Реферат: Психодрама как метод групповой терапии. Метод психодрамы.

20.Психодрамма. Якоб Морено

(Якоб) Морено (18 мая 1889, Бухарест, Королевство Румыния - 14 мая 1974, Нью-Йорк, США)

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено.

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд описаны в книге Рене Марино «История Доктора».

журнал «Имаго» посвящен неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии. Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Морено заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив».

Понятия относяшиеся к психодрамме!- роли и ролевые игры;- спонтанность;- теле;- катарсис и инсайт.

Роли и ролевые игры Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодра­мы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны ав­тором и актерам остается лишь незначительная возможность им­провизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психод­раме нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.Здесь психодрама напоминает саму жизнь.Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психод­раме он сам находится у его подножия.

Спонтанность Спонтанность подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участни­ков не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».По мнению сторонников психодрамы, именно такая творче­ская атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет уча­стникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Теле Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под терминомтрансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоана­лиза, посредством которого он пытался охарактеризовать лич­ность самого пациента и причины его невроза.Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос , обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характери­стики личности клиента, сколько с терапевтической целью его са­мораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Катарсис Как известно, это слово в античной греческой трагедии обо­значало очищение, просветление через страдание . В этом же значе­нии его употреблял еще Аристотель.В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии.Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое тол­кование. В психодраме катарсис должны испытать не только кли­ент и даже не только все участники конкретного психодраматиче­ского этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по за­мыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему пер­воначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегче­ние-просветление актеров и зрителей.Однако, если в греческой трагедии катарсис - явление вторич­ное по отношению к сюжету, у Фрейда - одно из средств психо­анализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтиче­ское воздействие.

Инсайт Это слово (insight ) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он по­нимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и долж­ны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катар­сису, а через него к инсайту.В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и за­дачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объ­еме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития са­мой психодрамы.

Распределение ролей В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режис­сера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я .

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руково­дитель группы.Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сце­ническое действие в желательном направлении, а далее - поддер­живать настроение участников.Протагонистом Морено называет исполнителя главной роли - основного Я. Все

Методики психодрамы

Несмотря на многочисленные вариации, основными практиче­скими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двой­ника, обмен ролями, отображение.

507

Метод, являющийся помимо терапии также обыкновенной психологической консультацией, был впервые предложен специалистом Я. Марено. Сейчас его разработка известна в психиатрии как «пиходрама», используется, главным образом, с целью изучить внутренний мир и . Для этого задействуется специфический механизм драматической импровизации, в котором активно используется завершение субъектами своих действий посредством театрализации, исполнения роли в игре.

При этом между всеми участниками, если речь идет о групповой психотерапии, происходит активное вербальное и невербальное общение, постоянный контакт, взаимодействия в ходе «представления». Если же необходимо применить психодраму в качестве или диагностики, то такой подход называется «монодрамой».

Любой сеанс строится на последовательном разыгрывании всеми участниками определенных сценок. В основе сюжета может лежать какое-либо воспоминание пациента, события, приближенные к реальным и смешанные с фантазией, представления каких-то конечных действий или же возможных результатов того или иного выбора. В любом случае, разворачивающееся действо, как правило, является близким к реальности или внутренним переживаниям самого пациента. В ходе их разыгрывания, индивид способен проанализировать случившееся с ним или даже приобрести определенные навыки, которые в дальнейшем могут ему помочь.

Метод психодрамы

Как правило, под психодрамой подразумевают , которая с помощью драматической импровизации, ролевой игры и имитации определенных сценок, способна раскрыть внутренний мир, опыт и переживания пациента, которые напрямую связаны с внутренними психологическими проблемами индивида.

Впервые метод психодрамы появился в результате эксперимента, а точнее даже наблюдения, поставленного специалистом Я. Морено. Однажды ему пришлось наблюдать за коллективом детей, который разыгрывал фантастические сценки в одном из парков Вены. Морено заметил, что во время игры, в которой каждый из детей выполнял определенную ему роль, у участников проявлялась импровизация, обнажались отдельные эмоциональные переживания. Во время такого процесса произошло зарождение истинной эмпатии, формировалось свободное и открытое творчество, благодаря которому между детьми происходил настоящий контакт.
Во время групповой психодрамы, направленной на анализ внутренних проблем индивида, пациенту предлагается роль основного героя. В связи с этим, основные действа игры должны быть сосредоточены как раз вокруг основных, беспокоящих индивида проблем. Это обеспечивает возможность наиболее открытого и свободного выражения чувств, переживаний, в ходе импровизаций, которые в нужном направлении корректируются ведущим психотерапевтом. В результате формируется своеобразный катарсис – участники связывают происходящее на сцене со своими собственными трудностями, развивается способность к наиболее глубокому переживанию, анализу, взаимодействиям.
В ходе проводимой терапии, пациент анализирует происходящие с ним действия и учится находить действенные способы решения возникавших проблем, будь то житейский уровень или сугубо экзистенциональные, то есть вымышленные проблемы. Затрагивающие психологические установки и проблемы морали. Чаще всего методика психодрамы применяется с целью оказания помощи тем людям, которые испытывают острые проблемы в плане словесного выражения своих чувств и мыслей. Чаще всего пациент является не только исполнителем главной роли, но также определяет ход развития событий, то есть является творцом, и в то же время исследует и анализирует происходящее «на сцене».

Психодрама Морено

Ставшая одной из самых эффективных групповых практик в психиатрической терапии и анализе, психодрамаМорено активно применяется не только на западе, но и во многих странах Европы. Главными понятиями, как и было когда-то предложено самим основателем метода, остаются: роль, катарсис, спонтанность, «инсайт».
Следует также подчеркнуть главное отличие между классическим театрализованным представлением и техникой, заложенной Морене. Она заключается в углубленности и подробности сюжета. Если в случае обычной игры, представления, все роли четко распределены. А сюжет проработан и уточнен до мельчайших подробностей, то в случае психодрамы он достаточно поверхностный, роли обозначены условно, и у всех участников имеется более чем достаточный простор для импровизации в рамках заданных терапевтом условий. Грубо говоря, сценария как такового практически нет, есть лишь определенный «фундамент», с которого начинается представление, и сами «игроки» никогда не знают, к чему приведет выбранное ими действие. При этом роли также распределяют между собой сами участники, а терапевт лишь наблюдает за тем, как каждый из них справляется со своим положением.

Что касается редко встречаемого в нашей практике понятия «инсайт», то под ним понимают явление внезапного озарения. С точки зрения психодрамы, инсайт – это внезапное, резкое понимание индивидом своего жизненного положения или сложности ситуации, которое происходит в ходе игры. При этом также происходит своеобразное «озарение», модификация на себя самого, вследствие чего формируется новое понимание жизненных позиций, ситуаций и проблем, а также зарождается совершенно новый способ их решения.

В настоящее время широкую популярность приобретает и детская групповая психодрама. Чаще всего она нацелена на анализ причины, а также решения различных уровней невротического поведения со стороны ребенка. Разумеется, подобные практики не лишены и профилактической эффективности, позволяя развивать творчество и импровизацию ребенка, а также упрощая и улучшая процесс формирования уникальной, индивидуальной личности, свободной от возможных психологических преград.

Техники психодрамы

Среди числа других методик, психодрама отличается достаточно большой оснащенностью. Существует даже отдельный институт психодрамы, который разрабатывает, изучает и совершенствует различные техники психодрамы, применяемые не только в обычной бытовой жизни, но также и в профессиональной деятельности или же, скажем, в сфере обучения.
Чаще всего сеансы начинаются с так называемой техники «представления себя». Проще всего ее провести в форме интервью, предоставляя индивиду возможность должным образом раскрыть свое «Я». Принципы, жизненные позиции и убеждения. Главной задачей данной техники является возможность демонстрации пациентом настоящего себя. а не образа, который формируется им в ходе фантазии или видения «желаемого себя».
Далее следует «проигрывание роли». На этом этапе, который также считается отдельной техникой, пациент получает задачу проиграть и определить самостоятельно для себя конкретную роль в игре. В этом случае задействуется так называемое «вспомогательное Я», что позволит главному герою больше углубиться в сюжет и направить его таким образом, чтобы он максимально отображал происходящее в его жизни или внутреннем мире. После чего уже может происходить основное действо, с применением в последующем различных техник. Все они изучаются во многих институтах мира, проходя испытания, экспериментальные постановки, с последующим улучшением и возможностью применения в настоящей терапевтической практике.

Психодрама тренинг

Под тренингом, как и в любом другом случае, понимают наличие определенных стадий и выполнение ряда конкретных упражнений. Психодрама тренинг — это техника, преследующая различные цели, например, отработку участниками навыков ролевой игры, их раскрепощение, психологическую подготовку и даже банальный «разогрев».
Разумеется, первая и главная стадия ложится на плечи ведущего или «режиссера». Именно он является ответственным за то, чтобы между всеми участниками сформировался необходимый раскрепощенный контакт, достигался определенный уровень раскованности и открытой спонтанности, импровизации. При этом творческий потенциал и его реализация со сторон участников должны всячески поощряться, а внимание участников игры фокусируется на общей ситуации и решении общих проблем. Таким образом, еще одной задачей психодрамы в данном контексте является формирование групповой свободы.

Раскованности, естественности в поведении во время нахождения в коллективе

Лишь после того как все участники групповой психодрамы достигают определенного уровня раскованности и между ними формируется требуемая творческая атмосфера, начинается главное действо терапии – само представление. Перед началом «режиссер» выбирает участника, который на этот раз будет протагонистом, предлагает ему ознакомить окружающих с общей идеей сюжета и выбранной им для себя роли. При этом обращают внимание других «актеров» на то, что они обладают полной свободой действий в рамках заданного общего сюжета и выделенных им ролей.
Конечной стадией любой психодрамы является совместное обсуждение произошедших на сцене событий, их значимости, вероятных причин и следствий, а также возможных способов решения сложившихся в ходе игры ситуаций.

Раздел: /

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.
Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.
Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:
1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в
игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:
1. Протагонист.
2. Режиссер (фасилитатор).
3. Вспомогательные "Я".
4. Зрители.
5. Сцена.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),
предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.
Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".
Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:
• Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.
• Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.
• Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.
Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

Психодрама уже много лет пользуется популярностью среди психотерапевтов, которые проводят групповые тренинги. Различные техники и упражнения позволяют воспользоваться психодрамой в любой сложной ситуации. Ее разработчиком был Якоб Морено, который придумал основные понятия, виды и методы, о которых пойдет речь в интернет-журнале сайт.

Главными терминами являются:

  1. Ролевые игры и роли. В психодраме самой главной остается импровизация. Если в театральном разыгривании участники четко придерживаются своих ролей и написанных сценариев, то в психодраме каждый сам выбирает себе роль и отыгрывает ее так, как считает нужным. Роли выдаются, объясняются правила психодрамы, после чего участники переходят к импровизации в заданных рамках.
  2. Спонтанность. Человек должен вольно выражать свои эмоции и чувства. Спонтанность предполагает, что человек будет здесь и сейчас реагировать на ту ситуацию, которая с ним происходит. Неважно, что происходило в прошлом. На сегодня важна спонтанность, когда человек избавляется от своих страхов, неврозов и комплексов.
  3. Теле. Данное понятие подразумевает под собой двустороннее эмпатийное отношение между психотерапевтом, клиентом и другими участниками процесса. Здесь происходит перенос на другого человека качеств характера и отношения, сопереживание.
  4. Катарсис. Данное понятие используется в психодраме как активное переживание различных страдальческих эмоций с целью очищения и избавления от них.
  5. Инсайт. В результате психодрамы к клиенту должно прийти понимание чего-то важного. «Внезапное озарение» наступает после того, как человек проявил себя. Он понимает природу своих и . Теперь он понимает, что с ними необходимо делать.

Что это такое?

Что такое психодрама? Это психотерапевтическое направление, которое одновременно является и способом консультирования. Человек отыгрывает роль с другими участниками, что должно привести его к пониманию. Здесь разыгрывается определенная ситуация, драма, в которой человек может проявить себя, показать. Это позволяет психотерапевту более наглядно увидеть поведение и черты характера клиента, рассмотрев за ними причины появления.


Психодрама обычно проводится в группе. Однако существует и одиночная психодрама (монодрама). Клиент берет на себя определенную роль, которую потом отыгрывает. Здесь могут отыгрываться любые сцены из жизни: проблемы, сны, фантазии, реальные ситуации и пр. Самое главное – соблюдение спонтанности и импровизации, когда человек может проявить себя.

Психодрама помогает многое выявить:

  • Механизмы поведения человека в конкретных ситуациях.
  • Причины возникновения тех или иных поступков.
  • Способы реагирования.
  • Коррекция своего поведения.
  • Нарабатывание навыков, которые помогут в реальной жизни.

Метод психодрамы

Психодрама позволяет разыграть роль без вреда для своей психики. Здесь выделяют такие методы:

  1. Монолог – когда клиент выражает важные для себя мысли. По мере реагирования слушателей клиент может быстро перестраиваться и менять ход своих мыслей.
  2. Двойник – когда выбирается один участник, который будет «внутренним голосом» клиента. Сначала монолог начинает клиент. Как только он застревает в своей проблеме, двойник начинает ее развивать, выдвигать предположения, идеи, мысли. Двойник должен говорить от лица клиента, быть его «продолжением», «внутренним голосом».
  3. Обмен ролями – когда участники меняются ролями. Это позволяет занимать различные позиции, лучше понимать себя и других.
  4. Отображение – когда другие участники психодрамы копируют клиента, как они его видят. Это помогает посмотреть на себя со стороны.


Все методы перекликаются между собой. Сюда можно подключить другие методики:

  • Методика свечи – когда все участники по очереди выполняют ту или иную роль.
  • Разговоры при свечах – клиент поворачивается спиной к другим участникам и слушает, как они обговаривают его поведение и идеи.
  • Проекция будущего – клиент фантазирует, что возможно случится или будет в будущем.

Зарождением психодрамы занимался Я. Л. Морено, который наблюдал за детьми, которые разыгрывали различные сценки и роли в них. Здесь не было четко прописанного сценария. Все происходило спонтанно, что позволяло участникам проявлять свои истинные эмоции, переживания, лучше понимать собственные действия и менять их.

Психодрама используется как при коррекции поведения взрослых, так и с целью перевоспитания детей. Достаточно часто человек по мере жизни вынужден подавлять свои эмоции и желания, проявления и фантазии. Все это приводит к различным проблемам, с которыми потом трудно справиться. Психодрама позволяет полностью раскрыться, от чего-то избавиться, некие навыки приобрести, рассмотреть собственный потенциал.

Виды психодрамы

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

Психодрама Морено

Основоположником психодрамы является Я. Морено, который четко разделил театральное представление от психотерапевтического сеанса. В психодраме самой главной является импровизация, когда участники сами не знают, как будут разворачиваться события и к чему они приведут. Роли распределяются между теми, кто их сам выбирает. Создается определенная ситуация. Как и что будут делать участники, уже зависит исключительно от них.


Главное – психотерапевт перед проведением сеанса разъясняет правила и основные этапы психодрамы, которых должны придерживаться участники.

  1. Первая стадия – настрой участников на нужный лад. Здесь психотерапевт поощряет их спонтанность и естественные проявления эмоций, подталкивает на раскрепощенность в действиях и чувствах, заостряет внимание на решении проблемы в нынешней ситуации. Чем быстрее участники раскроются и начнут вести себя естественно, тем быстрее можно будет отыграть ситуацию и разобрать ее.
  2. Вторая стадия – разыгрывание сцены. Сначала распределяются роли, клиент коротко объясняет проблемную ситуацию, которая задает лишь тон, но не указывает на то, как все должно происходить. Психотерапевт лишь внешне наблюдает и вмешивается по необходимости, позволяя игре происходить спонтанно.
  3. Третья стадия – завершающая. Здесь все участники по собственному желанию анализируют и обсуждают увиденное в сцене. Каждый выдвигает идеи, свои предположения, чтобы более подробно и с разных сторон увидеть проблему, ее решение.

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

Тренинг психодрамы

Тренинг психодрамы состоит из 3 стадий и различных упражнений. На каждом этапе могут использоваться различные упражнения, которые помогают в достижении цели психодрамы.


На этапе разогрева могут использоваться медитативные техники и телесные упражнения. Деятельный этап уже подразумевает спонтанную игру всех участников. На завершающем этапе должен произойти инсайт-в действии – понимание происходящей ситуации и нахождение решения проблемы.

Упражнения психодрамы

Другими упражнениями психодрамы могут быть такие:

  • «В автобусе». Создается два круга участников: один – безбилетные пассажиры, второй – контролеры. Каждый должен привести свои доводы и победить. Здесь участники проявляют свои личностные качества.
  • «В магазине». Участники разбиваются на продавцов и покупателей, отыгрывая различные конфликтные ситуации, которые обычно случаются в жизни в магазинах.
  • «Семья». Один участник инсценирует типичную ситуацию из своей семьи, распределяя роли между остальными. Затем он просто смотрит на происходящее со стороны.
  • «Монолог с двойником». Человек словами и жестами передает свои переживания, после чего двойник передает их своими жестами и мимикой.

Итог

Когда человек может в безопасной для себя обстановке разыграть проблемную ситуацию или посмотреть на нее со стороны, у него нередко возникает озарение. Он начинает видеть собственные ошибки, понимать происходящее и внутри трансформироваться. Итог становится поразительным, поскольку при этом человеку не приходится себя ломать, изнурительно настраивать. Все происходит естественно и спонтанно.

Психодрама помогает в решении многих жизненных проблем, которые возникают с другими людьми. Человек может не проявлять эмоций, не позволять себе совершать действий, принижать значение собственного потенциала. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, когда он комплексует, нервничает, беспокоится.

Психодрама создает безопасную обстановку и отображает реальную ситуацию, в которой человек не может разобраться, пока находится внутри нее со всеми своими переживаниями и эмоциями.

Раздел: /


Реферат на тему:

Психодрама



План:

    Введение
  • 1 Истоки
  • 2 Теория
  • 3 Психодраматическая сессия
  • 4 Распространение в мире
  • 5 Психодрама в России
  • 6 Примечания
  • Литература
  • 8 Ссылки на сайты

Введение

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.


1. Истоки

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора».

В издаваемом Морено журнале «Имаго», посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф.Перлз, Э.Берн, и другие.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Напомню, что в 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив». Неизвестно, что ответил мэтр, но Морено действительно пошел дальше Фрейда.


2. Теория

Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент - социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, «с кем бы я хотел провести выходные на море», затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны «звезды притяжения» - люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» - те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т. д.. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе. Так, в книге «Социометрия» (издательство «Академический проект», Москва, 2001 год) можно найти описание такого случая. Морено попросили проконсультировать интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и благоприятные условия существования, в этом интернате было много конфликтов и побегов из него. Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, к каждому столу было приставлено по воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, как им хочется, чтобы сидеть вместе с тем, с кем хочется. Получился совершеннейший бардак, возмутивший воспитателей: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые «звездой притяжения», за другими столами осталось по 2-3 человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить их выбор, но не выбирать того человека, которого они выбирали раньше. Получилась новая картинка. Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек рассадили по 4, но так, чтобы были максимально учтены выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна. Уровень агрессивности уменьшился, уровень конфликтности снизился.

Социометрия - это одна из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Двумя другими «китами» являются теория спонтанности и теория ролей. Морено применял социометрию и для очень больших групп, например, когда нужно было переселить целую резервацию индейцев.

Морено определял спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию, либо адекватную реакцию на новую ситуацию», но такое поведенческое определение спонтанности не лишено противоречий в контексте общей теории Морено. Для нас важнее, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он энергией спонтанности.

В отличие от других «энергий», бытовавших в психологии 20-30-хх годов прошлого века («либидо» у Фрейда, «оргонная энергия» у Райха и проч.) спонтанность не может накапливаться, она существует только «здесь-и-теперь».

В поведенческом акте (к которому и относится приведенное выше определение) спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности - причина возникновения невроза (нет «новой реакции на старую ситуацию», реакции стереотипны). В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной («неадекватная реакция на новую ситуацию»). Конструктивность реакции определяется креативностью, то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено). Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в «культурный консерв», примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консерв сохраняет его во времени. В момент, когда я пишу эти строки, по ТВ заканчивается демонстрация фильма «Осуждение Паганини» и Леонид Коган играет «Кампанеллу». Мне кажется, это удачный пример для иллюстрации творческого цикла. Паганини не мог не играть и не мог не писать музыку. Здесь есть спонтанность и креативность (без креативности первичная энергия могла бы выразиться, например, в деструктивном пристрастии к азартным играм). Если бы Паганини не записывал свои произведения, то мы бы не знали теперь, что представляет собой музыка Паганини. Нотная запись представляет собой культурный консерв, но, благодаря спонтанности Когана он снова превращается в творческий продукт, который снова может быть законсервирован в виде аудиозаписи или кинематографической ленты. И уже я, как слушатель, могу снова расконсервировать его благодаря моей собственной спонтанности.

Теория ролей была создан Морено и позднее подробно разработана австралийской психодраматической школой.

С присуще ему туманностью, Морено определял роль как «актуальную на данный момент и осязаемую форму, которую принимает наша самость»; как «некоторый обобщенный характер или некоторую функцию, существующей в социальной реальности»; и как «окончательную кристаллизацию жизненных ситуаций человека, то есть специфическую область оперирования, которую человек в свое время освоил».

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, «едок», «писающий мальчик», «сексуальный партнер»), психологические роли (например, «обиженный ребенок», «спаситель», «проигравший») и социальные роли (например, «полицейский», «мать», «поставщик»).

Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. Выделяются три типа ролей: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли делятся на устойчивые и рождающиеся; дисфункциональные - на устойчивые и уходящие. Коупинговые роли, в зависимости от способа взаимодействия с объектом, делятся на «движение от», «движение к» и «движение против».

Все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли - это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда «в доступе». Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, в одной ситуации они могут сработать, в другой - нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся периодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на нее). Проявляющиеся периодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно «уходит» из арсенала ролей.

Отдельное место занимают коупинговые роли, роли «совладания». Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение. Коупинговые роли делятся на три группы: «Движение к», «Движение от» и «Движение против». Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать «пристроиться» к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе «Движение к»; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия - такие роли мы отнесем к группе «Движение от»; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе «Движение против» - это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные. Пример применения теории ролей можно найти в статье «Психология валькирии»: ролевой анализ мифа о Брюнхильд (журнал «Психодрама и современная психотерапия», № 3, 2004 год).


3. Психодраматическая сессия

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль». Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем - выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.

После этапа действия проходит шеринг - обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг - очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста - возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы - мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.


4. Распространение в мире

У Морено было много учеников. В настоящее время психодрама широко распространена во многих странах Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии и Африки, существуют множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме.

5. Психодрама в России

В России психодрама существует с 1989 года. В настоящее время психодрама представлена 5-ю институтами и Ассоциацией психодрамы (президент - Елена Лопухина). Институты: Институт ролевого тренинга и психодрамы (Елена Лопухина), Институт групповой терапии и социального проектирования (Виктор Семенов), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (Екатерина Михайлова), Московский институт гештальта и психодрамы (Нифонт Долгополов), Институт психодрамы и тренинга (Ростов-на-Дону, Владимир Ромек) осуществляют подготовку специалистов по психодраме в различных городах России и за рубежом.

Ежегодно проводятся конференции по психодраме в Москве и Ростове-на-Дону. В Киеве издается ежеквартальный русскоязычный журнал «Психодрама и современная психотерапия».

Изданы более 10 книг по психодраме, включая переводы Я. Л. Морено. (В популяризации психодрамы огромная роль принадлежит издательству «Класс»). Важными вехами в развитии психодрамы в России стали выход специализированного номера «Журнала практического психолога» (№ 2-3 за 2002 год), посвященного истории психодрамы в России (История психодрамы в России в Интернете) и публикация коллективной монографии российских психодраматистов «Играть по-русски» (издательство «Класс», 2003 год).

Секция психодрамы в рамках Профессиональной психотерапевтической лиги была создана в 2005 году. Представители секции регулярно принимают участие в конгрессах и декадниках ППЛ. Руководитель секции - Леонид Огороднов (г. Москва)

В настоящее время существует четыре региональных представительства секции психодрамы: в Ростове-на-Дону (Татьяна Солдатова), в Новосибирске (Лариса Межерицкая), Казани (Гузель Ахметова) и Екатеринбурге (Илона Романова). Обучающие и клиентские группы под руководством членов секции психодрамы ОППЛ проходят в Москве, Ростове-на-Дону, Таганроге, Омске, Перми, Казани, Глазове, Иваново.


6. Примечания

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер. 1998.
  2. Считается, что в основу «театра импровизации» Я. Морено, легли идеи Станиславского К. С., Чехова М. А., Н. Н. Евреинова.