Служил на флоте юнгой. Детство, опаленное войной. Юнги огненных рейсов

Во вторник исполнилось 65 лет со дня создания института юнг на кораблях советского торгового и военного флота. Юнги и раньше помогали российским матросам, но с этого дня и до конца Второй мировой войны подростки были полноправными членами экипажей советских судов.

Но получить статус и льготы участников войны юнги смогли только в начале 1990-х годов.

Юнга от немецкого junge - мальчик, подросток, исполняющий обязанности матроса, обучающийся морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командорам разрешалось иметь уборщиков и вестовых, в качестве которых на корабли брали мальчиков 9-10 лет. Многие из них на всю жизнь оставались служить на флоте.

Известный мореплаватель Джеймс Кук тоже начинал карьеру юнгой. В России еще при Петре I в Кронштадте было открыто училище юнг.

После 1917 года мальчишкам закрыли дорогу на флот, предложив получать образование на берегу.

В 1940 году на острове Валаам была создана школа боцманов для юношей 16-17 лет. Приказ наркомфлота № 300 от 16 октября 1942 года позволил работать на кораблях даже детям. Мальчишки 10-11 лет стали выходить в рейсы на торговых и боевых кораблях.

Юнги огненных рейсов

Дело в том, что с начала Великой Отечественной войны опытных капитанов, штурманов, судовых механиков стали отправлять на фронт. К штурвалам морских судов некого было поставить. В начале 1942 года моряков стали отзывать с фронтов и возвращать на корабли, но все равно специалистов не хватало.

За годы войны юнгами стали более 3 тысяч детей. В школе юнг на Соловках, о которой писал Валентин Пикуль в повести "Мальчики с бантиками", детей несколько месяцев учили морскому и военному делу, а затем направляли на боевые корабли.

На Дальнем Востоке было пять школ юнг, но большинство подростков сразу зачисляли в экипажи, обучая во время рейсов. Для поступления в школу юнг требовались рекомендация двух членов партии, медосмотр и согласие родителей.

Брали в море, несмотря на приметы, и девочек. Елизавета Сафронова из Владивостока в первый рейс на Камчатку пошла в 15 лет.

Рефрижератор, на котором она работала дневальной, ходил на Камчатку и в США. В "загранках" юнги получали зарплату в валюте по 5 долларов в месяц.

Я не мог схватить брошенный трос, так как не было сил. Ничего не видел, потому что лицо было покрыто ледяной коркой. Меня пытались зацепить баграми, но крюки скользили по бушлату, ставшему от воды и холода панцирем. Тогда матрос с тральщика бросился в воду и вытащил меня.

Анатолий Шляпников, бывший юнга (на фото слева)

Но многие капитаны записывали юнг в судовые роли на "взрослые" должности, в этом случае подростки получали зарплату наравне со всеми членами экипажа. Обычно в США, куда советские суда ходили на ремонт и за товарами по ленд-лизу, все моряки покупали продовольствие для своих родственников.

Мой дед, ходивший на "либерти" радистом, рассказывал, что за 12 долларов можно было купить мешок муки, растительного масла и тушенки - достаточно, чтобы два месяца кормить семью.

Из Приморья на флот ушли 756 юнг. На Тихом океане за годы войны от взрывов подводных бомб, торпед и самолетных бомбардировок было уничтожено 25 гражданских судов, занимавшихся снабжением.

Среди 400 не вернувшихся на родной берег моряков было 23 юнги. Самая тяжелая потеря - гибель теплохода "Белоруссия" 3 марта 1944 года, когда погибло 48 моряков, из которых 15 юнг.

Анатолий Шляпников в 12 лет был награжден Орденом Красной Звезды за спасение товарища. Теплоход "Сергей Киров" было торпедирован 1 октября 1943 года в Карском море.

Анатолия взрывной волной выбросило за борт. Он ухватился за доску и при этом помог начальнику радиостанции Авдею Шинкареву удержаться на плаву. В воде они провели больше часа, пока их подобрал тральщик.

"Я не мог схватить брошенный трос, так как не было сил. Ничего не видел, потому что лицо было покрыто ледяной коркой. Меня пытались зацепить баграми, но крюки скользили по бушлату, ставшему от воды и холода панцирем. Тогда матрос с тральщика бросился в воду и вытащил меня. На тральщике меня положили к котлам отогреваться",- вспоминает Анатолий Шляпников.

В советские годы суда Дальневосточного морского пароходства носили имена погибших на войне юнг - Спартака Ганзюка, Майи Быстряковой, Руслана Уткина и Германа Лопакова.

После войны

Даже после окончания войны рейсы не стали спокойными. Бывшие торговые суда стали перевозить советских заключенных и пленных японцев, порой устраивавших бунты и провокации. Были случаи, когда заключенные, доставленные на Колыму, поджигали трюмы, убивали и расчленяли сокамерников.

Вячеслав Леснов был юнгой на пароходе "Ванцетти", когда на борт поднялись более 3 тысяч японских военнопленных во главе с генералом Танака. Их доставляли с Сахалина в Находку. При прохождении пролива Лаперуза японцы подняли бунт, требуя высадить их на родине.

Всем морякам выдали автоматы ППШ, а у сотни конвоиров было личное оружие и восемь пулеметов. "Японцы, сломав переборки, уже вышли на палубу из трюмов, капитан Рудой дал команду открыть огонь на поражение. И только вмешательство генерала Танака успокоило японцев и все они живыми были доставлены в Находку", - вспоминает Вячеслав Леснов.

Последние юнги

После войны юнг становилось все меньше. Последний юнга на Тихоокеанском флоте служил в 1998 году.

Оставшийся без родителей 12-летний Сергей почти год бомжевал, ночевал на вокзалах, зарабатывал на еду разгрузкой машин.

На Морском вокзале его заметил кто-то из офицеров большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников", привел на борт. Моряки накормили парня, несколько дней он провел на корабле, затем его пристроили в детский дом.

Но два дня в неделю он обязательно проводил на борту. Его поставили на довольствие, Сергей помогал обслуживать радиолокационную станцию, участвовал в жизни корабля, только вахты не стоял. Затем он поступил в военное училище и следы его затерялись.

При советской власти во Владивостоке стать юнгой мог любой подросток, в городе действовали несколько десятков морских клубов. Сейчас осталась только "Флотилия Восток" и клуб юнг в Доме пионеров. Недавно лишилась помещения детская флотилия "Варяг", где более 30 лет обучали детей азам морской науки.

О службе на кораблях сейчас не может быть и речи. Грезящие морской романтикой подростки сейчас могут только освоить вязание морских узлов, морской семафор и греблю на ялах.



"Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа".

И. Карпов

"Витя Пашкевич – легендарный человек. Чтобы его взяли в диверсионное училище, он приписал себе лишних 2 года. Написал, что 1927 год рождения. Его с отрядом забросили в Закарпатье, где он партизанил.

В Борисовке под Минском была целая группа пионеров-подпольщиков, они учились в одной школе, в одном пионерском отряде и вместе пакостили фашистам. Мальчишки – есть мальчишки: где-то были и боевые задания, где-то чисто хулиганские. Например, они на спину начальника полиции прикрепили надпись «Предатель». И тот несколько часов ходил по улице, ничего не замечая.

Ребятам удалось уничтожить бензохранилище Борисовского аэродрома. Этот аэродром немцы использовали для дозаправки своих самолетов. Местные подпольщики пытались его уничтожить, но ничего у них не получалось. Тогда ребята, их было четыре человека: три мальчика и одна девочка, организовали футбольный матч на поле около бензохранилища. Играли несколько дней. Немцы стали выходить, смотреть и болеть за команды. И вот неудачно пущенный мяч попал на территорию бензохранилища. Ребята подбежали к солдату – охраннику, стали просить чтобы он им мяч вернул. Тот достал и бросил обратно. Дети продолжили игру. Через какое-то время мяч опять полетел туда, так повторялось два или три раза, пока охраннику не надоело, и он сказал Вите: «Иди сам!». Это и требовалось! У Вити в кармане лежала магнитная мина. Он побежал за мячом. Пока бежал, упал, мяч откатился дальше, к бензобакам. Немцы смеялись, а мальчик скрылся на мгновение, достал из кармана мину, выставил взрыватель на боевое положение и приткнул мину к баку. Схватив мяч, вернулся к ребятам, игра продолжилась. А ночью произошел взрыв и все цистерны взлетели на воздух. Немцы включили прожектора, шарили по небу, искали самолет, но никого не обнаружили.

Когда закончилась война, стал профессором политологии, преподавал в университете Ужгорода".


Лейтенант А.Гуйвик прикуривает сигарету у старшины Н.Задрогина. 1944г.

(Свернуть )


Госпиталь в Инкерманских штольнях. 1942г.


8-ая гвардейская механизированная бригада 3-го Сталинградского мехкорпуса


Комбриг А.В. Кузьмин вручает юнге Саше Ковалеву орден "Красной Звезды". Северный флот


Ольховский Олег, юнга


Старшина Сережа Бондаренко


Сын полка 169 авиабазы особого назначения, возраст — 10 лет, служил помощиком техника по вооружению. Аэродром Полтава, 1944г.

Что роднит оперного певца Бориса Штоколова и писателя Валентина Пикуля? Ответ прост: они выпускники Соловецкой школы юнг, созданной приказом главкома ВМФ Николая Кузнецова 1 августа 1942 года.

75 лет назад при учебном отряде Северного флота была сформирована школа юнг Военно-морского флота на Соловецких островах. За три выпуска в 1942-1944 годах школа подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков. В боях за Родину погиб каждый четвертый выпускник.

Как попасть в Школу юнг?

1942 год. Тяжёлые бои шли на Севастопольском участке фронта, на Курском направлении, в районах Воронежа, Новочеркасска, Ростова. Совсем скоро должна была начаться битва за Сталинград.

Именно в это время, в июле 1942 года, был издан приказ:


1. 1 августа 1942 года сформировать при учебном отделе Северного флота школу юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать 1 сентября 1942 года.
2. Школу юнг подчинить командиру учебного отряда Северного флота.
3. Школу укомплектовать юношами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами.
4. Прохождение службы юнг слагается: а) из обучения в специальной школе юнгов продолжительностью 12 месяцев; б) из практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возраста...

О наборе в школу не оповещали: опасались излишнего энтузиазма среди подростков и массовых побегов на флот. А набирать было из кого. Многие подростки уже работали на заводах, тушили пожары после авианалётов. Было много беспризорников, потерявших родителей на войне или вышедших с оккупированных территорий. Поэтому набор проходил только в Москве и еще восьми областях. Всего планировали набрать 1,5 тысячи юношей 14-15 лет, имевших 6-7 классов образования.

Несмотря на все меры секретности, желающих всё равно было очень много. Кто-то мечтал о романтике морских плаваний, о подвигах. Другие хотели нормально питаться и получить крышу над головой.

При поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей. "Мы отправились в обком комсомола, чтобы записаться в юнги, но всё оказалось не так просто, — вспоминал соловецкий юнга Александр Григорьевич Архипов. — Нам было сказано, чтобы принесли согласие от матерей. Но как это сделать? Ведь наверняка моя мать не согласится, да и у Левы тоже.

– Сашок, – сказал мой друг, - давай я напишу тебе согласие, а ты мне. Идет?

И сошло. В день отправления я был вынужден сказать матери, что уезжаю".

Отбор был строгим: будущих юнг врачи прослушивали, простукивали, крутили на вертящихся стульях, проверяли умение адаптироваться при большой качке. Соловецкий юнга Рейнгольд Карлович Вид вспоминал: "Попасть в школу юнг было непросто, предстояло проходить строгую медицинскую комиссию, потом комиссию техническую, определявшую степень грамотности, и мандатную.

Мой товарищ Славка Остроумов выскочил от глазного врача со слезами на глазах: не взяли по зрению. Рядом сидел другой мальчик из Московской области. "А я комиссию прошел, но уже хочу домой", – как-то совсем по-детски захныкал мальчишка. "А вы махнитесь документами, благо фотокарточек нет", - пришла мне в голову счастливая мысль. Так и сделали. Остроумов под новым именем поехал в школу, а тот мальчик с его документами – домой".

С кирпичом под одеялом

По рассказам участников тех событий, первых мальчишек привезли ночью в жуткий шторм – так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море.


Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, и вид у будущих юнг был совсем не бравый. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный "девчоночий" бантик и надпись "Школа Юнгов ВМФ". Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить.

Интересно, что слово «юнгов» в названии школы писалось в старой, дореволюционной орфографии. Но в 1942 году об этой ошибке никто не думал.

Сложнее всего пришлось юнгам первого набора. Для размещения Школы на Соловецких островах выделили бывший Савватьевский скит, в котором стояли полуразрушенное каменное здание церкви и бывшая деревянная гостиница для паломников. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и начали рыть землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на плечах. "Вспоминается, как группа юнгашей (15-20 человек) тянут из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…" – писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов.



Работали все дни напролёт с короткими десятиминутными перерывами. После работы отправлялись отдыхать в холодные палатки, где постелью были матрасы, набитые травой, и наволочки с хвойными ветками. Накрывались байковыми одеялами. Командиры рот и учебных смен жили в таких же условиях, как и юнги.

С середины сентября по ноябрь на Соловках шли бесконечные дожди, когда было особенно тяжело перекатывать огромные валуны. А они перекатывали. Не могли перекатить – раскаляли и обливали водой, пока не треснет, и тащили по частям.

Строительство городка было окончено к ноябрю. Он расположился в лесу, на берегу Купального озера. Выкопали и обустроили тридцать полуземлянок-кубриков. Возвели учебные корпуса на 42 класса, небольшую баню, прачечную, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовую на 500 мест, камбуз, хлебопекарню и санитарную часть.



Юнги жили в землянках вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве горючего использовали рыбий жир. Стены от такого освещения были чёрными. Позднее провели электричество.

Вспоминает юнга Леонид Пшеничко: "Кровати в землянках стояли в три яруса, а в углу находилась печка, одна на все помещение. Холод был собачий, ночью мерзли. Но мы придумали выход — у каждого был свой кирпич. Перед тем, как ложиться спать, мы клали этот кирпич на плиту, после чего заворачивали его под одеяло. Иначе не заснешь. К утру раздавались громовые раскаты: это с третьего яруса (кто-то повернулся) кирпич падает на пол, все подскакивают. Вдруг, в другом месте — еще кирпич падает".



"Погибаю в бочке из-под капусты!"

Распорядок дня юнг был таким:

6 часов утра: подъём, построение, бег, физзарядка, заправка коек, приборка кубриков и территории, умывание.

8 часов утра: завтрак.

С 8 до 13 часов: общие и специальные занятия, строевая подготовка, обучение приёмам рукопашного боя, изучение пулемета, автомата, гранаты, стрельба и метание боевой гранаты в цель; морская практика, практические занятия в технических кабинетах, занятия по химической защите и санитарному делу.

13 часов: обед.

С 14 до 16 часов: практические занятия, морское дело, шлюпочные занятия.

С 16 до 17 часов: свободное время.

С 17 до 19 часов: общественно-полезный труд, самоподготовка, утверждение нарядов на дежурство.

19 часов: ужин.

С 20 до 22 часов 30 минут: свободное время.

22 часа 30 минут: вечерняя поверка и отбой.

"И сегодня, за далью времени у каждого юнги не вытравились из памяти картофельные наряды , – вспоминал соловецкий юнга Виталий Гузанов. – Нет слов, работа на камбузе не всем нравилась. Иногда приходилось чистить картошку ночью – сущее наказание. Особенно зимой. В завьюженную ночь стены камбуза не спасали. Задувало во все щели: в пазы окон, двери, а через порог позёмка наметала снег. Юнг пробирало так, что зуб на зуб не попадал. Закоченевшие руки не держали нож. А норма была все та же – дюжина мешков".

На Соловках стояло несколько зенитных батарей. Большой Соловецкий остров часто бомбили. Юнги сбрасывали зажигательные бомбы с крыш, тушили лесные пожары, несли круглосуточное дежурство: могли высадиться диверсанты.


Особо охраняли продуктовые склады. Юнга третьего набора Леонид Пшеничко вспоминал: "Зимой при заступлении на пост надевали валенки и тулуп. А я был самый маленький — ростом всего метр сорок. Валенки моего размера было подобрать трудно, а тулуп, как шлейф, сзади прижимал меня к земле и волочился по снегу, да еще винтовка в руках.

И вот я стоял возле поста (караул длился 2 часа), охраняя овощной склад. А мороз-то своё берёт! И вот я стоял и плакал. Ноги заледенели. А рядом в снег вмерзла огромная пустая бочка из-под капусты. Я сел на край этой бочки в тулупе и ногой об ногу стучал, грелся, а винтовку через плечо одел.

И вдруг, о горе, моя «корма» просела в бочку. Ночь, никого. Пытаюсь выбраться, но не получается — мешает винтовка. Я стал совсем замерзать, а в голове жуткие мысли: «Мечтал попасть на корабль, а погибаю в бочке из-под капусты». На мое счастье вдруг идет проверяющий с начальником караула. Я, как положено, кричу: «Стой, кто идет!» А они продолжают идти. И я сквозь слезы кричу: «Стой, стрелять буду!» Они увидели меня и серьезным тоном говорят: «Ну, здесь все в порядке, служба несется бдительно, идём проверять следующий пост». Я шутки не понял и молю: «Не уходите, вытащите меня!» Ну, посмеялись, вытащили и посоветовали впредь быть осторожнее".

Кормили юнгашей сытно, но не сказать, чтобы разнообразно. Кто-то даже сочинил стишок: "Сечку, гречку и овёс нам хозяйственник принёс". Поэтому мальчишки ловили в лесу уток, обмазывали их глиной и запекали на раскаленных углях на костре. После того, как глина превращалась в черепицу, разбивали ее и отделяли от мяса вместе с перьями, солили и с удовольствием ели. Собирали бруснику, приносили в землянку, ссыпали в бочку с водой и зимой пили этот настой – восполняли недостаток витаминов.

"Два лаптя правее солнца"

В школе обучали по нескольким специальностям: боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман.

Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы (в Соловецком Кремле), и в землянках (в Савватьево). Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ребята, чтобы согреться, притопывали ногами.

"Учеба была напряженная, по 12 часов в сутки, – вспоминал соловецкий юнга Сергей Сергеевич Богданов. – Несмотря на колоссальные трудности никто не хныкал. Подъем в 6 часов, физзарядка на берегу моря в любую погоду. После чего завтрак и занятия в классах. Уставали страшно, постоянно хотелось спать. Поэтому любимыми были занятия в противогазах, когда под их прикрытием можно было умело подремать.


А сколько было курьезных случаев! То троица юнг решила на шлюпке отправиться на материк, на фронт, так как ждать, пока закончится учеба, они считали недопустимой потерей времени. Кончилось тем, что их выловили в Белом море. То от усталости засыпали на посту, стреляли по проверяющим, потом объясняя, что приняли их за медведя".

О том, как проходили занятия в Школе, рассказал соловецкий юнга Валентин Пикуль в повести "Мальчики с бантиками":

"Курс навигации вел лейтенант Зайцев на сложном фоне параллелей, обнимающих земной шар, и меридианов, бегущих к полюсам.

Однажды земной шар с доски исчез. Вместо него распустился пышный цветок румбов.

— Зарисуйте в тетради вот эту румбовую картушку. Можете забыть свое имя, но названия всех тридцати двух румбов вы должны помнить даже ночью, если вас внезапно разбудят. Надо просто-напросто запомнить по ходу часовой стрелки: норд, норд-тень-ост, норд-норд-ост, норд-ост-тень-норд, норд-ост и так далее.



Сильнее всех пыхтел над румбами юнга Финикин:
— Постойте! Я же русский, а тут все по-иностранному.

Зайцеву такой подход к делу не понравился.

— Если ты русский, так тебе не прикажут держать курс на два лаптя правее солнца! Пожалуйста, — вдруг заявил он, — специально для тебя перевожу названия румбов на русский язык: север, стрик севера к полуношнику, меж севера полуношник, стрик полуношника к северу и, наконец, полуношник, то есть норд-ост. Боюсь, что русские названия сложнее голландских… Хорошо китайцам — у них всего восемь румбов, чтобы не мучиться. Но ты же ведь не китаец.

— Все равно не пойму, — уперся на своем Финикин. — Я не виноват, что у меня котелок слабый и не варит слов иностранных.

Зайцев — отличный педагог! — даже обиделся:
— Но здесь не школа-семилетка, и твоих родителей к завучу не потащат. Если котелок слабый, так тебя выпроводят в хозвзвод — и будешь там гнилую картошку разгребать…"

В повести "Мальчики с бантиками" автор выступает под именем главного героя, юнги Савки Огурцова. Все события книги – реальны, это события из жизни самого Вали Пикуля и его близких – друзей, родственников, однополчан, соучеников по школе юнг. Это книга о юности автора и его опалённого войной поколения, "тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса".

"Что и говорить, на Соловках нас учили, как спартанцев , – вспоминал Валентин Саввич. –- А ведь попавшие в школу юнг были разными: и сильными, и слабыми, избалованными и "маменькиными сыночками". Но из каждого необходимо было сформировать боевого матроса, готового шагнуть на палубу корабля".

Главный герой повести Пикуля, Савка, долго скрывал от воспитателей и своих друзей, что не умеет плавать. Боялся, что его отчислят из школы. Наконец он решил в одиночку преодолеть страх перед водой:

"Может, лучше выйти из леса и честно заявить, что плавать он не умеет, а воды боится? Ну конечно. Все станут хохотать, как помешанные. Но смехом дело не кончится. Возьмут за руки, схватят за ноги. Потащат на самую глубину и плавать выучат. Но у Савки не хватало силы воли на такое крутое решение... Отчаяние становилось острее.

– Или я человек, – сказал себе Савка, – или я тряпка...

Савка поднялся с кочки. Пошел выбирать озеро для проведения опыта над самим собой. Отступления не было! Решительным толчком ног он швырнул себя в оглушительную глубину. Вода тяжелела и уже не казалась хрустальной. Савка разглядел древние коряги, похороненные на дне озера, и длинные волосы водорослей, что тянулись к нему.

Теперь задача – всплыть, дабы не оставаться здесь навсегда. И вдруг почувствовал, что какая-то сила сама влечет его кверху. Хотелось глотнуть воздуха, но, сжав губы, он терпел. И поднимался... выше, выше, выше! Ладони вдруг розово осветило солнце. Они первыми проткнули ту пленку, что делила мир на две стихии. Плечи тоже выступили из воды, и тогда, ни разу до этого не плававший, Савка поплыл, взмахивая руками, как это делают все люди. Даже не верилось! Он, он плыл. Он победил себя и победил свои страхи. Как жаль, что свидетелей его победы не было... Только шумел лес.

... Кравцов выслушал его и заглянул прямо в глаза:

– Ну, а теперь, Огурцов, ты все-таки скажи мне правду...

Пришлось рассказать всё.

– Когда-нибудь, – сказал Кравцов, – с вашими фокусами я под трибунал загремлю. Голова-то на плечах имеется? Пять часов утра. Вокруг ни души. А ты, не умея плавать, ныряешь носом вперед... Растеряйся на секунду, глотни воды, как воздуха, и – амба! Мои погоны – ладно, но о своей-то жизни ты подумал?

– Я подумал. Удельный вес моего тела меньше удельного...

Лейтенант не дал ему закончить:

– Дурак ты! Только потому, что ты живой стоишь передо мною, я тебя прощаю. А утопленника я бы отправил на гауптвахту..."




После обучения юнги отправлялись на боевые корабли различных флотов. Выпускникам полагался месячный отпуск. Но, как вспоминал соловецкий юнга Леонид Зыков, когда им зачитали просьбу командования сразу же отправиться на действующий флот, команду "Шаг вперед, желающие!" выполнила вся команда выпускников.

Валентин Пикуль писал: "Никто из юнг не желал попасть на Тихоокеанский флот, где не было войны. Юнги отмахивались от Каспия и разных флотилий на реках. Честно говоря, немного было охотников служить и в преддверье Арктики – на Северном флоте. Вот об этом Савка частенько и размышлял. Битва проходила во мраке ночи на длинной океанской волне, покрытой морозным туманом. Это была страшная битва без оглядки на спасение, когда любой результат боя складывался из неумолимой формулы "Смерть или победа!". Постепенно созрело решение.

– Я, – сказал Савка, – попрошусь на Север. Мне нравится этот край... Помните, как по радио выступали? "Кто сказал, что здесь задворки мира? Это край, где любят до конца, как в произведениях Шекспира, сильные и нежные сердца!"

Автор книги "Мальчики с бантиками" после Школы юнг до конца войны служил на Северном флоте, на эскадренном миноносце «Грозный»: участвовал в полярных конвоях, ходил на поиски немецких подводных лодок. Последний год войны Валентин Пикуль исполнял обязанности командира боевого поста. Тогда ему было 16 лет.

Юнга с чужой фамилией



На эсминце с очень похожим названием — «Громкий» — начинал свою службу юнга Александр Ковалёв, которому суждено было стать одной из легенд Северного флота. У него была очень непростая судьба. За Родину юнга сражался не под своим настоящим именем, и причина этого - трагическая история его родителей.

Он родился в семье инженера Филиппа Марковича и Елены Яковлевны Рабиновичей. В 1937 году его родители были репрессированы: отец приговорён к расстрелу, мать - к восьми годам исправительно – трудовых лагерей. 10-летнего мальчика на воспитание забрала сестра матери, Раиса Райт-Ковалёва. Раиса Яковлевна была известной писательницей и переводчиком, публиковавшейся под псевдонимом «Рита Райт — Ковалёва». Тётя постаралась дать племяннику хорошее образование и воспитание. Отцом для мальчика стал её муж, капитан 2-го ранга Николай Петрович Ковалёв, флагманский механик Беломорской военной флотилии.

Осенью 1942 года была открыта Соловецкая школа юнг. Саша, мечтавший сражаться с фашистами, хотел попасть туда. Однако Александру Рабиновичу, сыну «врагов народа», путь в Школу был заказан.

Саше помог дядя, на свой страх и риск организовавший подлог. Он отправил племянника поступать по документам уроженца Горьковской области Александра Николаевича Ковалёва, который ранее не прошел отбор в школу. Ковалёв был на год старше Рабиновича, но его фамилия и отчество подошли Саше идеально: не посвященные в семейные тайны думали, что он — сын капитана Николая Ковалёва.

Саша блестяще окончил Школу юнг по специальности «моторист» и оказался на эсминце Северного флота «Громкий». Но сам мечтал служить на торпедном катере и подавал командованию рапорт за рапортом с просьбой о переводе. Он своего добился: в феврале 1944 года юнгу Ковалёва перевели для прохождения службы учеником моториста на торпедный катер № 209 (ТК — 209).

Саша Ковалёв участвовал в тринадцати выходах торпедного катера по поиску кораблей противника и пяти минных постановках у береговых баз врага. За участие в этих боевых походах, за обеспечение безукоризненной работы моторов юнга Ковалёв 1 мая 1944 года был награждён Орденом Красной Звезды.



Бой, в котором Саша Ковалёв совершил подвиг, произошёл 8 мая 1944 года. ТК-209 и еще один катер, ТК-217, атаковали группу кораблей противника. Подбив два сторожевика противника, катера стали уходить. Немцам удалось подбить ТК-217, который стал тонуть. ТК-209 под прикрытием дымовой завесы снял экипаж тонущего катера и стал возвращаться на базу. В этот момент его атаковали немецкие истребители. Был пробит коллектор мотора, из которого стала хлестать вода, перемешанная с маслом и бензином. Катер терял ход, через несколько минут перегревшийся мотор мог взорваться, погубив экипажи двух катеров.

И в этот момент моторист Ковалёв, набросив на коллектор телогрейку, грудью закрыл пробоину. Температура жидкости равнялась 70 градусам... Когда ТК-209 оторвался от погони, двигатель остановили, и моряки вынесли потерявшего сознание Сашу на палубу. Он получил страшные ожоги.

Нужно было добраться до главной базы торпедных катеров в поселке Гранитный. Сашу положили на корму катера. Но во время перехода на корме произошли пожар и взрыв от фосфорного снаряда, застрявшего в обшивке после налета. Погибли мичман Капралов и юнга Ковалёв.

За свой подвиг Александр Ковалёв был посмертно награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени. Именем юнги названа улица в Мурманске.

Негасимый огонь памяти

В 1945 году Школу юнг с Соловецких островов перевели в Кронштадт, она просуществовала до 1952 года. Соловецкая школа юнг ВМФ была самой молодой по возрасту личного состава воинской частью не только Советского Союза, но и всей Европы в период второй мировой войны.

С 1942 по 1945 год Школа подготовила 4111 первоклассных специалистов для всех флотов и флотилий Советского Союза: рулевых, радистов, сигнальщиков, торпедистов, мотористов и боцманов.

Более 150 воспитанников Соловецкой Школы юнг за мужество и отвагу награждены медалями Нахимова и Ушакова. 45 юнг стали кавалерами Орденов Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны. Из четырех тысяч юнг, участвовавших в боевых операциях на военных кораблях, погибла четверть.

В 1972 году на Соловках установили памятник юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Этот монумент на свои средства и своими руками разработали и установили ветераны в память о погибших товарищах.



В июле 1993 года на набережной Северной Двины в Архангельске был открыт пятиметровый бронзовый памятник юнгам работы скульптора Фридриха Согаяна. Монумент изображает якорь и юношу в матроске, уходящего на дно.


В 1995 году площади на востоке Москвы на пересечении Сиреневого бульвара и 16-й Парковой улицы было присвоено имя Соловецких юнг. Спустя десять лет, в 2005 году, на площади был открыт памятник Фридриха Согаяна. Семиметровый бронзовый монумент изображает стоящего на волне юнгу с семафорными флажками в поднятых руках. Юнга запечатлён на фоне паруса с парящим альбатросом.

Во время Великой Отечественной войны свою землю защищали не только взрослые, но и совсем юные патриоты. Сколько детей воевало – в точности не известно. Многие из них приписывали себе годы, чтобы выглядеть старше и попасть на фронт - сражаться за свободу родной страны. Другие, оставшись сиротами, попадали под опеку бойцов боевых подразделений. Они жили с солдатами, участвовали в боях и даже выполняли тайные задания. Их называли детьми полка, а на флоте – юнгами.

Наш рассказ - об одном из тех подростков, кто в годы войны был юнгой на военном торпедном катере – Валерии Лялине.

Один в порту

К середине войны он остался полным сиротой. Его мама погибла во время авиационного налета фашистских истребителей и бомбардировки завода, на котором работала. Отца, командира, убили на фронте. Весной тысяча девятьсот сорок третьего года паренек одиноко скитался в порту города Батуми, здесь он и встретил лейтенанта Андрея Черенцова.
Валера умолял взять его на торпедный катер ТКА-93, на котором Черенцов был капитаном. Конечно, бывалый морской волк сначала не хотел брать ребёнка на судно. Не детское это дело – воевать! Но вспомнив свое сиротское детство и посоветовавшись с товарищами, решил принять мальчика в команду. Капитан хотел при первой же возможности устроить Валерку в школу юнг. Ведь никто не мог и представить, что совсем скоро парень сможет управлять катером, овладеет моторным делом и станет полноценным членом команды.

На войне не бывает поблажек

Уже в сентябре того же года Валька, как ласково называли парня старшие боевые товарищи, совершил свой мужественный поступок.
Моряки получили задание - освободить от опасного заграждения порт в Новороссийске. Все члены команды хорошо понимали опасность этой операции и запретили мальчику принимать в ней участие. Ночью под шквальным обстрелом немецких захватчиков торпедный катер в необходимом месте высадил солдат. Затем в Геленджике, взяв на борт двадцать пять новых десантников и груз боеприпасов, судно отправилось назад в Новороссийск.

Несмотря на то, что фашисты подтянули к новороссийскому порту минометы и артиллерию, судно настойчиво прорывалось через стену шквального вражеского огня. Уже почти у причала один из моторов катера был поврежден осколком снаряда, порвало маслопровод.
Катер потерял управление. Ситуация грозила бедой! Медлить было нельзя, а лишних рук не было. И тут Валера Лялин, который тайно все же пробрался на судно, когда забирали вторую группу бойцов, метнулся ремонтировать маслопровод.
В мясорубке морского боя второй мотор тоже вышел из строя, капитан был ранен, большая часть команды погибла, снаряды рвались по оба борта катера! У тех, кто еще оставался жив, гасла последняя надежда на спасение, когда парень доложил об успешном ремонте одного из моторов! Катер снова был на плаву, в подвижном состоянии и смог дотянуть до берега.
Но торжествовать было рано. После высадки десантников, полузатопленный катер отправился в обратный путь. В дороге капитан потерял сознание, и судно стало неуправляемым. Несмотря на колоссальный физический труд, управление на себя взял юный Валерка.
Только налегая всем своим небольшим телом, он мог вращать штурвал, а чтобы видеть направление движения, пришлось встать на ящик. Собрав всю свою силу, несмотря на боль в руках и нечеловеческую усталость, герой довёл катер в порт назначения.

Заранее прошу простить за несколько пикантную "освещенность" этого вопроса. Речь пойдет о гомосексуализме на парусных кораблях той якобы, романтического времени. Сразу росается в глаза профессиональные обьединения матросов по всему миру. А ведь это профессионалы зарабатывающие довольно опасным делом в ту, якобы романтическую эпоху. (по моим домыслам парусники это остаток той предыдущей цивилизации, тогда еще не технотронной, да и наличие "профсоюзов", контрактов (в то время!) наводит на мысль, что до нас еще были более могущественные цивилизации использующие сезонные ветры. кстати карта пири райса тому подтверждение. в самом деле, откуда взялось такое большое количество профессионалов матросов? кому интересно пусть попробует запомнить названия разных там мачт, рей, и такелажа.) но это отвлечение от темы, простите..
итак юнга на корабле, зачем? почему? Ведь это достаточное суровое место.
Что бы примерно приблизиться к разгадке присутсвия на корабле смазливого юноши, надо рассмотреть мужской коллектив. Например в тюрьме, армии, ну и корабле. Чем отличается коллектив мужчин? Отсутсвием женщин...понятно для чего они нужны.. по физиологии как мужчины, так и женщины необходима сексуальная разрядка, ну и тренировка определенных органов. как говорят для здоровья -раз в неделю. (на практике мудрые врачи рекомндуют тр раза в неделю общение определенным образом с женщиной). Понятно что в мужском коллективе нет женщин, и поэтому находят замену. в тюрьме все понятно и про это известно, там употребляют мужчин проституток (вольных или невольных). но что делать на корабле?
кстати многие авторы обходят этот вопрос (или переводчики). Они упоминают о черепахах, пингвинах..
Один мой знакомый сказал по этому поводу, что отказ употреблять свинину в позднем исламе связан именно с предварительным употреблением свиньи не в качестве мясного продукта, а для снятия напряжения известных органов.
кстати на востоке существовал "интитут" батчаниятсва (бача-мальчик для половых снощений), что логично в чисто мужском обществе. и даже во время "гражданской" войны красные азиаты вовсю занимались этим в мечетях.
вот мы и подошли к тайне присутсвия юнки на корабле.
спрашиваеться, зачем он нужен? как мужчина он еще не силен, роль принеси подай отлично может исполнить и стюард-кок или кто там у них.
Все дело в том, что матросня снимала сексуальное напряжение различными способами: с помощью "дуньки кулаковой", либо принуждение к сожительству. (кстати ремарк описал подобное в книге " на западном фронте без перемен"(война 1914), там случаи гомосексуализма отмечались в лагерях военопленных. А поскольку самцы не изменились, то справедливо утверждать, что это было и ранее.
матросня это быдло, а вот капитан, и его помошники белая кость- дворяне...и вот именно для их удовлетворения и служил смазливый мальчик на побегушках.
(думаеться здесь в большинстве случаев все было на "добровольной" основе. ведь судя по романам романтики грезили морем и мужественный капитан был авторитетом. далее проще...либо капитан и его помошники либо матросня. такова суровая реалия тех времен.
а так конечно все красиво подано, любовь к морю, там, возможностьстать капитаном (это не дворянину то?). конечно море романтичнее нежели постоянный скотный двор или плантации. да и многочисленные рассказчики упускали эту хммм интимную деталь...(куды ж ты денешся с корабля в море?)
каков же вывод всей этой басни? Это не ода гомосексуализму, а нормальный логический домысел (какое хорошее старорусское слово, сразу смысл виден). если проще, то всегда стоит видеть за красивым внешним фасадом гнилое убранство внутри.

Рецензии

Вы глупы и неотесаны как якорь.
Естественно, что гомосексуализм был развит во всех мужских сообществах долгое время лишенных женской ласки.
Поэтому древние не считали сие грехом.
А вы вдруг с парусниками...
Парусники так долго, как АПЛ не ходили в автономке и прошу заметить, что если матросы американского флота переебали пол света, то наши истинно публико морале трахали матрас.
Мало мужикам проблем в море еще и в порт не зайдешь, дабы в борделе оттянуться.
Это наше министерство здравоохранения должны были резиновых теток с внешностью Терешковой понаделать...
Ан нет...
Только постановление партии и правительства...
А космонавты на боевом дежурстве по полгода?

СССР ставил эксперименты на живых людях и ушел от ответа...

Никаких дьявольских как и ангельских логик нет и быть не может.
Есть просто логика, товарищ буфетчик...
Это я вам тестик на предмет кругозора подбросил...