План раздела палестины. Война за независимость Израиля: План ООН по разделу Палестины. Прения по вопросу о разделе

Мистификация

Лев Фрейдман

После Шестидневной войны (1967г.), войны Судного дня (1973г.) и заключения мира с Египтом (1979г.) обстановка на военном фронте арабо-израильского конфликта относительно успокоилась. Арабам пришлось пересмотреть свои военные возможности.

К началу 80-х годов центр борьбы Израиля с арабами переместился с военного на дипломатическое и юридическое поле.

Основным нервом конфликта стал вопрос о том, кому принадлежат права на Иудею, Самарию и Газу, попавшие в результате войн под контроль Израиля — евреям или арабам. Действительно, от решения этого вопроса зависят обе ключевые проблемы конфликта после Шестидневной войны:

1) проблема поселений, создаваемых Израилем на завоёванных территориях и

2) проблема границ Израиля.

ФАКТЫ

1.1) Позиция юристов

Вопрос о правах евреев и арабов на Иудею, Самарию и Газу изучен юристами-международниками досконально и вывод их однозначен.

Мандат на Палестину Лиги Наций (24.07.1922г.) ;

резолюция ГА ООН № 181 о разделе Палестины (29.11 1947г.)


Согласно первому акту, еврейский народ — суверен де-юре всей западной Палестины (от моря до реки Иордан) и, следовательно, территории Иудеи, Самарии и Газы как её части; арабы, проживающие там, имеют только гуманитарные права.


Согласно второму акту, территория Иудеи, Самарии и Газы отводилась под арабское государство.

Первый акт имеет обязывающую юридичеcкую силу (и для арабов, и для евреев, и для всего мирового сообщества) и полностью действителен по сей день.

Второй акт является юридически ничтожным документом сразу по-двум причинам:

во-первых, как любая резолюция ГА ООН, резолюция 181 имеет только политическое и моральное (но не юридическое) значение;

Таким образом, номинально существуют два акта, но фактически рассматриваемый вопрос может регулироваться только первым актом. Это значит, что по этому вопросу имеет место «железная» юридическая позиция Израиля против слабой (или «никакой») позиции его оппонентов.

1.2) Позиция официального Израиля.

Парадоксальным образом, официальный Израиль юридической основой своего образования и своих прав считает резолюцию 181 и поэтому правовых претензий на Иудею, Самарию и Газу никогда не предъявлял (см. сайт МИДа Израиля от 29.11.2015г.).


1.3) Цена вопроса.

Между тем, официальное предъявление Израилем мировому сообществу законных претензий на Иудею, Самарию и Газу могло бы привести к поразительным результатам. Вот лишь некоторые из них:

а) исчезают проблема поселений и проблема «границ 1967г.», а вместе с ними и угроза делигитимации Израиля;

б) закрывается тема арабского государства к западу от реки Иордан;

в) в глазах мира террор арабов против еврейского государства становится террором, а не борьбой против оккупации;

г) меняется сам фон существования Израиля в мире. Из изгоя, которому прочат судьбу ЮАР, он превращается в полноправного члена мирового сообщества.

Но официальный Израиль безмолвствует.

1.4) Как устроена власть в Израиле.

Независимо от результатов выборов в кнессет, в руках левого политического лагеря неизменно находятся: судебная система и прокуратура, СМИ, профсоюзы (гистадрут), армия, службы безопасности, гуманитарный научный мир. Этот список хорошо известен, и здесь он не полон. Говоря короче, левые постоянно контролируют все неизбираемые институты власти и влияния.

Реальная власть левых колеблется в диапазоне: 100% — при левом правительстве и вряд ли менее 70% — при правом (при всей рискованности, конечно, точной оценки). Т.е. фактически левые постоянно правят страной.

ИНТЕРЕСЫ

Как известно, волею судеб, во главе тех, кто основал Израиль-еврейское национальное государство, стояли левые социалисты — люди, воспитанные на принципах пролетарского интернационализма и воинствующего атеизма.

Национальная составляющая в идеологии этих людей всегда была весьма умеренной, а с течением времени и пребыванием их у власти — лишь ослабевала. К началу 80-х годов прошлого века от их сионистского идеализма ничего не осталось, и единственным смыслом их деятельности стало сохранение власти.

В то же время захваченные Израилем в результате Шестидневной войны библейские, исторические земли еврейского народа: Иудея, Самария и Газа — стали источником вдохновения и мощного подъёма правого национального лагеря.

Вскоре стало ясно, что создаваемые на этих территориях еврейские поселения и пассионарные поселенцы являются оплотом правых сил, способствуют их постоянному укреплению и представляют угрозу непрерывной власти левых в стране.


Газа. Поселение Неве-Дкалим за полгода до разрушения

Проигрыш последними парламентских выборов 1977 года (впервые после основания страны в 1948г.) усилил опасения левых, продолжающих сохранять, несмотря на поражение на выборах, почти все властные позиции.

К началу 80-х годов одновременно произошли два события:

— центр арабо-израильского конфликта переместился, как было сказано, из военной в дипломатическую и юридическую сферу, поэтому Израиль мог с успехом начать борьбу за признание своих законных прав на Иудею, Самарию и Газу;

— правящие страной левые увидели исходящую от этих земель угрозу сохранению своей власти и — вместо борьбы за них — решили от них избавиться.

Это решение было оформлено в договоре Осло (1993г.). Сделка Осло означала для левых, кроме избавления от «опасных» Иудеи, Самарии и Газы, ещё и передачу этих земель арабам в обмен на поддержку последними увековечения их власти.

К этому времени электоральная поддержка левых еврейским населением значительно ослабела, и арабский голос приобрёл для них большую важность. Таким образом, групповым интересом левых, реализованным через договор Осло, было:

— избавиться от Иудеи, Самарии и Газы — для ослабления политической позиции правых;

— передать эти земли арабам — для усиления своей позиции арабским голосом.

Конечным интересом левых было долговременное сохранение власти.

МИСТИФИКАЦИЯ

Резолюция ГА ООН № 181 от 29.11.1947г. изначально не имела юридической силы (см. пункт 1.1).

В то же время она, конечно, имеет прямое отношение к образованию государства Израиль в 1948 г.

Чтобы понять истинное значение этого документа, заметим сначала, что международное право тесно связано с международной политикой, а именно: реализация признанных международным законом прав требует соответствующей политической конъюнктуры. По отношению к еврейскому народу политическая конъюнктура неизменно приводила к ущемлению его законных прав.


Ноябрь 1947 г. Еврейский ишув ликует: Принята Резолюция ООН № 181

Резолюция 181 — это, по сути, не юридический, а политический документ, впервые создавший политическую возможность, хотя бы частичной, реализации юридических прав еврейского народа на территорию западной Палестины, данных ему мировым сообществом четверть века назад. Принятие Бен-Гурионом и его людьми этой резолюции и провозглашение государства было использованием этой возможности.

Политическая возможность дальнейшей реализации прав еврейского народа — на оставшуюся территорию западной Палестины: Иудею, Самарию и Газу — возникла только к началу 80-х годов (после тридцатилетнего периода войн).

Однако, к этому времени, как мы видели, интересы правящей левой элиты были уже другими. Поэтому левые не только не использовали возникшую возможность, но пошли ещё дальше.

Если до Осло официальный Израиль не заявлял о нереализованных правах евреев на часть территории западной Палестины, то теперь он фактически отказался от этих прав в пользу арабов. При этом было грубо нарушено международное право, т. к. положения Мандата на Палестину Лиги Наций никто не отменял.

Но, если «Мандат на Палестину» — в качестве юридической основы образования Израиля и его прав на землю — правящая левая элита не признаёт, то какой документ, по её мнению, является такой основой?

В качестве такового левые определили — причём как официальную позицию страны — резолюцию 181 (см. пункт 1.2). Неважно, что эта резолюция юридически ничтожна. Важно, что приложенная к ней карта соответствует «ословским» интересам левых. И ещё важно то, что в сознании публики эта резолюция прочно ассоциируется с созданием государства Израиль, а «юридическая» она или «политическая» — кто будет это выяснять.

Известная статья Говарда Грифа называется «Заблуждения относительно правовых основ государства Израиль по международному праву» . Однако, это заблуждение возникло не само по себе, а является результатом мистификации израильских левых.

Суть этой мистификации состоит во внедрении в общественное мнение следующего тезиса: юридической основой образования государства Израиль и его прав на территорию является не Мандат на Палестину Лиги Наций, а резолюция ГА ООН № 181.

Понятно, что в мире нашлось немало тех, кто с восторгом принял эту официальную политику Израиля.

Вся современная дипломатическая, информационная и юридическая борьба против еврейского государства, развёрнутая его врагами, основана на этой мистификации, возможно, одной из самых крупных в прошлом столетии.

ИТОГИ МИСТИФИКАЦИИ

Как говорилось выше, в юридической борьбе еврейского государства с врагами «железной» позиции Израиля противостоит лепет врагов. Мистификация создала новые условия, в которых позиции сторон во многом поменялись местами.

В результате дипломатическое положение страны опасно ухудшается, возникли новые негативные факты: угроза делигитимации государства, движение БДС, Европейский союз уже на практике начал применять санкции. Некоторые тактические успехи израильской дипломатии не меняют общей картины. В глазах мира Израиль — «оккупант Палестинской территории».

Главная опасность состоит в том, что при такой тенденции мир вполне может предпринять шаги, ведущие к необратимым изменениям в положении страны. Поэтому было бы непростительным благодушием бесконечно сохранять статус кво.

Решает время. Что произойдёт раньше: навяжет ли мир Израилю необратимые изменения, делающие еврейское государство потенциально нежизнеспособным, или Израиль, преодолев внутренние препятствия, официально заявит о своих, признанных международным правом, юридических правах на всю западную Палестину и потребует их реализации, что создаст совершенно новую ситуацию в ближневосточной политике.

ПЛА́НЫ РАЗДЕ́ЛА ПАЛЕСТИ́НЫ (Partition Plans for Palestine ). Идея раздела Эрец-Исраэль возникла в ходе Первой мировой войны как следствие соперничества великих держав за господство на Ближнем Востоке. Еще до начала войны, в 1914 г., между Англией, Францией и Германией было подписано так называемое «железнодорожное соглашение» о разделе азиатской части Османской империи (см. Турция) на сферы экономических интересов. В первые месяцы войны Англия и Франция заявили о своих притязаниях на территорию Эрец-Исраэль; руководители антитурецкого арабского восстания, поддерживавшегося англичанами, также выступили с подобными требованиями. Согласно англо-французскому соглашению 1916 г. (так называемое соглашение Сайкс-Пико, по имени подготовивших его английского дипломата М. Сайкса и французского дипломата Ф. Жорж-Пико), вся территория между Средиземным морем и Иорданом от озера Киннерет на севере до Хеврона на юге, то есть та часть Эрец-Исраэль, где находятся святые места , должна была перейти под совместное управление Англии, Франции и России, которые взяли бы на себя обеспечение прав всех религий; в Негеве и Заиорданье предполагалось создать арабское государство под британским протекторатом, а Франция устанавливала свой протекторат над Сирией. Эти планы вызвали резкие протесты со стороны руководителей сионистского движения , требовавших сохранить единство страны в границах, отвечающих интересам еврейского народа, то есть его исторических прав и поселенческих перспектив, и передать мандат на управление страной одной державе. Эти требования в известном смысле отвечали интересам Великобритании, стремившейся к безраздельному контролю над территорией Эрец-Исраэль. Бальфура Декларация (ноябрь 1917 г.), заявлявшая о сочувствии Великобритании сионистским чаяниям еврейского народа, была одобрена правительствами союзных держав. Со своей стороны, сионистское движение полагало, что раздел Османской империи должен привести к созданию трех независимых государств: еврейского, арабского и армянского; соглашение об этом было достигнуто между Х. Вейцманом , поддержанным лидерами английских сионистов, и эмиром Фейсалом, которому англичане обещали за помощь в войне против Турции поддержать требования о создании арабского государства (Фейсал оговорил свое право стать королем этого государства со столицей в Дамаске). В ходе военных действий вся территория Эрец-Исраэль оказалась под управлением британских оккупационных властей. Спустя месяц после окончания военных действий Франция согласилась на установление британского господства над всей территорией Эрец-Исраэль в обмен на согласие Великобритании на французский протекторат над Сирией.

После войны Великобритания и Франция по предложению президента США Вильсона решили создать специальную комиссию, которая, посетив Ближний Восток, сформулировала бы предложения по разделу принадлежавших бывшей Османской империи земель и передаче их под мандат союзных держав. Однако, поскольку Англия и Франция фактически не были заинтересованы в создании такой комиссии, в ее работе приняли участие лишь делегаты США Г. Кинг и И. Крейн. В 1919 г. в своем отчете комиссия предлагала отказаться от выделения из состава Сирии Ливана и Эрец-Исраэль и передать мандат на управление всей этой территорией США или, если это окажется невозможным, Великобритании. Одновременно комиссия рекомендовала отказаться от плана создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль и ограничить еврейскую иммиграцию в страну. Отчет комиссии Кинга-Крейна не был представлен на рассмотрение Парижской мирной конференции и не имел практических последствий. Границы британского мандата обсуждались в нотах, которыми обменялись Англия и Франция в сентябре 1919 г. и июне 1920 г., а также на встречах министров иностранных дел этих стран (декабрь 1919 г., июнь и декабрь 1920 г.). Вопреки попыткам сионистских лидеров добиться более приемлемых границ, Великобритания отказалась в пользу Франции от части северной территории Эрец-Исраэль. Вопрос о границах рассматривался специальной комиссией в 1920–23 гг.; следствием ее работы было включение в границы британского мандата обоих берегов озера Хула , реки Иордан и озера Киннерет. Первый раздел подмандатной Палестины был произведен в 1921 г., когда Великобритания выделила из ее территории Заиорданье и передала его эмиру Абдаллах у ибн Хусейну в качестве компенсации за изгнание французами его брата Фейсала из Дамаска (сам Фейсал был сделан королем находившегося под британским контролем Ирака); Еврейское агентство не выразило протеста; ревизионистское движение (см. Сионисты-ревизионисты), созданное в 1925 г., резко возражало против отделения Заиорданья, выдвинув лозунг еврейского государства на обоих берегах Иордана. Идея раздела Западной Палестины между евреями и арабами впервые была официально выдвинута в 1937 г. королевской комиссией по Палестине, созданной для расследования арабо-еврейского конфликта 1936 г. Отчет и рекомендации комиссии (ее возглавлял лорд Пиль), опубликованные 7 июля 1937 г., среди прочего гласили, что «первоочередная цель [британского] мандата... способствовать созданию еврейского национального очага». Вместе с тем, комиссия отмечала, что «в нынешних условиях в Палестине невозможно одновременно идти навстречу арабским требованиям самоуправления и гарантировать создание еврейского национального очага». Решение проблемы комиссия видела в «хирургической операции» - разделе страны на два отдельных государства, еврейское и арабское, причем Бет-Лехем , Иерусалим с коридором к Яффе и Назарет должны оставаться под британским мандатным управлением. Еврейское государство должно было включать всю Галилею и Изреельскую долину , прибрежную равнину от мыса Рош-х а-Никра на севере до Беер-Товии на юге; в состав арабского государства должны были входить Заиорданье, горы Иудеи и Самарии и Негев. Британские союзные договоры с обоими государствами включали бы гарантии прав национальных меньшинств , обеспечивали бы интересы британских вооруженных сил и т. п; в дополнение к этому часть налогов граждан еврейского государства должна была поступать в бюджет арабского государства.

Хотя это решение не удовлетворяло требований ни арабов, ни евреев, комиссия полагала, что раздел страны в конечном счете в интересах обеих сторон: арабы получат национальную независимость и не будут опасаться еврейского господства, в то время как превращение еврейского национального очага в еврейское государство не только избавит евреев от опасения оказаться под властью арабов, но и явится осуществлением основной цели сионизма - еврейский народ в Палестине обретет государственность и, перестав быть национальным меньшинством в других странах, станет равноправным членом содружества суверенных наций. 20-й Сионистский конгресс (август 1937 г., Цюрих) заявил, что план комиссии Пиля неприемлем, однако уполномочил Исполнительный комитет вступить в переговоры с британским правительством относительно конкретных планов создания еврейского государства с тем, чтобы вынести их потом на обсуждение следующего Сионистского конгресса. Часть руководителей ишува , в том числе Х. Вейцман, Д. Бен-Гурион и М. Шарет поддерживала идею раздела страны; другая, в том числе А. М. М. Усышкин , В. Жаботинский и Б. Кацнельсон , выступала против. Сторонники принятия плана комиссии Пиля опасались упустить историческую возможность создания суверенного еврейского государства в Эрец-Исраэль, полагая, что границы этого государства можно будет изменить в будущем. Противники плана видели опасность в самом согласии с идеей раздела.

В 1938 г. британское правительство создало Комиссию по разделу Палестины, известную как комиссия Вудхеда (по имени ее председателя, сэра Дж. Вудхеда); она должна была составить рекомендации относительно границ будущих арабского и еврейского государств. Эти границы должны были отвечать следующим условиям:

  1. еврейское и арабское государства должны быть в достаточной степени экономически и хозяйственно самостоятельными;
  2. в каждом из этих государств среди населения должно быть как можно меньше людей других национальностей и принадлежащих им предприятий;
  3. раздел должен быть осуществлен таким образом, чтобы обеспечить британскому правительству возможность выполнять свои мандатные функции.

Отчет комиссии был опубликован в октябре 1938 г. Комиссия пришла к заключению, что план раздела, предложенный комиссией Пиля, невыполним. Один из членов комиссии предлагал не включать в состав еврейского государства Галилею и небольшую область на юге; два других советовали оставить под британским мандатом Галилею, Иерусалим с прилегающим районом и Негев; четвертый отверг все предложенные планы. Таким образом, комиссия Вудхеда не смогла наметить границы, которые отвечали бы поставленным требованиям, и британское правительство согласилось с ее заключением о неосуществимости раздела.

В 1946 г. комиссия, состоявшая из британских и американских представителей во главе с Х. Моррисоном и Т. Грейди, предложила план, согласно которому страна должна была быть разделена на четыре провинции: арабскую, включавшую около 40% территории, еврейскую (около 17%) и две британские - Иерусалимский округ и Негев (около 43%). Центральная власть по этому плану сосредоточивалась в руках британского верховного комиссара, при котором действовал бы исполнительный комитет, состоящий из делегатов еврейской и арабской провинций. Контроль над иммиграцией в страну должен был осуществлять верховный комиссар. В будущем эти провинции могли образовать единое федеральное государство или независимые государства. Это предложение было отклонено очередным Сионистским конгрессом.

В мае 1947 г., после того, как Великобритания передала проблему Палестины на решение Организации Объединенных Наций , последняя создала Особую комиссию по Палестине. Большинством в семь голосов (Канада, Чехословакия, Гватемала, Нидерланды, Перу, Швеция и Уругвай) комиссия рекомендовала осуществить раздел страны на еврейское и арабское государства и установить особый международный статус для Иерусалима; меньшинство (Индия, Иран, Югославия) предлагало создание двунационального федеративного государства; представитель Австралии воздержался. Предложение большинства с незначительными территориальными поправками было принято на особой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. (33 государства, включая США и Советский Союз, голосовали «за», 13, включая все арабские страны, «против»; десять, включая Великобританию, воздержались). Согласно этому решению, в еврейское государство должны были войти Восточная Галилея, Изреельская долина, большая часть приморской равнины и Негев; в арабское государство - Западная Галилея, горы Иудеи и Самарии (за исключением Иерусалима) и часть приморской равнины от Исдуда (Ашдода) до египетской границы. Таким образом, каждое государство состояло из трех территориальных блоков, каждый из которых имел соприкосновение с другим в одной или двух точках. Иерусалим должен был находиться под опекой ООН. Это предложение было принято еврейской стороной и отвергнуто арабами, заявившими, что они приложат все усилия, чтобы помешать реализации этого плана; Великобритания, со своей стороны, заявила, что не предпримет никаких мер, чтобы навязать этот план.

Попытка арабов силой помешать возникновению еврейского государства (см. Война за независимость) завершилась провалом; в силу соглашения о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Иорданией и Сирией (1949) в состав еврейского государства вошли также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима); Иерусалим был разделен по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией. Государство Израиль занимало 80% территории подмандатной Палестины (без Заиорданья). Создание арабского государства было сорвано вследствие оккупации, а затем и формальной аннексии Трансиорданией большей части территорий (Иудея и Самария), предназначавшихся для арабского государства. Эта аннексия была официально признана лишь двумя государствами - Великобританией и Пакистаном. По настоянию Д. Бен-Гуриона в Декларацию независимости не было включено упоминание о границах Государства Израиль, который не считал себя связанным планом раздела, так как намеченные границы игнорировались даже посредником ООН.

В ходе Шестидневной войны 1967 г., навязанной Израилю арабскими государствами, вся территория Западной Эрец-Исраэль перешла под контроль Израиля. В результате этого вновь встал вопрос о восточной границе Израиля. Будущий статус перешедших под израильский контроль территорий (полный или частичный возврат Иордании, аннексия де факто, формальная аннексия, создание арабского государства - независимого или в конфедерации с Иорданией) вызывает ожесточенные дискуссии в стране, поскольку с точки зрения международного права Иудея, Самария и полоса Газы - спорные территории.

, Еврейское агентство , как представитель еврейского населения Палестины, продолжало настаивать на скорейшем создании еврейского государства . Арабское сообщество требовало создания единого независимого государства, которое из-за соотношения численности было бы преимущественно арабским по составу населения.

После того, как Великобритании не удалось найти приемлемое для обеих сторон решение, вопрос политического будущего Палестины был передан в ООН . С этой целью при ООН была создана комиссия UNSCOP , в которую входили представители разных наций, что должно было способствовать принятию объективного решения.

В результате UNSCOP выработал два возможных варианта решения конфликта. Согласно первому, предусматривалось создание двух независимых, но соединённых экономическим союзом государств. При этом Иерусалим должен был стать территорией под международным контролем. Альтернативный вариант предусматривал создание федерации с еврейской и арабской составляющими.

Иные варианты были признаны нереализуемыми:

  • Создание единого государства с доминирующей ролью одного из этносов;
  • Создание двух совершенно изолированных друг от друга государств;
  • Кантонизация (разделение на уровне отдельных городов/деревень).

Большинство стран-членов комиссии поддержало первый вариант. Иран , Индия и Югославия поддержали второй вариант, а Австралия воздержалась.

Детали плана

ООН предлагали международное управление городов Иерусалим и Вифлеем из-за наличия там важных религиозных мест. Оба государства по плану состояли каждое из трёх больших частей, которые были связаны через экстерриториальные соединительные коридоры. Еврейское государство должно было получить побережную равнину около города Хайфа до Реховота , восточную часть Галилеи (включая Тивериадское озеро) и Негев до Умм Рашраша (сегодня Эйлат) включительно.

Около половины территории Палестины в то время никому не принадлежало (земля находилась в государственном владении), особенно бесплодная пустыня Негев , которая составляла около трети территории страны. Около 47 % земли принадлежало арабским землевладельцам, примерно 6 % было во владении евреев.

Арабское государство должно было состоять из Западной Галилеи с городом Акко , горных областей Иудея и Самарии , южного побережья до города Эль-Маджаль (сегодня Ашкелон , включая сегодняшний Сектор Газа) на севере и полосы пустыни вдоль египетской границы. План UNSCOP предусматривал включение Яффы , города с преобладающим арабским населением, южнее Тель-Авива , в еврейское государство, но план был изменён до голосования в ООН, и город стал анклавом арабского государства.

«Логическим обоснованием этого лоскутного территориального раздела было стремление обеспечить включение в Еврейское государство максимального числа евреев и уменьшить до минимума (по подсчётам около 10 000) число тех, кто оставался бы в Арабском государстве. Однако в границах Еврейского государства должно было остаться большое число палестинских арабов - 497 000 человек, включая 90 000 бедуинов, против 498 000 евреев.» В Арабском государстве жило бы 807 000 неевреев и 10 000 евреев. В предлагаемой международной зоне (City of Jerusalem) жило бы 105 000 неевреев и 100 000 евреев .

Принятие плана Генеральной Ассамблеей

За принятие плана голосовали (33): Австралия , Белорусская ССР , Бельгия , Боливия , Бразилия , Венесуэла , Гаити , Гватемала , Дания , Доминиканская Республика , Исландия , Канада , Коста-Рика , Либерия , Люксембург , Нидерланды , Никарагуа , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Парагвай , Перу , Польша , СССР , США , Украинская ССР , Уругвай , Филиппины , Франция , Чехословакия , Швеция , Эквадор , Южная Африка .

Против плана голосовали (13): Афганистан , Египет , Греция , Индия , Ирак , Иран , Йемен , Куба , Ливан , Пакистан , Саудовская Аравия , Сирия , Турция .

Таким образом с перевесом 33 против 13 голосов, при 10 воздержавшихся, был принят первый предложенный UNSCOP вариант раздела подмандатной Палестины. Относительно будущих границ были внесены мелкие изменения. Разделение должно было вступить в силу со дня вывода британских войск с подмандатной территории.

Согласно этому плану, еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев , не пригодной в то время для сельского хозяйства или для возведения городов - всего 56,47 % от общей территории британского мандата. Эта территория по большей части соответствовала территории, большинство населения которой составляли евреи .

Реакция на план

Еврейский Ишув

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план. Еврейское агентство , которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува » (еврейского населения Палестины), также приняло план раздела Палестины. Тем не менее, такие радикальные еврейские организации, как Иргун Менахема Бегина или Лехи Ицхака Шамира , отвергли этот план, считая его несправедливым по отношению к евреям.

Вооружённый конфликт

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.

ПЛА́НЫ РАЗДЕ́ЛА ПАЛЕСТИ́НЫ (Partition Plans for Palestine ). Идея раздела Эрец-Исраэль возникла в ходе Первой мировой войны как следствие соперничества великих держав за господство на Ближнем Востоке.

Еще до начала войны, в 1914 г., между Англией, Францией и Германией было подписано так называемое «железнодорожное соглашение» о разделе азиатской части Османской империи (см. Турция) на сферы экономических интересов. В первые месяцы войны Англия и Франция заявили о своих притязаниях на территорию Эрец-Исраэль; руководители антитурецкого арабского восстания, поддерживавшегося англичанами, также выступили с подобными требованиями. Согласно англо-французскому соглашению 1916 г. (так называемое соглашение Сайкс-Пико, по имени подготовивших его английского дипломата М. Сайкса и французского дипломата Ф. Жорж-Пико), вся территория между Средиземным морем и Иорданом от озера Киннерет на севере до Хеврона на юге, то есть та часть Эрец-Исраэль, где находятся святые места , должна была перейти под совместное управление Англии, Франции и России, которые взяли бы на себя обеспечение прав всех религий; в Негеве и Заиорданье предполагалось создать арабское государство под британским протекторатом, а Франция устанавливала свой протекторат над Сирией.

Эти планы вызвали резкие протесты со стороны руководителей сионистского движения , требовавших сохранить единство страны в границах, отвечающих интересам еврейского народа, то есть его исторических прав и поселенческих перспектив, и передать мандат на управление страной одной державе. Эти требования в известном смысле отвечали интересам Великобритании, стремившейся к безраздельному контролю над территорией Эрец-Исраэль. Бальфура Декларация (ноябрь 1917 г.), заявлявшая о сочувствии Великобритании сионистским чаяниям еврейского народа, была одобрена правительствами союзных держав. Со своей стороны, сионистское движение полагало, что раздел Османской империи должен привести к созданию трех независимых государств: еврейского, арабского и армянского; соглашение об этом было достигнуто между Х. Вейцманом , поддержанным лидерами английских сионистов, и эмиром Фейсалом, которому англичане обещали за помощь в войне против Турции поддержать требования о создании арабского государства (Фейсал оговорил свое право стать королем этого государства со столицей в Дамаске). В ходе военных действий вся территория Эрец-Исраэль оказалась под управлением британских оккупационных властей. Спустя месяц после окончания военных действий Франция согласилась на установление британского господства над всей территорией Эрец-Исраэль в обмен на согласие Великобритании на французский протекторат над Сирией.

После войны Великобритания и Франция по предложению президента США Вильсона решили создать специальную комиссию, которая, посетив Ближний Восток, сформулировала бы предложения по разделу принадлежавших бывшей Османской империи земель и передаче их под мандат союзных держав. Однако, поскольку Англия и Франция фактически не были заинтересованы в создании такой комиссии, в ее работе приняли участие лишь делегаты США Г. Кинг и И. Крейн. В 1919 г. в своем отчете комиссия предлагала отказаться от выделения из состава Сирии Ливана и Эрец-Исраэль и передать мандат на управление всей этой территорией США или, если это окажется невозможным, Великобритании. Одновременно комиссия рекомендовала отказаться от плана создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль и ограничить еврейскую иммиграцию в страну. Отчет комиссии Кинга-Крейна не был представлен на рассмотрение Парижской мирной конференции и не имел практических последствий. Границы британского мандата обсуждались в нотах, которыми обменялись Англия и Франция в сентябре 1919 г. и июне 1920 г., а также на встречах министров иностранных дел этих стран (декабрь 1919 г., июнь и декабрь 1920 г.). Вопреки попыткам сионистских лидеров добиться более приемлемых границ, Великобритания отказалась в пользу Франции от части северной территории Эрец-Исраэль. Вопрос о границах рассматривался специальной комиссией в 1920–23 гг.; следствием ее работы было включение в границы британского мандата обоих берегов озера Хула , реки Иордан и озера Киннерет.

Первый раздел подмандатной Палестины был произведен в 1921 г., когда Великобритания выделила из ее территории Заиорданье и передала его эмиру Абдаллах у ибн Хусейну в качестве компенсации за изгнание французами его брата Фейсала из Дамаска (сам Фейсал был сделан королем находившегося под британским контролем Ирака); Еврейское агентство не выразило протеста; ревизионистское движение (см. Сионисты-ревизионисты), созданное в 1925 г., резко возражало против отделения Заиорданья, выдвинув лозунг еврейского государства на обоих берегах Иордана. Идея раздела Западной Палестины между евреями и арабами впервые была официально выдвинута в 1937 г. королевской комиссией по Палестине, созданной для расследования арабо-еврейского конфликта 1936 г. Отчет и рекомендации комиссии (ее возглавлял лорд Пиль), опубликованные 7 июля 1937 г., среди прочего гласили, что «первоочередная цель [британского] мандата... способствовать созданию еврейского национального очага». Вместе с тем, комиссия отмечала, что «в нынешних условиях в Палестине невозможно одновременно идти навстречу арабским требованиям самоуправления и гарантировать создание еврейского национального очага». Решение проблемы комиссия видела в «хирургической операции» - разделе страны на два отдельных государства, еврейское и арабское, причем Бет-Лехем , Иерусалим с коридором к Яффе и Назарет должны оставаться под британским мандатным управлением. Еврейское государство должно было включать всю Галилею и Изреельскую долину , прибрежную равнину от мыса Рош-х а-Никра на севере до Беер-Товии на юге; в состав арабского государства должны были входить Заиорданье, горы Иудеи и Самарии и Негев. Британские союзные договоры с обоими государствами включали бы гарантии прав национальных меньшинств , обеспечивали бы интересы британских вооруженных сил и т. п; в дополнение к этому часть налогов граждан еврейского государства должна была поступать в бюджет арабского государства.

Хотя это решение не удовлетворяло требований ни арабов, ни евреев, комиссия полагала, что раздел страны в конечном счете в интересах обеих сторон: арабы получат национальную независимость и не будут опасаться еврейского господства, в то время как превращение еврейского национального очага в еврейское государство не только избавит евреев от опасения оказаться под властью арабов, но и явится осуществлением основной цели сионизма - еврейский народ в Палестине обретет государственность и, перестав быть национальным меньшинством в других странах, станет равноправным членом содружества суверенных наций. 20-й Сионистский конгресс (август 1937 г., Цюрих) заявил, что план комиссии Пиля неприемлем, однако уполномочил Исполнительный комитет вступить в переговоры с британским правительством относительно конкретных планов создания еврейского государства с тем, чтобы вынести их потом на обсуждение следующего Сионистского конгресса. Часть руководителей ишува , в том числе Х. Вейцман, Д. Бен-Гурион и М. Шарет поддерживала идею раздела страны; другая, в том числе А. М. М. Усышкин , В. Жаботинский и Б. Кацнельсон , выступала против. Сторонники принятия плана комиссии Пиля опасались упустить историческую возможность создания суверенного еврейского государства в Эрец-Исраэль, полагая, что границы этого государства можно будет изменить в будущем. Противники плана видели опасность в самом согласии с идеей раздела.

В 1938 г. британское правительство создало Комиссию по разделу Палестины, известную как комиссия Вудхеда (по имени ее председателя, сэра Дж. Вудхеда); она должна была составить рекомендации относительно границ будущих арабского и еврейского государств. Эти границы должны были отвечать следующим условиям:

  1. еврейское и арабское государства должны быть в достаточной степени экономически и хозяйственно самостоятельными;
  2. в каждом из этих государств среди населения должно быть как можно меньше людей других национальностей и принадлежащих им предприятий;
  3. раздел должен быть осуществлен таким образом, чтобы обеспечить британскому правительству возможность выполнять свои мандатные функции.

Отчет комиссии был опубликован в октябре 1938 г. Комиссия пришла к заключению, что план раздела, предложенный комиссией Пиля, невыполним. Один из членов комиссии предлагал не включать в состав еврейского государства Галилею и небольшую область на юге; два других советовали оставить под британским мандатом Галилею, Иерусалим с прилегающим районом и Негев; четвертый отверг все предложенные планы. Таким образом, комиссия Вудхеда не смогла наметить границы, которые отвечали бы поставленным требованиям, и британское правительство согласилось с ее заключением о неосуществимости раздела.

В 1946 г. комиссия, состоявшая из британских и американских представителей во главе с Х. Моррисоном и Т. Грейди, предложила план, согласно которому страна должна была быть разделена на четыре провинции: арабскую, включавшую около 40% территории, еврейскую (около 17%) и две британские - Иерусалимский округ и Негев (около 43%). Центральная власть по этому плану сосредоточивалась в руках британского верховного комиссара, при котором действовал бы исполнительный комитет, состоящий из делегатов еврейской и арабской провинций. Контроль над иммиграцией в страну должен был осуществлять верховный комиссар. В будущем эти провинции могли образовать единое федеральное государство или независимые государства. Это предложение было отклонено очередным Сионистским конгрессом.

В мае 1947 г., после того, как Великобритания передала проблему Палестины на решение Организации Объединенных Наций , последняя создала Особую комиссию по Палестине. Большинством в семь голосов (Канада, Чехословакия, Гватемала, Нидерланды, Перу, Швеция и Уругвай) комиссия рекомендовала осуществить раздел страны на еврейское и арабское государства и установить особый международный статус для Иерусалима; меньшинство (Индия, Иран, Югославия) предлагало создание двунационального федеративного государства; представитель Австралии воздержался. Предложение большинства с незначительными территориальными поправками было принято на особой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. (33 государства, включая США и Советский Союз, голосовали «за», 13, включая все арабские страны, «против»; десять, включая Великобританию, воздержались). Согласно этому решению, в еврейское государство должны были войти Восточная Галилея, Изреельская долина, большая часть приморской равнины и Негев; в арабское государство - Западная Галилея, горы Иудеи и Самарии (за исключением Иерусалима) и часть приморской равнины от Исдуда (Ашдода) до египетской границы. Таким образом, каждое государство состояло из трех территориальных блоков, каждый из которых имел соприкосновение с другим в одной или двух точках. Иерусалим должен был находиться под опекой ООН. Это предложение было принято еврейской стороной и отвергнуто арабами, заявившими, что они приложат все усилия, чтобы помешать реализации этого плана; Великобритания, со своей стороны, заявила, что не предпримет никаких мер, чтобы навязать этот план.

Попытка арабов силой помешать возникновению еврейского государства (см. Война за независимость) завершилась провалом; в силу соглашения о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Иорданией и Сирией (1949) в состав еврейского государства вошли также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима); Иерусалим был разделен по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией. Государство Израиль занимало 80% территории подмандатной Палестины (без Заиорданья). Создание арабского государства было сорвано вследствие оккупации, а затем и формальной аннексии Трансиорданией большей части территорий (Иудея и Самария), предназначавшихся для арабского государства. Эта аннексия была официально признана лишь двумя государствами - Великобританией и Пакистаном. По настоянию Д. Бен-Гуриона в Декларацию независимости не было включено упоминание о границах Государства Израиль, который не считал себя связанным планом раздела, так как намеченные границы игнорировались даже посредником ООН.

В ходе Шестидневной войны 1967 г., навязанной Израилю арабскими государствами, вся территория Западной Эрец-Исраэль перешла под контроль Израиля. В результате этого вновь встал вопрос о восточной границе Израиля. Будущий статус перешедших под израильский контроль территорий (полный или частичный возврат Иордании, аннексия де факто, формальная аннексия, создание арабского государства - независимого или в конфедерации с Иорданией) вызывает ожесточенные дискуссии в стране, поскольку с точки зрения международного права Иудея, Самария и полоса Газы - спорные территории.

Выработка плана комиссией UNSCOP

Арабское государство должно было состоять из Западной Галилеи с городом Акко , горных областей Иудеи и Самарии , южного побережья до города Эль-Маджаля (сегодня Ашкелон , включая сегодняшний сектор Газа) на севере и полосы пустыни вдоль египетской границы. План UNSCOP предусматривал включение Яффы , города с преобладающим арабским населением, южнее Тель-Авива , в еврейское государство, но план был изменён до голосования в ООН, и город стал анклавом арабского государства.

«Логическим обоснованием этого лоскутного территориального раздела было стремление обеспечить включение в Еврейское государство максимального числа евреев и уменьшить до минимума (по подсчётам, около 10 тыс.) число тех, кто оставался бы в Арабском государстве. Однако в границах Еврейского государства должно было остаться большое число палестинских арабов - 497 тыс. человек, включая 90 тыс. бедуинов, против 498 тыс. евреев.» В Арабском государстве жило бы 807 тыс. неевреев и 10 тыс. евреев. В предлагаемой международной зоне (англ. City of Jerusalem ) жило бы 105 тыс. неевреев и 100 тыс. евреев .

Принятие плана Генеральной Ассамблеей

За принятие плана голосовали (33): Австралия , Белорусская ССР , Бельгия , Боливия , Бразилия , Венесуэла , Гаити , Гватемала , Дания , Доминиканская Республика , Исландия , Канада , Коста-Рика , Либерия , Люксембург , Нидерланды , Никарагуа , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Парагвай , Перу , Польша , СССР , США , Украинская ССР , Уругвай , Филиппины , Франция , Чехословакия , Швеция , Эквадор , Южная Африка .

Против плана голосовали (13): Афганистан , Египет , Греция , Индия , Ирак , Иран , Йемен , Куба , Ливан , Пакистан , Саудовская Аравия , Сирия , Турция .

Таким образом с перевесом 33 против 13 голосов, при 10 воздержавшихся, был принят первый предложенный UNSCOP вариант раздела подмандатной Палестины. Относительно будущих границ были внесены мелкие изменения. Разделение должно было вступить в силу со дня вывода британских войск с подмандатной территории.

Согласно этому плану, еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев , не пригодной в то время для сельского хозяйства или для возведения городов - всего 56,47 % от общей территории британского мандата. Эта территория по большей части соответствовала территории, большинство населения которой составляли евреи .

Реакция на план

Еврейский Ишув

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план. Еврейское агентство , которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува » (еврейского населения Палестины), также приняло план раздела Палестины. Тем не менее, такие радикальные еврейские организации, как Иргун Менахема Бегина или Лехи Ицхака Шамира , отвергли этот план, считая его несправедливым по отношению к евреям.

Вооружённый конфликт

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.

14 мая 1948 года Великобритания вывела свои войска из Палестины, в тот же день Бен-Гурион провозгласил государство Израиль . 15 мая 1948 года Лига арабских государств ввела войска в Палестину. С этого момента столкновения между еврейскими и арабскими формированиями превратились в войну между Лигой арабских государств и Израилем , которая получила в Израиле название «Война за независимость», а в арабских странах и среди палестинцев - «Накба» (с ар.  -  «Катастрофа»).

Примечания

  1. A/RES/181(II) of 29 November 1947 (неопр.) . United Nations (1947). Проверено 24 декабря 2012. Архивировано 25 декабря 2012 года.
  2. Резолюция ГА ООН № 181/ІІ .
  3. Раздел Палестины // Часть II. 1947-1977 годы // Истоки и история проблемы Палестины (неопр.) . Подготовлено для Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа . Отдел по делам палестинцев Секретариата Организации Объединённых Наций (1978-1990). - «издано согласно следующим руководящим указаниям Комитета: «Исследование должно показать эту проблему в её исторической перспективе, при этом следует особо подчеркнуть национальную самобытность и права палестинского народа. В нём должно быть прослежено развитие этой проблемы в период действия мандата Лиги Наций и показано, как этот вопрос возник в Организации Объединённых Наций…»». Проверено 18 февраля 2013.