделай немного соленой и сладкой воды. Заморозь кубики из обычной, соленой и сладкой воды. Когда они полностью превратятся в лед, достань их и расколи каждый кубик льда на половинки. Попробуй каждый кубик на вкус. Какие выводы можно сделать из этого опыта?
Исследование. Таяние льда в разных условиях.

Теперь будем наблюдать, как размораживается лед в различных условиях. Надо заморозить одинаковые кусочки льда или небольшой объем воды в четырех пластиковых стаканчиках. Затем приготовить 4 одинаковые мисочки или тарелки и достать лед из каждого стаканчика. Для этого стаканчики можно на короткое время поставить в горячую воду.

Первый кусочек льда положи в сухую миску, второй в миску, наполненную горячей водой, третий в миску с водой комнатной температуры, а в четвертую миску положи лед, предварительно обернув его кусочком меха, ваты или шерстяной ткани, (можно использовать варежку или шерстяной носок. Наблюдай, как тает лед в каждой миске. Обрати внимание, что лед не тонет, а всплывает на поверхность воды.
Запиши время, которое понадобилось для таяния льда в каждом варианте опыта. Попробуй объяснить полученные результаты.
Как ты думаешь, зависит ли скорость замерзания воды от того, была ли эта вода пресной или соленой?

Проверь это сам – заморозь три образца: 1 - обычная вода, 2 - 1 чайная ложка соли на стакан воды, 3 - 2 столовые ложки соли на стакан воды. Все образцы поставь одновременно в холодильник. Постарайся отметить время, за которое замерзнет каждый образец.

Все ответы запиши в специальную таблицу, сделай фотографии опытов со снегом и с таянием льда в разных условиях. Если ты делал исследование, то опиши его результаты и сделай выводы. Не забудь написать отзыв о конкурсе.

Таблица ответов.

1 Почему снежинки всегда шестиугольные?
2 Представим, что снежинка падает с высоты 3 км. Сколько времени ей понадобится, чтобы долететь до земли?
3 Почему снег белый, а лед прозрачный?
4 Почему объем воды после таяния снега меньше, чем объем самого снега?
5 Многие поэты писали стихи о снеге, о снежинках. Найди такие стихотворения и в ответе напиши то, которое тебе больше всего понравилось.
6 Что может произойти, если заморозить воду, налитую в бутылку до самой пробки?
7 Какое значение для природы в том, что лед легче воды?
8 Для чего при гололеде улицы посыпают солью?
9 Раньше, когда не было холодильников, то у людей в погребе для сохранения продуктов могли лежать куски льда, прикрытые, например, опилками. Какой вариант опыта это напоминает? Почему в такой ситуации лед долго не тает?
10 Какая вода быстрее превратиться в лед зимой – речная или морская?

Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.

Анкета.
1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?

2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?

3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?

4. Какие науки вас больше всего интересуют?

5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?

6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?