От чего хранить свое сердце. Большая христианская библиотека Как хранить сердце по библии

Владимир ИВАНОВ пастор церкви "Благая весть"

"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни"

Больше всего принято хранить самое ценное и дорогое, что мы имеем. Сердце - это наше внутреннее существо. Библия говорит: "От избытка сердца говорят уста" (Мтф. 12:34). Содержимое человеческого сердца определяет среда, в которой он живет - семья, работа, церковь. Наша жизнь находится в зависимости от того, чем наполнено наше сердце - добрым или худым. Иисус говорил: "А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека" (Мтф. 15:18). Только одна величайшая созидающая сила побуждает нас оберегать свое сердце от всякой нечистоты - это страх Господень, который является началом Божьей мудрости.

Посмотрим подробнее на некоторые негативные наполнители нашего сердца, от которых нужно избавиться.

Ожесточение

Человеческое сердце по каким-то причинам может закрыться и огрубеть. Оберегайте себя от ожесточения, умоляйте Бога смягчить ваше сердце. В противном случае мы видим, как разрываются отношения между самыми близкими людьми, рушатся семьи и целые церкви. Когда мне приходится сталкиваться с разделениями в церквях, я удивляюсь жестокости пасторов, когда они встречаются или просто говорят друг о друге. Удивляюсь злости зачинщиков разделения. Жестокость не знает пределов, она не понимает милосердия, перед ней стоит одна цель - разрушить. Я глубоко убежден, что те, кто раскалывают церкви, находятся под большим обольщением. Кто разрушит храм, того покарает Бог. Церковь - приватная собственность Христа, поэтому человек не имеет права разделять ее.

Осуждение

В послании к Римлянам 14:4 написано: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его".
Осуждение - это тромб, мешающий развитию правильных взаимоотношений с Богом и друг другом. Храните себя от суда! Осуждающее сердце подавляет ближнего, выдвигает себя на передний план, но в конечном итоге не приносит доброго плода, потому что с собственными ошибками справиться, как правило, не может.

Гордость

Это высокая твердыня, которая все равно проявится, как ее ни маскируй. Гордого человека видно издалека. Опасность в том, что сам Господь становится в оппозицию гордецу. Он категорически против гордых молитв, гордого служения, гордого поклонения. По инерции человек еще может продолжать служение. Но кому? Богу это не нужно.

Иаков пишет в своем послании: "Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6). Я прошел через это. Мне хорошо знакомы мысли типа: "Вау! Я лучший! У меня все получается! Именно я буду стоять над этим городом, над Украиной!". В такие моменты чувствуешь себя как Саул - на голову выше всего народа.

Послушайте, если не будет смирения и покаяния, если не будет измененного характера, Бог обязательно посрамит вас. Он развалит вашу вавилонскую башню по кирпичику, ничего не оставит. Искореняйте в себе гордость, храните себя от нее. Всегда помните, что у Бога нет лучших и худших, маленьких и больших, любимых и нелюбимых - Иисус умер на кресте для всех людей одинаково.

Охлаждение

Евангелист Матфей цитирует слова Иисуса: "Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных" (Мтф. 20:16). Бог испытывает сердца, поскольку именно оттуда исходят источники жизни. Избранные Божьи часто задают Ему вопрос: "Почему так много испытаний и трудностей на мою долю?". Господь проверяет тех, кто хочет провести с ним вечность. Он взращивает в нас плод праведности.

Мы часто наблюдаем, как летом красуется дерево все в убранстве, в нем укрываются птицы, для путников оно служит тенью, для людей приносит плоды. Но приходит осень, и плоды снимаются - тогда уже нет никакого "почета". Кажется, что оно умерло, так как внешних признаков жизни нет. Но внутри есть жизнь. Многие из нас смотрят на себя в "зимний" период и думают: "Это конец. У меня нет будущего. Мне никогда не подняться". Помните, что внутри у вас есть жизнь. Храните от замерзания сердце.

Мотивы сердца

Сердечные мотивы имеют большое значение. Если нами движет дух соперничества, стремление доказать что-то окружающим, то достигнутые успехи не доставят нам искренней радости и, самое главное, не принесут славы Богу. Нам пора повзрослеть и честно задавать себе вопросы - с какой целью я совершаю то или иное дело? Чтобы порадовать Господа или для самоудовлетворения, чтобы доказать, что я круче? Нам нужно единство для достижения Божьих целей. Отношения соперничества вызывают только вражду, зависть, ненависть. Процеживайте мотивы своего сердца через Божье Слово.
Вседозволенность

Современную харизматическую церковь отличает свобода, опасно граничащая со вседозволенностью, отсутствием уважения и почитания уставов церкви. Современную церковь отличает "синдром перекати-поле". Однако в каждом собрании существуют свои правила и порядок, которые нужно исполнять.

В Библии говорится об определенной категории людей: "Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые" (Иуда 1:12). Эти люди летают в облаках духовности и самоправедности, а на самом деле - полны горечи, разочарования и отверженности. Неверные мотивы, самообман, гордость делают свое дело, и такие люди, как правило, уходят из церкви, переходят в другую или начинают свое служение, собирая вокруг подобных себе. Способны ли такие люди отдавать другим Божью любовь?
Берегитесь "вирусов"

В Библии написано: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей" (Пс. 1:1). Зачастую мы собираемся как будто во имя Иисуса, но на деле обсуждаем последний скандал и размолвки. Это наше любимое занятие, на него могут уходить целые часы драгоценного времени.

Когда вы слышите наставление пастора, не оправдывайтесь, но принимайте его. Доброе наставление уничтожит "вирус" в ранней стадии, таким образом, сердце будет сохранено в чистоте.

Отрывок из книги пастора Владимира Иванова "Больше всего хранимого храни сердце твое". В настоящее время книга готовится к печати.

«Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни» Притчи 4:23.
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Евангелие от Иоанна, 3: 1-7

Летом прошлого года я прочитала рассказ С. Цвейга «Закат одного сердца». Не знаю, почему нашла его. Классическую литературу сейчас практически не читаю: нет времени и желания. В студенческие времена я увлекалась Цвейгом, мне нравились его жизнеописания великих людей, но сейчас, когда я начинаю что-то читать из светской литературы, мне с трудом это удается завершать - не потому что когда-то я «отравилась» ею, закончив добросовестно филфак, а потому что понимаю, что субъективные рассуждения людей вторичны.

Я думаю, что Бог дал мне этот рассказ только для того, чтобы сконцентрировать мое внимание на одном из эпизодов моей жизни.
В одну из мартовских ночей 2010 года я проснулась от кошмара, который увидела во сне. Мне снилось, что я погружаюсь в могилу. Происходило это прямо в той квартире, которую я на тот момент снимала, сквозь тот диван, на котором я тогда лежала, и с тем паническим страхом и болью в сердце, которую я тогда испытывала. Подобные мгновения - отсутствие кого-либо и чего-либо рядом, своеобразного вакуума, пустоты - я переживала в своей жизни уже несколько раз. Как будто Господь приоткрывает момент Судного часа для каждого из нас. Как же мне было страшно! Понимая, что все это происходит частично - в реальном(боль в сердце, эмоциональный накал), частично - в духовном мире(погружение в яму небытия), я пыталась понять, как себя вести. Я лежала на спине, укрывшись одеялом, и панически боялась даже шевельнуться. Так прошло какое-то время(минуты, часы - не знаю), но в определенный момент я начала чувствовать, что по моему телу начало разливаться тепло, и сердце, которое громко билось, стало спокойнее работать. Прошел озноб, я согрелась и уснула до утра. Первой мыслью, которая была ответом на вопрос - что произошло ночью, была мысль, что Бог удалил из меня что-то такое, что не давало мне жить, и взамен вложил любовь. Именно любовь. Я не подумала о какой-то замечательной черте характера или каком-то даре, об исцелении от какой-то болезни или еще о чем-то, но именно о любви, как о вечной жизни, которую подарил мне Бог, что, как я теперь знаю, было началом рождения свыше.

И поэтому, когда я читала рассказ «Закат одного сердца», я понимала, что описывает Цвейг, показывая картину сердечного приступа героя - в данном случае духовную смерть(причем, должна сказать, что иногда люди, здесь Цвейг, даже сами не понимают, как в тот или иной момент их рукой водит Бог. Небольшой отрывок - ниже*).

Я не берусь судить вероисповедание С. Цвейга, то собственное мироощущение, которое он излагает в своем рассказе. Безусловно, деньги или близкие люди, в которых мы стараемся рассмотреть смысл нашей жизни, как и религиозное суеверие, в котором жил герой этого рассказа свои последние дни, настоящей, вечной жизни не открывают ни на земле, ни на Небесах. Наоборот, финал их, к сожалению, финал старика Соломонсона.

К этой теме я возвращалась несколько раз. Каждый раз останавливая себя тем, что уж больно все натуралистично в рассказе. Но сегодня поняла - куда как страшнее бывает то, что мы видим в новостийных сводках по телевизору или даже в нашей собственной жизни.

*«Мало-помалу, шаг за шагом, оставляла его боль: уже не так цепко, не так жгуче впивались в него свирепые когти. Но что-то чувствовалось, - уже почти не боль, а что-то чуждое, инородное давило и теснило, проникая вглубь. Старик лежал с закрытыми глазами и напряженно прислушивался к тому, что происходило в нем: ему казалось, что какая-то чужая, неведомая сила сперва острым, а теперь тупым орудием что-то выгребала из него, нить за нитью обрывала что-то в его теле. Не было уже боли. Не было мучительных тисков. Но что-то тихо истлевало и разлагалось внутри, что-то начало отмирать в нем. Все, чем он жил, все, что любил, сгорало на этом медленном огне, обугливалось, покрывалось пеплом и падало в вязкую тину равнодушия. Он смутно ощущал: что-то свершалось, что-то свершалось в то время, как он лежал здесь, на диване, и с горечью думал о своей жизни. Что-то кончалось. Что? Он слушал и слушал. Так начался закат его сердца».
«Закат одного сердца», С. Цвейг.

Сердце можно сравнить с огромным резервуаром воды, который обеспечивает целый город необходимым количеством воды. Такая водная станция день и ночь охраняется городскими служащими. Почему? Чтобы в воду не попали инородные частицы. Если это случится, то вода будет загрязнена, и городское население будет страдать от этого, а, может быть, и вспыхнут инфекционные болезни. А потому воду тщательно охраняют.

Сердце можно сравнить и с главной стрелкой часов. Мы все знаем, какой вред наносится часам, если стрелка сломана или она заржавела от влаги, – часы выходят из строя. А потому очень важно, чтобы «главная стрелка» нашей жизни не ржавела и на неё не садилась пыль.

Что же имел в виду Иисус, когда призывал Своих учеников бодрствовать? Он хотел обратить их внимание на то, чтобы они охраняли свои сердца подобно тем водным резервуарам; или берегли главную стрелку часов со всякой прилежностью.

Для чего же нам так прилежно беречь наши сердца? Потому что Слово Божье говорит: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45) и: «Исходящее из уст - из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Матф. 15:18). И далее, поступки в жизни человека исходят из сердца. Как развиваются поступки и действия? Они вначале появляются в мыслях из нашего сердца. А потому важно в первую очередь держать наши мысли под контролем.

Храни свои мысли в чистоте

Храни свои мысли в чистоте, потому что из них формируются поступки. Это пол-

ная истина и мы все это испытали в своей жизни. Необходимо бодрствовать над нашими мыслями, потому что от этого зависит характер человека, кем он становится для окружающих его людей. Автор Притчей делает заключение, когда пишет: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Исходя из этого, апостол Павел пишет к Филиппийцам: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). А потому родители должны стараться оказывать влияние на мысли своих детей и пытаться руководить ими. Как они могут это сделать? Для этого нужно давать им хорошие книги, дарить хорошие картины и стихи – результат будет ошеломляющим!

Хорошие книги оказывают влияние на мир мыслей детей. Недавно я читал историю одного мальчика, который любил приключения, а потому хотел уйти из родного дома. Однажды он собрал свои вещи, чтобы отправиться на чужбину.

В последний раз его благочестивая мать с любовью поговорила с ним, говоря добрые слова, и попросила среди прочего исполнить её последнюю просьбу. Она сказала ему: «Исполнишь ли ты моё последнее желание? Пожалуйста, прежде чем ты покинешь наш город, сходи в картинную галерею и хорошо рассмотри одну картину» (которую она точно описала ему и сказала, где её можно найти). Эта последняя просьба матери была юноше очень некстати, но так как она всё же была его матерью, он решил исполнить её просьбу.

Он отправился в картинную галерею и вошёл в то помещение, которое описала его мать. Когда он открыл дверь и заглянул в зал, то тут же осторожно закрыл её. Он увидел человека, стоявшего в молитве на коленях. Юноша подождал немного и опять открыл дверь; затем в третий раз, – а мужчина всё так же стоял на коленях. Тогда он решил незаметно пройти в зал мимо этого молящегося человека, посмотреть на картину, стараясь не мешать молящемуся, и опять выйти. Когда же он вошёл, то, к своему удивлению, понял, что стал жертвой иллюзии. Тот человек не был живым, но юноша стоял перед картиной, где Иисус Спаситель был изображён в полную величину – художник изобразил Его молящимся на коленях в Гефсимании. Юноша, не шевелясь, стоял и с удивлением смотрел на чудесную картину, красота которой поразила его и превзошла всё виденное им до сих пор. Он внимательно рассматривал картину, заметив, как страдание оставило глубокие борозды на лице молящегося Спасителя, и в это же мгновение он прочитал на Его лице ту удивительную любовь, о которой ему часто рассказывала мать. Увиденное охватило его сердце. Он был сражён любовью Божьей, изображённой на этой картине – и он повернул назад. Сегодня он проповедует Благую весть, он посвятил свою жизнь Тому, Кто однажды страдал в Гефсимании и за его грехи и умер на кресте за его вину.

Точно такое же впечатление могут оказывать и плохие картины, которые мы видим, и плохие книги, которые читаем; они производят плохое действие на нас. К таковым относится и телевидение. Да поможет нам Бог, чтобы мы не попадали под злые силы и хранили наши мысли от зла, откуда потом следуют греховные поступки.

Храни свои дела и поступки

Теперь мы подходим ко второму пункту: Храни со всяким прилежанием твои поступки и дела! Из наших поступков формируются привычки. Как у нас появляются привычки? Примером нам может послужить полевая дорога. Она появляется вслед за тропинкой, которую прокладывает один или несколько человек, идущих вслед друг за другом. Чем больше по ней ходят, тем твёрже и шире она становится. Частое повторение каких-либо поступков вырабатывает привычку. Они, или добрые, или плохие, становятся нам друзьями или врагами. Если они злы, то их можно сравнить с молодым львом, который вначале слаб и безобиден, даже развлекает нас, но со временем растёт и становится опасным для своего хозяина. В конце концов, наши привычки становятся таким «львом», из цепких лап которого мы уже сами избавиться не сможем. Наши добрые привычки, напротив, станут добрыми друзьями, каких мы себе только можем пожелать. Они крепче привязаны к нам, чем естественные друзья. А так как привычки исходят из наших поступков, то будем старательно бодрствовать над ними. Привычки опять же формируют характер человека. А потому нам необходимо следить за своими привычками. Мы часто слышим: этот или тот человек имеет плохой характер. Если мы хотим узнать его, нам достаточно понаблюдать за его привычками. Вскоре мы увидим, что они злы; и именно его привычки выработали в нём такой характер. Если над человеком властвуют плохие привычки, то и его характер не может быть иным. Если бы он вовремя следил за своими привычками и пытался бы их направлять на добро, то и его характер был бы добрым. А потому мы должны держать свои привычки под жёстким контролем.

Под повиновением Святого Духа

Под конец мы хотим указать на крайнюю необходимость контролировать свой характер. Будущее всецело зависит от нашего характера. Он определяет наше положение во времени и в вечности. Не устрашает ли тебя, дорогой читатель, эта мысль? Многие люди живут в неведении относительно будущего. Они не подчинили свой характер с определённой уверенностью относительно вечного блаженства, которое приготовлено для нас через Господа Иисуса Христа. Они не поставили под повиновение Святому Духу свою жизнь и свой характер.

Рождён ли ты свыше? Имеешь ли уверенность в том, что грехи твои прощены посредством Крови Спасителя? Если ты это сделал, то – хранил ли ты со всяким старанием своё сердце? Из твоего сердца исходят мысли. Следил ли ты и за ними? От твоих мыслей зависели твои поступки. Контролировал ли ты их с необходимым усердием? Ведь от них зависят твои привычки. А руководил ли ты своими привычками со всей строгостью? Привычки формируют характер, а от характера будет зависеть твоя будущность, – где ты будешь проводить вечность. Все вопросы начинались, как видишь, от сердца, а потому «больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23).

Посеешь мысль – пожнёшь поступок,
посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер - пожнёшь судьбу.

БОЛЬШЕ ВСЕГО ХРАНИМОГО ХРАНИ СЕРДЦЕ ТВОЕ,

ПОТОМУ ЧТО ИЗ НЕГО ИСТОЧНИКИ ЖИЗНИ.

ПРИТЧИ 4:23

Вполне возможно, что вы не поймете меня, если я сравню человеческое сердце с древним городом Фивы, из ворот которого на различные сражения вышло огромное количество воинов. Каков был город, такова была и его армия. Он обладал большой внутренней силой, которая неизбежно была видна и снаружи. Сегодня я хочу призвать вас хранить свое сердце, ибо оно – столица человеческой сущности, ее цитадель и арсенал. Если враги захватят главную крепость, им не составит никакого труда покорить и все остальные. Если зло завладеет главным укреплением, вся страна будет захвачена. Поэтому я не буду приводить замысловатые метафоры, а попытаюсь при помощи самых простых сравнений представить вам учение одного мудреца, который сказал, что из сердца исходят источники жизни. Таким образом я надеюсь убедить вас в том, что сердце нужно хранить больше всего хранимого.

Вы, наверняка, видели огромные хранилища воды, из которых тысячи домов снабжаются водой. Сердце – это такое же хранилище человека, которое обеспечивает нас жизнью. Жизнь может течь по разным трубам – через уста, через голову, через глаза, но при этом все источники (голова, глаза, губы) получают жизнь из одного центрального резервуара, из сердца, и именно так, как нужно, ибо в противном случае трубы могут испортиться. Пусть же Святой Дух сейчас направит наши размышления. Моралисты (люди для которых главное – мораль) часто забывают о сердце и, пытаясь исправить человека, задействуют какие-то другие механизмы. Некоторые из них говорят: «Чтобы изменить неправильную жизнь человека, нужно изменить принципы его поведения, и тогда он будет вести себя по другой схеме; нужно изменить общество, чтобы у человека было больше возможностей проявлять добродетели и меньше искушений совершить злое деяние». Представьте, что водохранилище наполнено отравленной или грязной водой, но некоторые «инженеры» предлагают убрать старые трубы и положить новые, и тогда вода, по их мнению, станет чистой. Но мы прекрасно понимаем, что никакой ремонт водопровода не поможет, если загрязнено хранилище воды. Точно так же не помогут никакие правила, которыми человек пытается преобразить свою жизнь. Бесполезно внешними мерами пытаться сделать человека более пристойным – пока не исправится его сердце, ничего не изменится. Другие говорят так: «Человек исправится тогда, когда начнет понимать. Поэтому его надо учить, образовывать, показывать, как поступать правильно. Если он будет многое знать, он сможет изменить свою жизнь». С вашего позволения я сравню понимание со своеобразной системой управления, которая контролирует эмоции: какие-то усиливает, какие-то уменьшает. Это то же самое, как если бы какой-нибудь умник, когда вода в хранилище отравлена, в надежде исправить создавшееся положение предложил поставить нового человека регулировать потоки воды. Если мы последуем его совету, если мы найдем самого мистера Понимание, который будет наимудрейшим образом управлять подачей воды, он все равно не сможет сделать грязную воду чистой, пока мы не очистим весь резервуар. Арминианский богослов может предложить вам еще один способ исправления человеческой жизни. Он обратит ваше внимание на волю и скажет, что сначала нужно обуздать волю, и если воля станет праведной, тогда все остальное тоже уладится. Получается, что воля подобна насосу, который нагнетает давление и заставляет воду течь по трубам в наши жилища. Кто-то может посоветовать поставить новый паровой двигатель, чтобы он с большей силой гнал воду по трудам. «Если наладить механизм нагнетания воды, – скажет он, – проблема решится». Господин, если вода отравлена, вам не помогут ни оси из алмазов, ни золотой механизм, ни самый мощный двигатель на свете. Пока вы не очистите загрязненный источник, вы ничего не сможете сделать. Мудрый человек, слова которого записаны в нашем отрывке, будто бы говорит: «Правильно используйте свои силы, начинайте действовать с правильного места». Да, необходимо, чтобы понимание было верным, как, впрочем, и необходимо, чтобы воля направляла усилия этого человека в правильную сторону. Нужно, чтобы все составляющие человеческой личности были здоровыми. «Но, – добавляет наш мудрец, – чтобы достичь истинной святости, нужно начинать с сердца, ибо из него исходят источники жизни; если вы очистите сердце , если воды, текущие из него, станут кристально прозрачными, тогда и только тогда вы сможете подать во все дома чистую и хорошую воду, напоив ей всех жителей». Давайте остановимся здесь и зададим очень важный и серьезный вопрос: «Праведно ли мое сердце в глазах Бога?» Пока наш внутренний человек не обновится благодатью Божьей через Святого Духа, наше сердце так и останется испорченным, грязным и отвратительным. А раз так, то, желая достичь успеха, мы должны начинать именно с него. Один христианин в древности сказал удивительные слова о необновленном человеке: «Не имеет никакого значения, как выглядишь внешне, если сатана и грех живет внутри. Новые заплатки все равно не сделают старую одежду новой, они могут придать ей только вид новой. Нет никакого смысла отдавать большие деньги за починку старой одежды, которая совсем скоро превратится в тряпки. Выгоднее добавить немного и купить новую, которая прослужит намного дольше. Так разве не разумнее обновить свое сердце и, обновив, получить спасение, чем, напрасно прилагая огромные усилия, в конце концов погибнуть?»

Итак, возлюбленные Господом, позвольте мне показать вам хранилище вашего сердца. Я хочу убедить вас, что хранить сердце необходимо, если вы хотите, чтобы потоки вашей жизни доставляли радость вам самим и пользу другим.

I. Во-первых, содержите сердце полным . Какими бы чистыми воды ни были в резервуаре, невозможно всех обеспечить водой, если этот резервуар практически пустой. А если резервуар пуст, значит, и трубы пусты. Пусть у нас будет самый замечательный насос, пусть все остальное оборудование будет в полном порядке, но если в хранилище нет воды, то ее не будет и в домах. Я уверен, что вы знаете множество людей (они есть в любом обществе и любой компании), чья жизнь – одна пустота и сухота. Они никогда ничего не могут достигнуть, у них нет никаких душевных и нравственных сил, никто не замечает то, о чем они говорят, и никто не берет с них пример. Есть множество отцов, настолько нравственно бессильных, что даже их собственные дети не желают брать с них пример. И хотя дети, как дети, по природе своей склонны к подражанию, все же даже в детстве они бессознательно понимают, что их отец – сам ребенок, что он так и не вырос, так и не стал мужчиной. Разве вы не знаете людей, которые, за что бы ни взялись, неизбежно терпят неудачу? Вряд ли вы возьмете их к себе на работу даже простыми служащими, потому что понимаете, что если они будут работать у вас, ваше дело развалится. Если же вы наймете такого человека начальником, можете быть уверенными, что он растратит все ваши деньги на ветер. Если ему создать благоприятные условия хоть бы и на несколько месяцев, он напрасно растратит время и не воспользуется хорошей возможностью. Чаще всего такие люди становятся жертвами жуликов. У них нет никаких жизненных сил. А если они становятся верующими, то, каких бы доктрин они ни придерживались, они все равно не смогут оказать никакого мало-мальски значимого влияния на окружающих. Поставьте их за кафедру – они превратятся в рабов дьяконов или им на шею сядет вся церковь. У них никогда не бывает своего мнения, они не могут выйти вперед и сказать: «Дело обстоит вот таким образом, я уверен в этом». Такие люди просто существуют, они не приносят никакой пользы миру. Если бы они не были сотворены, ничего бы не изменилось, только разве что другим не приходилось бы кормить их. Может быть, кто-то скажет, что в этом виновата голова: «Они и не могли добиться успеха, потому что они недалекие люди. Они ни с чем не могут справиться, потому что им не хватает ума, из-за этого им всегда не достает силы». Возможно, это отчасти верно, но мне кажется, проблема не в их голове, а в том, что у них маленькое сердце и к тому же пустое. Имейте в виду, что сила человека, при прочих равных условиях, прямо пропорциональна силе его сердца. Человек с полным сердцем – это всегда сильный человек: если он заблуждается, то с силой отстаивает свое заблуждение. Если ему пришло что-то на ум, то будьте уверены, об этом узнают все, даже если это отъявленная глупость. Пусть он будет даже последним дураком, если он устремляется к чему-то, то обязательно достигает свой цели, ибо его сердце обладает силой. Пусть он будет необразованным, пусть у него не будет светской утонченности, но дайте ему сильное сердце, и сила его будет неизмерима. А если у этого сердца появится правильная цель, то оно либо достигнет ее, либо, потерпев поражение, умрет славной смертью и прославится в своем поражении. СЕРДЦЕ – ЭТО СИЛА. Люди немощны, потому что у них пустые сердца, но они не понимают этого. Например, человек, имеющий свое дело, отдающий этому делу все свое сердце и душу, скорее всего обретет успех. И настоящий проповедник – это такой человек, у которого душа полна. Пусть у него будет умная голова – чем больше он знает, тем лучше – но к умной голове добавьте большое сердце, и тогда биение его наполненного до краев сердца по воле Божьей заставит биться сердца всех людей, присутствующих на собрании. Люди, слушающие его, поймут, что он делает все возможное, чтобы они следовали за ним. Если бы мы больше своих сердечных порывов посвящали служению нашему Господину, насколько больше мы могли бы для Него сделать! Учитель воскресной школы, юноша, ты жалуешься, что не можешь справиться со своим служением? Но если твое сердце наполнено до краев, то из него всегда будет течь вода! Может быть, ты просто не любишь свою работу. Попытайся же полюбить ее, и тогда твое сердце наполнится, и все будет в порядке. «Ох, – скажет проповедник, – как я устал от своей работы! Постоянно проповедую, а результата никакого. На мою долю выпал очень тяжелый труд». На это я отвечу вам просто: «Вашему сердцу не хватает полноты. Если бы вы любили проповедь, вы бы жили ей, буквально дышали ей, вы бы понимали, что обязательно должны проповедовать, и тогда бы ваше сердце наполнилось, вы радовались бы от того, что делаете». Как хорошо иметь полное, глубокое и широкое сердце! Отыщите человека с таким сердцем, и вы увидите, что из него текут реки воды живой, которые радуют мир своей освежающей влагой.

Итак, вы видите, что сердце необходимо хранить полным. Но тут возникает законный вопрос: как же это сделать, как сделать чувства сильными, как сделать желания горячими, а рвение неохладевающим? Христианин! Есть в Библии отрывок, который ответит на все эти вопросы. «Все мои источники в Тебе», – говорит Давид. Если все твои источники в Боге, твое сердце обязательно будет полным. Если ты подойдешь к подножию Голгофы, твое сердце переполнится любовью и благодарностью. А если ты часто посещаешь долину уединения и разговариваешь там с Богом, твое сердце обязательно будет наполнено спокойной решимостью. А если ты взойдешь со своим Господином на Елеонскую гору и вместе с Ним взглянешь на нечестивый Иерусалим, восплачешь над ним вместе с Господом, тогда твое сердце наполнится любовью к бессмертным душам. А если ты постоянно черпаешь свою жизнь, все свое существование у Святого Духа, без которого не можешь ничего сделать, если ты живешь в близком общении со Христом, не бойся, что твое сердце станет сухим. Тот, кто живет без молитвы, тот, кто живет без постоянной молитвы, тот, кто редко читает Слово, тот, кто редко взирает на небеса с желанием получить вдохновение свыше, у того сердце сухое и истощенное. Но тот, кто в тайне взывает к Богу, кто много времени проводит в святом уединении, кто жаждет размышлять над словом Всевышнего, чья душа принадлежит Христу, кто наслаждается Его полнотой, радуется Его вседостаточности, молится о Его втором пришествии, веселится при мысли о Его славном приходе, тот человек имеет сердце, наполненное до краев. Каково его сердце, такова и его жизнь. Она полна, она может даже проговорить из гроба и эхом отозваться в будущем. «Храни сердце свое больше всего хранимого» и моли Святого Духа, чтобы Он наполнял его, иначе твои источники жизни будут весьма скудными и ненастоящими.

II. Во-вторых, никакой пользы не будет, если резервуары водохранилища будут полны, а вода в них будет грязная. Как-то в одной провинциальной газете я прочел жалобу одного торговца на компанию, занимавшуюся подачей воды. Он утверждал, что эта компания вместо воды снабжает его рыбой – как-то из водопроводной трубы у него выполз большущий угорь. Вы все знаете, что иногда из крана течет грязная вода. Конечно же, это никому не нравится. Водохранилище должно быть чистым. Каким бы полным ни был резервуар, если вода в нем грязная, если в ней содержатся посторонние примеси, компания никогда не сможет удовлетворить своих клиентов, потребителей воды. Поэтому мы должны со своим сердцем делать то же, что компания делает с резервуаром воды. Мы должны хранить свое сердце чистым; ибо если сердце не чисто, то и жизнь не чиста. Например, вы встречаете человека, речь которого далека от святости. Разговаривая, он так и сыплет клятвами, он может обсуждать только низкие материи, его интересует только то, что плохо, он не может подняться выше собачей конуры и навозной кучи. Вы встречаете другого человека, который достаточно умен, чтобы не употреблять неприличных выражений, но в то же время он любит непристойные шутки, ему нравится рождать в окружающих нечестивые мысли. Его не тянет познавать пути Божии, в доме Божьем ему скучно, и в слове Божьем он не находит ничего для себя интересного. Почему так происходит? Некоторые объясняют это тем, что он вырос в такой семье или вращается в таком обществе, тем, что так он был научен с самого начала. Нет, нет и еще раз нет. Причина этого такова же, как и в предыдущем случае. У таких людей есть проблемы с сердцем: если бы их сердце было чистым, то и жизнь была бы чистой. Нечистый поток исходит из нечистого источника. В замечательной книге немецких притч, написанных достаточно давно одним христианином по имени Скривер, есть такая метафора: «Готхольду принесли напиток, имевший запах сосуда, в котором он находился. Отпив немного, Готхольд заметил, что этот сосуд и его содержимое – символ наших мыслей, слов и дел. Наше сердце осквернено грехом, и поэтому печать греха, к сожалению, остается на всем, к чем мы притрагиваемся; и хотя для нас в силу привычки это, может быть, и незаметно, но ничего не ускользает от взора всевидящего, святого и праведного Бога». Откуда же берутся наша привязанность к плоти, жадность, гордость, лень и неверие? Разве не из испорченного сердца? Если стрелки часов показывают неверное время, а будильник звонит в неположенный час, будьте уверены, что испортился внутренний механизм. Друзья, нам просто необходимо хранить механизм нашей души в порядке, чтобы мотивы наши были правильными!

Христианин, храни свое сердце чистым. Ты спросишь: «Как же я могу это сделать?» В древней Мерре была вода, и путешественники, томимые жаждой, подошли к ней, чтобы напиться. Но когда они отведали ее, она оказалась настолько отвратительной на вкус, что им показалось, будто их язык загорелся, а рот охватило пламя. Они не смогли пить эту горькую воду. Помните ли вы, как Моисей повелел поступить в той ситуации? Это же повеление он дает этим утром и вам. Он бросил дерево в воду, и она стала сладкою и чистою. Ваше сердце от природы, как воды Мерры, горькое и нечистое. Но есть дерево, и вы знаете, как оно называется, дерево, на котором висел Спаситель, – крест. Возьмите это дерево, опустите в свое сердце, и даже если оно будет еще грязнее, чем вы думаете, сладкий крест посредством Святого Духа вскорости вернет его в первоначальное состояние и сделает чистым. Христос Иисус в сердце – это сладкое очищение. Он производит в нас освящение . Елисей бросил соль в воду, а мы должны бросить в сердце кровь Иисуса. Как только вы познаете и полюбите Иисуса, как только Его крест станет предметом вашего поклонения и источником радости, в это же мгновение ваше сердце начнет очищаться, начнет очищаться и жизнь. Друзья, пусть каждый из нас научится держать крест в сердце! Христиане! Возлюбите своего Спасителя еще больше, воззовите к Святому Духу, чтобы ваши чувства к Господу еще сильнее воспылали, и тогда, какими бы доходными ваши грехи ни были, вы скажете:

Его я имя за любовь Его принял,

Что раньше приобрел, теперь все потерял,

И со стыдом былую гордость вспоминая,

Свою я славу ко кресту Христову пригвождаю.

Крест в душе очищает всю душу, разум. Христианин! Храни свое сердце, ибо «из него источники жизни».

III. В-третьих, есть один вопрос, о котором компаниям, снабжающим нас водой, не стоит беспокоится. Если их вода чиста, а резервуары полны, им не нужно заботиться о покое в природе, так как даже в шторм и бурю мы будем получать воду так же, как обычно. Но с сердцем дело обстоит иначе. Если в сердце не хранить мир, жизнь не будет счастливой. Если покой не будет царить над озером их души, из которого текут реки жизни, реки тоже будут не спокойны. По нашим действиям будет понятно, что в сердце у нас буря. Попробуйте применить это, во первых , по отношению к себе. Все мы хотим, чтобы жизнь наша была радостной, все люди хотят быть довольными жизнью. Но будем помнить, что сохранить мир и счастье в жизни можно только, если содержать сердце в покое. Это единственный способ. Пусть вы будете бедными, пусть вы будете богатыми, пусть вас будут уважать, пусть вас будут презирать, пусть у вас будет всего много, пусть будет всего мало, если ваше сердце спокойно, вы будете счастливы в любой ситуации. Но как бы ярко солнце ни светило в вашей жизни, если сердце одолевают проблемы, вся жизнь превращается в проблему. В одном из немецких мартирологов я прочел одну замечательную историю, которую хочу сейчас рассказать. В одной из тюрем долгое время содержался святой мученик, поражавший всех своей твердостью и терпением. Наконец в день казни его вывели из тюрьмы, чтобы сжечь на костре. И вот он просит позволения еще раз обратиться к судье, который, согласно шведским традициям, должен был присутствовать при казни. Некоторое время судья отказывался, но потом все же вышел вперед. И тогда крестьянин сказал ему: «Сегодня вы казните меня. Да, я признаю, что я грешник, но отвергаю, что я еретик, потому что от всего сердца верую в то, о чем написано в апостольском символе веры (и потом осужденный процитировал весь этот символ на память). Господин судья, – продолжал он, – у меня есть последняя просьба. Положите, пожалуйста, свою руку сначала на грудь мне, а потом себе, а после скажите всем честно и откровенно, чье сердце бьется чаще, чье боится и беспокоится. Я готов покинуть этот мир с радостью, я готов пойти ко Христу, в которого всегда верил. А что вы чувствуете в этот момент, вы сами хорошо знаете». Судья ничего не ответил, но приказал побыстрее разводить огонь. Было очевидно, что он боялся больше, чем мученик. Поэтому, дорогие друзья, храните свое сердце в праведности. Святой Дух говорит о Давиде так: «И вздрогнуло сердце Давида». Для благочестивого человека дрожь в сердце намного болезненнее удара кулаком. Дрожь в сердце – это удар в самую душу. Поэтому храните свое сердце. Не позволяйте ему бороться с вами. Старайтесь, чтобы мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдал сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Ночью преклоняйте колени и, исповедуя все свои грехи, говорите о своей вере во Христа, и тогда вы будете бояться смерти так же, как боитесь кровати. Просыпаясь утром, отдавайте свое сердце Богу, впускайте туда милых ангелов совершенной любви и святой веры, и тогда идите в мир. Пусть вам там на каждом шагу будут встречаться львы и тигры, но вы не будете бояться их, как не боялся Даниил, когда его посадили в ров со львами. Храните свое сердце в мире, и ваша жизнь будет счастливой.

Во-вторых , помните, что то же самое можно сказать и в отношении других людей. Я думаю, все мы хотим вести тихую жизнь, и насколько это возможно, быть в мире со всеми людьми. Сейчас появилось какая-то новая порода людей (я не знаю, откуда они взялись), но они смешались с англичанами и повсюду распространились. Создается впечатление, что они родились с единственной целью – постоянно спорить и всегда быть недовольными. Они говорят, что все англичане такие, что они счастливы только тогда, когда есть на кого поворчать. Они утверждают, что худшего для англичанина наказания быть не может, чем лишить его объекта для ворчания, что тогда англичанин смертельно обижается, потому что его лишают возможности проявить себя. Я не знаю, верно ли это в отношении всех англичан, но точно, верно в отношении некоторых. Вы не можете присутствовать с ними в одной комнате, потому что они говорят то, с чем вы полностью не согласны. Вы не можете пройти рядом с ними и полмили по улице – они обязательно найдут во всех, кого видят, изъяны. Они разглагольствуют о служителях: у этого учение слишком возвышенное, а у того – слишком приземленное, один им кажется слишком слабовольным и педантичным, другой – слишком грубым, его слушать вообще невозможно. Один, по их мнению, не посещает людей, а должен, другой – посещает так часто, что забывает про кафедру. Короче, нет ни одного хорошего человека – все плохие.

Почему так происходит? Откуда появляется это постоянное недовольство? Всему причина – сердце. Их внутренний человек угрюм и мрачен, и своей речью такие люди выдают себя. Они не хотят чувствовать, что Бог объединил Своей кровью все народы, живущие на земле, а если и чувствуют, то никогда не пускают это чувство проникнуть глубоко в сердце. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». У этих людей в сердце никогда не была записана одиннадцатая заповедь «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», хотя, вполне возможно, что в нем были записаны остальные десять. Об этом они забывают. Христиане! Старайтесь, чтобы ваши сердца были полны любви, и если у вас настолько маленькое сердце, что вы можете любить братьев и сестер только из своего братства, попытайтесь сделать свое сердце больше, чтобы трубы из него простирались ко всем людям Божиим, населяющим землю, чтобы, встретив такого человека, вы сразу же открывали кран, и из вашего любящего сердца вырывалась бы струя истинной, горячей, добровольной, живой любви. Храните свое сердце в мире, и ваша жизнь будет проходить в мире, ибо из вашего сердца проистекают источники жизни.

Как же этого достичь? Опять повторю, мы должны просить Святого Духа поселить мир в нашем сердце. Только тот голос, который когда-то приказал водам Галилейского моря успокоиться, может успокоить бушующие волны в вашем сердце. Только Всемогущий Своей силой может успокоить бурю вашей природы. Воззовите к Нему. Он все еще спит в лодке со Своей церковью. Разбудите Его, чтобы ваше благочестие не погибло в раздорах. Воззовите к Нему, попросите Его дать вашему сердцу мир и счастье. И тогда в вашей жизни появится мир, мир, который пребудет всегда – и в радости, и в печали.

IV. Пойдем дальше. Снабжающие город водой компании, несмотря на то, что их резервуары полны, все равно всегда находятся в опасности не рассчитать свои силы и пообещать снабдить водой слишком большое количество потребителей. Представьте себе, что одна из таких компаний проложила две огромные трубы, пытаясь обеспечить сразу две части города. Поток воды разделился на два, и какой же мы видим результат? В итоге компания не смогла как следует обеспечить водой жителей ни одной из частей города. Все они остались недовольны. Сердце человеческое слишком мало, из него не может вытекать живая вода стремительным потоком сразу в двух направлениях. Поэтому мой четвертый совет вам на сегодня таков: не позволяйте сердцу разделяться . Представьте себе озеро, из которого вытекает двадцать или тридцать ручейков. Может быть, лучше было бы, если бы из него текла одна большая река, которая бы имела значение для всей страны? Эти ручейки пересыхают летом, хотя весной могут превращаться в достаточно стремительные потоки. Но каждый из них по отдельности не приносит никакой пользы, потому что озеро может служить источником только для одной большой реки. Так же и в человеческом сердце достаточно силы только для одной большой цели. Нельзя одну половину своего сердца отдавать Христу, а другую половину – миру. Никто не может одновременно служить Богу и мамоне, потому что сердцу человеческому не достает силы служить сразу двум господам. Но к сожалению, многие поступают именно так, как нельзя. Я как-то знавал человека, который одну часть своего сердца оставлял в мире, а с другой шел в церковь. В результате получалось, что в церкви его все считали лицемером. «Если бы он принадлежал к нам, – говорили они, – разве бы он сделал вчера то, что сделал? А сегодня он пришел к нам и так много обещает!» Церковь смотрела на него с подозрением: если он обманщик, то какой от него может быть толк, ведь его сердце целиком не принадлежит вере. А как дела обстояли в мире? Вера связывала его там. Таким образом, он не принадлежал ни к миру, ни к церкви. Он хотел быть и здесь, и там, но получилось, что ни тот, ни другая, не признали его. Я никогда не видел, чтобы кто-то пытался идти сразу по двум сторонам улицы, разве что пьяницы так делают. Это на самом деле очень неудобно. Однако я видел множество людей, которые, в переносном смысле, пытались идти сразу по обеим сторонам улицы. Мне кажется, они тоже в каком-то смысле пьяны, иначе бы они даже не начинали это глупое занятие. Поэтому если вы считаете, что этот мир с его удовольствиями достоин того, чтобы завладеть вашим вниманием, идите в мир и не делайте вид, что вы верующий человек. Но если Христос на самом деле для вас Христос, если Бог – Бог, тогда отдайте ему все свое сердце целиком, и не шатайтесь из стороны в сторону. Многие члены церкви таким образом пытаются идти сразу по обеим сторонам улицы: их солнце уже на закате, оно не дает много света и тепла, оно уже почти зашло. Но тем не менее оно создает длинные тени, и эти люди как бы стоят на одной стороне улицы, в мире, а их тень падает на противоположную сторону: на стену дома и на тротуар. Этот образ можно применить ко многим из вас. Вы приходите в церковь, участвуете в хлебопреломлении, принимаете крещение, присоединяетесь к церкви. И все это только ваша тень, а вы настоящий находитесь на другой стороне улицы. Что пользы от пустой человеческой оболочки? Но многие члены церкви именно таковы. Они как будто змеи, которые оставляют свою шкуру. Они отдают нам ее, отдают оболочку, в которой когда-то была жизнь, а потом шатаются из стороны в сторону, водимые своими распутными желаниями. Они отдают нам свою внешнюю часть, а внутреннюю оставляют в мире. Верующие, подумайте, как это глупо! Ваш Господин отдал всего Себя за вас. Он заплатил всю стоимость. Поэтому направляйте к Нему каждое движение своего сердца, пусть у вас в жизни будет только одна цель. И чтобы добиться ее, молите Бога, чтобы Он хранил ваше сердце. Молите, чтобы Святой Дух вдохновлял вас больше и больше, чтобы Он охранял и защищал вашу душу, чтобы ваши жизненные силы текли только в одном направлении, чтобы ваша жизнь становилась глубже и чище, чтобы в ней было все больше мира. Единственное хранилище вашей жизни – это воля Божья, единственная труба – любовь Христа и желание угодить Ему. Много лет назад Спенсер писал: «Сердце человека по природе раздроблено: разные его части преданы разным страстям. Сначала человек занят одним суетным делом, затем, уделив ему некоторое внимание, он тут же посвящает себя другому, ибо у него много привязанностей. (Это похоже на историю Иакова, связанную с Лией и Рахилью.) Бог ввергает Своих избранных, которых Он определил быть сосудами чести, посвященными для Его святого служения, в огонь Своего слова, чтобы их сердце расплавилось и заново было отлито преображающим Духом в святое целое, чтобы их сердце отвратилось от всех своих многочисленных привязанностей и снова стало принадлежать только Богу, чтобы человек взирал только на Бога и все в своей жизни делал только для Него. Если хочешь знать, искреннее ли у тебя сердце, посмотри, обновилось ли оно подобным образом».

V. Возможно, мой последний пункт покажется вам несколько странным. Древние историки повествуют, что, когда один из наших королей вернулся из плена, в его честь в Чипсайде были устроены фонтаны из вина. Король был таким щедрым, а народ – таким довольным, что каждый мог набирать из фонтанов вино, которое текло вместо воды. Наша жизнь может быть такой богатой, такой полной, такой благословенной для других людей, что эту метафору можно будет применить и к нам. Окружающие могут заметить, что из нашего сердца течет вино, тогда как из сердец других людей течет обыкновенная вода. Я уверен, что вы знаете таких людей. Например, Джон Ховард. Его жизнь была совсем не похожа на наше скудное существование. Он был настолько великодушен, что готов был пожертвовать собой ради человечества, и воды его жизни текли, подобно этому вину. Каждый из вас, наверное, встречал в жизни такого святого, жившего у самых ног Иисуса: когда говорили вы, ваши слова казались вам обычной водой, но когда он говорил с вами, в его словах чувствовалось помазание, глубина и сила, которыми вы восхищались, ведь вы сами не могли сказать ничего подобного. Иногда вы восклицали: «Как бы я хотел, чтобы мои слова были такими же осмысленными, приятными, сладостными, чтобы на них было такое же помазание, как на словах этого брата! Как бы я желал, чтобы мои поступки были такими же возвышенными, прекрасными и чистыми, как его деяния! Все мои достижения – ничто на его фоне. Если бы я мог сделать больше! Если бы я мог направить в каждый дом потоки золота, вместо своих жалких отходов!» Христианин, эти примеры должны научить тебя хранить свое сердце полным. Никогда, никогда не пренебрегай Словом Божьим, которое может наполнить твое сердце повелениями и наставлениями, и тогда изречения уст твоих будут так же, как и твое сердце, богатыми и сильными. Наполни свое сердце богатой, щедрой любовью, и тогда потоки, текущие из твоей руки, будут такими же богатыми и щедрыми, как и твое сердце. И прежде всего пусть Иисус живет в твоем сердце, и тогда из твоего чрева потекут реки воды живой, более чистой и более освежающей, чем вода из колодца близ Сихаря, их которого пил Иаков. Христианин, иди к великим залежам богатств и проси Святого Духа сделать твое сердце богатым во спасение. И тогда твоя жизнь и твои слова будут благословением для твоих ближних, и, когда они будут смотреть на тебя, они будут видеть, что твое лицо – как лицо ангела. Тогда пути твои будут обливаться молоком и скала будет источать для тебя ручьи елея. Тогда сидящие у ворот будут вставать, увидев тебя, и люди будут оказывать тебе почтение.

В заключение выскажу еще одну мысль. Сердце некоторых из вас не стоит того, чтобы его хранить. Чем раньше вы избавитесь от него, тем лучше. Это каменное сердце. Ощущаете ли вы, что у вас каменное сердце? Идите домой, а я буду молиться о том, чтобы Господь забрал это испорченное сердце. Обратитесь к Богу и попросите: «Забери мое каменное сердце и дай мне сердце из плоти», ибо каменное сердце – это нечистое сердце, раздробленное сердце, не знающее мира сердце. Это сердце бедствует и нищенствует, оно лишено всякой благости, и с таким сердцем вы не можете принести благословение ни себе, ни другим. Господи! не угодно ли Тебе обновить сегодня сердца многих? Разбей камень, замени его на плоть, и да будет Тебе вечная слава!

Сергей Иосифович Фудель ☨ Всю силу своего учения о сокровенной молитве Отцы направляют на то, чтобы воспитать в учениках своих, т.е. у всех христиан, ясное понимание духовного существа и смысла молитвы: смирения и любви. Смирение в молитве плачет, а любовь обретает свет божественный. «Слезы в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, знамение того, что она была принята и начала входить в поле чистоты слезами» (От. 329). «Начало плача, – говорит св. Григорий Палама, – есть как бы некое искание обручения Божия, которое кажется недостижимым. Почему при сем произносятся некоторые как бы предобручальные слова теми, кои по сильному желанию сего плачут... Конец же плача – брачное в чистоте совершенное сочетание... Истинная жизнь души есть божественный свет, от плача по Богу приходящий... Почему некто из Отцов сказал: «плач делает и хранит» (Д5 – 304, 302, 303). «Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий – невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу; словами же помилуй мя – опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе. Но когда он достигнет опытом совершенной любви, тогда всецело воспростирается он к единому Господу Иисусу Христу, о втором (т.е. помиловании) прияв действенное извещение. Почему, как говорит некто, взывает только: Господи, Иисусе Христе! (бл. Каллист и Игнатий Д5 – 398, 399). «Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, – да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два сии воедино» (св. Иоанн Златоуст, Д5 – 365). Крепка яко смерть любы... Миро излиянное имя Твое (Песн. 8:6, 1:2). «Достигший непрестанного пребывания в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – достиг высшего предела всех добродетелей и отселе делается жилищем Святого Духа. Если кто не приял действительно благодати Утешителя, тот не может со свободою и радостью совершать этого пребывания в молитве. Дух, как сказано, когда вселится в человека, не престает от молитвы: ибо Сам Дух непрестанно молится (Рим. 8:26). Тогда и в сонном, и в бодрствованном состоянии молитва не прекращается в душе человека; но употребляет ли он пищу и питие, спит ли, или что иное делает, даже при глубоком сне благоухание и испарение молитвы беструдно источается из его сердца. Тогда эта молитва не разлучается с ним, но ежечасно она в нем и с ним. Таковая молитва, если и умолкает извне человека, то опять она же совершает в нем служение свое тайно. Молчание чистых называет молитвою некто из мужей Христоносных; потому что помыслы их суть божественные движения; движение же чистого сердца и ума суть кроткие гласы, которыми сокровенно воспевается Сокровенный». (От. 324). .... авторская группа Сергея Михайлова https:/