Николай михновский. Николай михновский Николай михновский исторический портрет

Рост украинского национального самосознания в конце XIX века привёл к расколу среди украинской интеллигенции. Старшее поколение отдавало приоритет в решении «украинского вопроса» культурно-просветительской деятельности, их требования сводились к умеренным реформам, которые бы устранили национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи . Революционно настроенную молодёжь, однако, привлекали идеи социализма . Они считали, что национального освобождения можно добиться через освобождение социальное, через совместную с другими народами борьбу против существующего в России социального устройства. В начале 1890-х годов, однако, в украинском национальном движении зародилось новое течение, выдвинувшее лозунг государственной независимости украинской нации. Именно Николай Михновский стал зачинателем этого течения.

Уже на первом курсе Михновский присоединился к украинскому освободительному движению и стал членом «Молодой громады» . Но культурная деятельность, далёкая от политики, его не увлекала. В поисках сторонников радикально настроенный юноша в 1892 году вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с выраженными политическими целями была основана группой студентов Харьковского университета , которые летом 1891 года участвовали в проведении статистической переписи на Черкасщине, недалеко от могилы Тараса Шевченко. Именно там четверо молодых людей (в том числе В. Боровик и И. Липа) присягнули на верность Украине и основали тайное политическое общество, назвав его в честь великого поэта «Братством тарасовцев ».

Михновский, присоединившийся к киевской ячейке организации в 1892 году, очень быстро стал идеологом и лидером Братства. Именно он как будущий юрист взял на себя разработку идеологической платформы, известной как «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неразделённую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную среди свободных, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную по своей сути ».

Такими виделись пути достижения поставленной цели:

Наше поколение должно создать свою украинскую национальную идеологию для борьбы за освобождение нации и для создания своего государства… Будем жить своим умом, хотя бы он был и неотёсанным, мужицким, потому что иначе мы свой народ никогда не освободим. В противоположность московскому революционному интернационализму и социализму, наш путь идёт по линии индивидуализма и революционного национализма.

Дело «тарасовцев» казалось практически безнадёжным, и тем не менее у молодых «самостийников» по всей Украине появились единомышленники не только среди студентов, но и среди крестьян, горожан, интеллигенции. Организация прекратила своё существование в 1893 году после того, как часть «тарасовцев» была арестована, а оставшиеся высланы из городов.

Михновскому удалось избежать ареста. Он окончил обучение и начал работать в одной из адвокатских контор Киева , не прекращая при этом общественной деятельности. В 1897 году во Львове он установил тесные контакты с западноукраинскими деятелями и закупил большое количество запрещённых изданий, в том числе произведения М. П. Драгоманова и Ивана Франко . Полиция считала его «крайним по убеждениям украинофилом с грубыми и совершенно несимпатичными методами и формами и направлением безусловно антигосударственным ».

Харьковский период

Пытаясь использовать любые возможности для агитационной работы, в 1909 году Михновский создал товарищество взаимного кредитования, которое полиция рассматривала как «легальное прикрытие групп украинцев», обсуждающих политические вопросы. В -1913 годах Михновский активно работал в Харьковском товариществе имени Квитки-Основьяненко . Полиция небезосновательно подозревала Михновского и других членов УНП в использовании этой организации для пропаганды самостийницких взглядов.

«Кружок политических придурков»

Ещё в своём первом выступлении на тему необходимости вооружённой революционной борьбы за права украинского народа 19 февраля 1900 года Николай Михновский высказался в пользу террористических методов борьбы.

В 1904 году, когда в России праздновалось 250-летие «воссоединения Малороссии и Великороссии», УНП в знак протеста решила взорвать в Харькове памятник Пушкину . В Киеве и Одессе планировалось взорвать памятники российским императорам (в Одессе - Екатерине Великой). Акцию в Харькове осуществила подпольная боевая организация УНП «Оборона Украины», которой руководил Виктор Чеховский. На месте изуродованного памятника Пушкину (пострадал пьедестал, сам же памятник стоит по сей день) были разбросаны листовки националистического содержания с призывом «бороться за своё национальное освобождение». Тем не менее, теракт не возымел ожидаемого эффекта - реакция общества была отрицательной, и даже орган РУП назвал исполнителей акции «кружком политических придурков» .

Критика со стороны оппонентов Михновского

В своём стремлении довести свои идеи до народных масс, до широких слоёв украинской интеллигенции, самостийники были вынуждены преодолевать сопротивление не только царской бюрократии и русифицированной культурной элиты - они сталкивались с непониманием, а то и открытой неприязнью со стороны и социалистов, и умеренных украинских деятелей. Фактически им противостояли все остальные политические силы.

Вне узкого круга единомышленников Михновский оставался непонятным, нежелательным и даже небезопасным, но это не заставило его перейти на позиции «умеренного украинства ».

Совершенно по-другому воспринимали Михновского его друзья и единомышленники. Один из них, Николай Евтимович, охарактеризовал его так:

Николай Михновский - это украинская стихия,… которую сдерживает лишь сильный и благородный ум. Это был высокообразованный и опытный юрист, тонкий психолог, удачливый инициатор, выдающийся организатор, блестящий оратор, талантливый публицист, умный и тактичный руководитель, интуитивный военачальник, превосходный знаток нашего прошлого, нашей истории и быта, типичный революционер, то есть человек, способный на решительные действия. Воспитанный в добрых украинских традициях, выросший в украинском селе, Николай Михновский был образцом украинской расовой культуры, украинским аристократом во всех значениях этого понятия.

Деятельность в Донбассе

Последние пять-шесть лет перед Первой мировой войной Михновский посвятил пропаганде национальных идей среди тех, кто до сих пор был достаточно далёк от украинского национального движения, а именно среди промышленников и зернопроизводителей Слобожанщины и Донецкого бассейна . Михновский уже тогда понимал, что государства создаются не только национальной интеллигенцией, но прежде всего производящими классами и организаторами крупных предприятий. Он и сам принял активное участие в организации соляной промышленности в Славянском районе . Под его влиянием немало промышленников приняли участие в украинском национальном движении. Так, сын и дочь известного организатора угольной промышленности в Донецком районе Алексея Алчевского под влиянием Михновского включились в национальное движение, Христина Алчевская стала одной из известных украинских поэтесс.

Начало Первой мировой войны

Революционные процессы весны 1917 года привели к крайней политизации российской армии. Огромную роль в этом сыграл известный Приказ № 1 Петросовета , которым в армии вводились солдатские комитеты, наделённые широкими правами, а офицерам отводилась роль и положение классового врага, что в основном и привело к развалу армии и превращению её в неконтролируемую силу. В марте - апреле 1917 года в тыловых и фронтовых частях в массовом порядке возникали украинские войсковые комитеты - выборные армейские органы, создававшиеся по национальному признаку. Следует отметить, что украинские войсковые комитеты стояли на демократических позициях, противостояли попыткам захвата власти насильственным путём и в основном поддерживали решения официальных органов. Комитеты брали под свой контроль хозяйственные вопросы, предоставление увольнений и отпусков, пытались осуществлять собственную кадровую политику, организовывали и развивали политическую агитацию среди солдатских масс .

Попытки создания украинской армии

По инициативе Михновского 6-11 (19-24) марта в Киеве состоялись три массовых митинга военнослужащих Киевского гарнизона. На первом 6 (19) марта было принято решение начать работу по созданию украинской армии. 9 (22) марта была сформирована Учредительная войсковая рада, а 11 (24) марта на митинге с участием свыше тысячи солдат и офицеров было принято решение о формировании Первого Украинского добровольческого полка и было выбрано Временное войсковое бюро.

Радикальные действия Михновского и его сторонников, требовавших от Центральной рады решительных шагов по утверждению суверенитета Украины, особенно в вопросах военной политики, поставило их в оппозицию к умеренному социалистическому руководству Центральной рады, которое, однако, не могло упускать из виду динамичное развитие национального движения в армии и сознавало необходимость укрепления своих позиций в армии и поддержания своей ведущей роли среди украинцев-военнослужащих. Для руководства решением военных вопросов 26 апреля 1917 г. Центральная Рада создала Военную комиссию, в которую позже также вошли представители от армии. Была поддержана инициатива клуба имени П. Полуботка провести в начале мая военный съезд с целью координации национального движения в армии и создания единого руководящего органа для формирования украинских частей.

Первый Всеукраинский военный съезд состоялся 5-8 (18-21) мая 1917. Со всех фронтов, флотов, гарнизонов и округов не только Украины, но и всей Российской империи на него съехалось более 900 делегатов. Противостояние между «самостийниками» и социалистами-«автономистами» проявилось уже при избрании председателя съезда. От киевских военных организаций предлагали кандидатуру Михновского как человека, имеющего «огромные заслуги в деле организации украинских войсковых частей и создания украинского военного движения». От сторонников социалистического направления был выдвинут Симон Петлюра . После острых и продолжительных дебатов пришли к компромиссному решению: избрать не председателя съезда, а президиум, члены которого по очереди будут вести заседания. Петлюра таким образом представлял фронтовые части, Михновский - тыл, В. Винниченко - Центральную раду, матрос Грамотный - Балтийский флот . Почётным председателем съезда делегаты избрали М. Грушевского и пригласили в президиум командира Украинского полка имени Б. Хмельницкого полковника Ю. Капкана.

Несмотря на явный радикализм делегатов и намерения Михновского и его сторонников использовать съезд для того, чтобы потребовать от руководства Центральной рады приступить к немедленной организации национальных вооружённых сил, «самостийницких» взглядов придерживалось меньшинство, так что идею немедленной национализации армии по национально-территориальному принципу Михновскому провести не удалось.

Доминирующей на съезде стала автономистская идея социалистических партий, представители которых преобладали в Центральной раде. Они категорически отрицали необходимость создания собственных силовых структур. Под влиянием выступлений В. Винниченко съезд принял резолюцию «Об украинской народной милиции»: украинская армия после войны должна стать «армией народа (народной милицией), единственной целью которой будет охрана интересов и прав народа».

На съезде Михновский был избран в состав Украинского генерального войскового комитета (УГВК) .

Когда же через несколько дней после обнародования II Универсала «полуботковцы» сформировали из добровольцев ещё одну часть, которая провозгласила себя Вторым украинским имени гетмана Павла Полуботка казачьим полком, эти действия не были признаны ни Временным правительством, ни Центральной радой . Последнюю крайне испугало появление в Киеве «самостийницкого» войска. Владимир Винниченко посетил полк и призвал солдат вернуться в свои части и отправиться на фронт. УГВК дал распоряжение интендантской службе приостановить поставку продовольствия, мундиров, оружия.

Результат оказался прямо противоположным: полуботковцы попытались осуществить военный переворот с целью провозглашения независимой Украины. Существовал план восстания , очевидно, разработанный самим Михновским, рискованный и довольно авантюристический. В ночь с 3 на 4 июля полк вышел из казарм и захватил арсенал и центральную часть Киева . Но выступление не поддержала Центральная Рада , которая ещё надеялась получить украинскую автономию политическим путём. 6 июля повстанцы сложили оружие, часть из их была арестована. Военная прокуратура начала следствие, которое продолжалось вплоть до октября 1917 года.

Прямых доказательств участия Николая Михновского в восстании не было. Его задержали, хотя следствие против него не велось. Небезопасного конкурента, «авантюриста», Центральной Раде надо было убрать из Киева . По просьбе Владимира Винниченко и Симона Петлюры военные под охраной жандармерии отправили его на Румынский фронт для прохождения службы. Точно так же, на фронте или в военных тюрьмах, оказалось и много других сторонников Михновского.

«Полтавский период»

На Румынском фронте Николай Михновский пребывал до Октябрьской революции . На Украину он вернулся поздней осенью 1917 года, поселился на Полтавщине, где Лубенское земство его вскоре выбрало мировым судьёй. В то время в регионе набирала силы новая политическая организация - Украинская демократическо-хлеборобская партия (УДХП), единственная несоциалистическая партия Украины. Её основателями были давние друзья Михновского - братья Владимир и Сергей Шеметы и известный историк и политический деятель Вячеслав Липинский . УДХП отстаивала государственную независимость Украины, республиканский государственный строй с президентом и представительской властью. Партия выступала за ликвидацию помещичьих владений, но в отличие от эсеров говорила о возможности частной собственности на землю и ориентировалась на мощное фермерское хозяйство. Николай Михновский начал склоняться к монархическому принципу организации власти на Украине, и теперь, отбросив в сторону социалистические иллюзии, связывал будущее Украины с реализацией демократическо-хлеборобской программы. Он ушёл в деятельность УДХП, надеясь расширить её влияние на всю Украину.

Участие в гетманском движении

Новая страница биографии Михновского началась после его переезда в Киев , который к тому времени уже оккупировала немецкая армия. УДХП, которая выступала с острой критикой политики Центральной Рады , поддержала государственный переворот 29 апреля 1918 года . Однако его отношения с гетманом Павлом Скоропадским тоже оказались непростыми.

В своих «Воспоминаниях» Павел Скоропадский упомянул, что все, кого он просил оценить Михновского, предостерегали, чтобы он в любой ситуации не приглашал Михновского на какую-либо должность у власти. Сам Скоропадский не мог понять, почему к Михновскому такое единодушное негативное отношение. Сам он «в Михновском ничего плохого не видел, кроме его крайнего шовинистического украинского направления мысли». Несмотря на это, гетман серьёзно рассматривал Михновского как кандидатуру на пост премьер-министра Украинского государства. Ему импонировали антисоциалистические взгляды и признание им права крестьян на частную собственность на землю. Не забыл Павел Скоропадский и того, что Украинская демократическо-хлеборобская партия сыграла большую роль в свержении Центральной Рады .

Эти события Скоропадский вспоминал так:

Последние годы жизни

Жизнь на Кубани

Тяжёлая болезнь подорвала здоровье Михновского. К тому же он был полностью исключён из политической жизни. Какое-то время жил на Полтавщине, затем, опустошённый постоянными неудачами, истощённый физически и морально, разочарованный в украинской элите, которая выявила свою полную недееспособность, выезжает на Кубань. В 1920 году Николай Михновский оказался в Новороссийске , откуда безуспешно пытался эмигрировать. Когда деникинцы под натиском Красной Армии эвакуировались, Михновский попытался воспользоваться этой возможностью и уехать с ними, но его, как «известного непримиримого врага России», на корабль не взяли. Четыре года Николай Михновский жил на Кубани. Поселился в станице Полтавской , начал работать учителем, какое-то время служил в кооперации.

Без права на реабилитацию [Книга І, Maxima-Library] Войцеховский Александр Александрович

Безродный Е. Ф Николай Михновский

Безродный Е. Ф

Николай Михновский

Николай Иванович Михновский имел импозантную внешность: крупный мужчина с торчащими в разные стороны усами и острой бородкой. Он обладал яркой манерой выступать перед людьми с завораживающими речами . Поклонники называли его идеологом нового национализма соборной Украины. При всем этом о Михновском сохранилась крайне скромная информация. До сего времени не известна даже дата его рождения, крайне разноречивы слухи о причине его смерти.

Автор этих строк попытался представить политический портрет Михновского на основании сохранившихся публикаций его времени. Николай Иванович Михновский родился в 1873 году в селе Туровцы ныне Яготинского района Киевской области в семье священника. Его отец верно служил царскому трону в духе рабской покорности государственной власти. Духовные семинарии в Украине, готовившие молодежь к душепасторской деятельности, были твердыней всероссийского патриотизма и православия.

М. Михновский

Лишь немногие их выпускники думали о преданности своему народу, Украине. К их числу относился и отец Михновского. Он не стал украинским националистическим деятелем, хотя всю жизнь пекся о своем народе. Духовное единство с крестьянами проявилось в отцовском воспитании сына Николая. Тот с детства рос в окружении своих ровесников - крестьянских детей. Отец послал его в Прилукскую гимназию. Здесь Николай создал кружок гимназистов, в котором изучались произведения Тараса Григорьевича Шевченко и других украинских авторов. К этому времени Николай начал задумываться о судьбе своего народа.

После окончания гимназии Николай поступает на юридический факультет Киевского университета. Он активно участвует в работе общественных организаций. Будучи в Каневе, он вместе со своими друзьями создает националистическую организацию «Братство Тарасовцев», члены которой клялись быть верными политическим идеям и заветам поэта. Так возникло немногочисленное братство единоверцев, строго хранившее тайну своей нелегальной деятельности. Однако полиция напала на след «тарасовцев» и приняла к ним меры устрашения. «Братство Тарасовцев» прекратило свое существование. Однако Михновский не отрекся от своих убеждений. После окончания университета он некоторое время, работал в Киеве адвокатом и поддерживал связи со студентами. Затем перебрался в Одессу, где также работал по специальности . В 1898 году, будучи сотрудником одной из адвокатских контор, он сошелся с супругой своего начальника и в 1900 году увез ее в Харьков, имея намерение жениться на ней. Но отец Михновского, будучи благоверным священником, решительно выступил против брака своего сына с «чужестранкой» (избранница сына не была украинкой). Брак не состоялся, но все случившееся резко отразилось на сознании Николая. Он, как и его отец, начал осуждать браки с «чужаками», решительно выступать против смешанных браков .

В Харькове Михновский открыл собственную адвокатскую контору и возобновил политическую деятельность. В феврале 1900 года его усилиями была создана так называемая «Революционная украинская партия» (РУП), главным направлением деятельности которой было отвлечение украинской молодежи от работы в российских политических партиях и вовлечение их в политическую работу, направленную на создание украинского независимого государства. С этой целью в феврале 1900 года Михновский выступает с речами вначале в Полтаве, а затем и в Харькове на шевченковских собраниях. Прозвучавшие в этих речах идеи «самостійності» были подхвачены членами РУП. По их поручению Михновский пишет программную декларацию РУП под названием «Самостійна Україна» и в том же году издает ее массовым тиражом в виде брошюры. Большевистская газета «Искра» с полным основанием назвала ее «дикой шовинистической брошюрой». Не имея четкого представления о классовой борьбе как двигателе социального прогресса, Михновский стал на путь решительного отрицания марксистской теории классовой борьбы, ставя во главу угла консолидацию нации ради построения самостоятельного украинского государства. Главным врагом «украинства» он считал «чужие нации» - русских, евреев, поляков и призывал к бескомпромиссной борьбе с ними, отбрасывая в сторону наличие в них тех классовых прослоек, которые так же, как и украинцы ненавидели царское самодержавие и добивались установления в стране демократического строя. Однако Михновский не видел в них своих союзников. Он призывал украинских пролетариев бороться против российских пролетариев, которые, по его словам, находятся под опекой российских промышленников и банкиров. «Одним словом, говаривал Михновский, - украинская нация должна бороться против всех враждебных наций, независимо от того, какие классы наличествуют в них и за что они борются».

Как известно, РУП вскоре распалась на множество псевдо-социалистических партий. Одну из них, так называемую Украинскую народную партию (ПУП) возглавил Николай Михновский. Он разработал для нее 10 принципов, в которых отражено националистическое сознание их автора. Вот эти «принципы»:

1. Единая и неделимая - от Карпат до Кавказа - свободная Украинская Демократическая Республика - это национальный всеукраинский идеал.

2. Все люди - твои братья, но москали, ляхи и жиды - враги нашего народа. Они господствуют над нами и грабят нас.

3. Украина для украинцев, а по сему не сложим оружия, пока хоть один чужинец будет находиться на нашей земле.

4. Всегда и всюду пользоваться украинским языком. Пусть ни жена твоя, ни дети твои не позволят очернять себя чужеземцам-угнетателям.

5. Уважай деятелей родного края, презирай его врагов, отвергай перевертышей - отступников и хорошо будет твоему народу и тебе.

6. Не убивай Украину своим презрением к всенародным интересам.

7. Не становись ренегатом - отступником.

8. Не обдирай собственный народ, работая на врагов Украины.

9. Помогай своему земляку прежде всех.

10. Не бери себе супругу из чужеземцев, ибо дети твои будут тебе врагами.

11. Не дружи с врагами нашего народа, ибо это прибавит им силы и отваги; не поддерживай угнетателей наших, ибо сам предателем станешь.

Эти принципы Михновский адресовал представителям третьего поколения украинской интеллигенции, которая, по его словам, должна создать новую самостоятельную Украину. По его мнению, первое поколение украинской интеллигенции служило Польше, а второе - России.

Михновский и члены Народной Украинской Партии осуждали гетмана Богдана Хмельницкого за то, что он якобы «отдал Украину во власть московского царя», подписав Переяславский договор 1654 года.

В 1905–1909 гг. Михновский работает адвокатом, защищает интересы украинцев. Особый резонанс обрело его участие в суде по делу «Лубенских боевых дружин» (1909). Своей защитительной речью он вызвал сочувствие к подсудимым и они были оправданы судом.

Во время выборов в первую государственную думу Михновский активно потрудился в пользу украинских кандидатов от Полтавщины и все они были избраны в Госдуму.

С началом Первой мировой войны Михновский был призван в царскую армию. В звании поручика он служил в судах Северного фронта. Защищал солдат, обвиненных в дезертирстве, саботаже и прочих преступлениях. Находился под пристальным надзором царской жандармерии и тайной полиции. Накануне революционных событий 1917 года Михновского перевели в распоряжение Киевского военного окружного суда. Свержение царского самодержавия он воспринял как реальный шанс для образования самостоятельного украинского государства. В Киеве Михновский нашел своих единомышленников и вместе с ними начал инициировать создание Украинской Центральной Рады. В марте 1917 года он нашел общий язык с членами Общества украинских поступовцев. Вместе с ними инициирует создание украинской армии. 19 марта 1917 года Михновским было созвано первое украинское подготовительное вече, в котором участвовали 211 украинских военных. 29 марта Михновский созвал широкий военный совет Киева и его окраин. Председателем совета был избран полковник П. Волошин, начальником штаба - сотник О. Сахно-Устимович, секретарем - поручик Михновский. 18 мая 1917 года по инициативе Михновского в Киеве собрался Первый Всеукраинский Клуб имени гетмана Полуботка, делегировавший Михновского в Центральную Раду. 18 июля 1917 года Михновский выступил инициатором восстания полуботковцев, стремившихся провозгласить Украину самостоятельной державой. Однако украинские власти сочли такие действия «некорректными», и восстание было отменено. Михновский был отправлен на Румынский фронт. Когда немцы, оккупировавшие Украину, свергли Центральную Раду и установили гетманат во главе с Павлом Скоропадским, Михновскому был предложен пост министра внутренних дел. Однако он это предложение не принял под тем предлогом, что ему нужны не должности и чины, а независимая Украина. Со временем ему предложили должность «бунчужного» товарища, то есть советника гетмана. Но и на этот раз он отказался .

После установления на Украине Советской власти Михновский был арестован за свою националистическую деятельность, но вскоре был освобожден из-под ареста. В 1919 г. он переболел тифом и после выздоровления уехал на Кубань, где работал в кооперации и в школе. В апреле 1924 года возвратился в Киев, остановился у друзей. Как отмечал П. Павелко в статье «Последняя встреча с Михновским», последний напоминал тех средневековых королей или герцогов, место которых на гравюрах и картинах. Он курил трубку. Глаза и голова были те же, что и, в молодости. Интересовался он настроениями молодежи, более всего студентов. Долго бродил по городу, вел разговоры с разными людьми и на самые различные темы. Был бодр. «Мы расстались с ним и никто не мог бы и подумать, что этот человек покончит с собой». Он повесился в саду на лоне цветущей весенней природы. Похоронили его на старом Байковом кладбище - там, где обычно хоронят самоубийц .

Видимо, веселость Михновского накануне его смерти никак не отвечала его внутренним переживаниям.

Источники

1. Провідники духовності України. К., 2003, - С. 70.

2. Мірчук П. Микола Міхновський. Апостол української державності. - Філадельфія (США), 1960. - С. 23–25.

3. Історія України в особах XIX–XX століття. - Київ, 1999. -С. 263. «Краківські вісті», 1941, 18 травня.

4. Енциклопедія українознавства. - Нью-Йорк, 1966. Т. 5. -С. 1616.

5. Краківські вісті, 1944. 19 липня.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Николай I. Портрет работы Е. И. Ботмана. 1856 г.

Из книги Исторические портреты автора Ключевский Василий Осипович

Николай I Император Николай IЗадачи царствования. Я сделаю краткий обзор главных явлений в царствование Николая, ограничиваясь, впрочем, только событиями жизни правительственной и социальной. С этими двумя процессами, изменением правительственного порядка и

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

И счастья баловень безродный Начиная завершать, отмечу во первых строках, что описываемое время было для калмыков временем разброда, шатания и великих сомнений. Выйти из потопа Пугачевщины им, конечно, удалось если и сухими, то близко к тому, однако к старым добрым

автора Зимин Игорь Викторович

Николай I Николай Павлович родился летом 1796 г. в Царском Селе, но фактически всю жизнь провел в Зимнем дворце, где и умер зимой 1855 г. Естественно, Николай Павлович периодически жил и в других императорских резиденциях, включая Михайловский замок, откуда его,

Из книги Люди Зимнего дворца [Монаршие особы, их фавориты и слуги] автора Зимин Игорь Викторович

Николай II Николай II родился в Александровском дворце Царского Села. Его детство прошло в Аничковом, а юность – в Гатчинском дворце. Но с Зимним дворцом он был хорошо знаком, регулярно посещая его во время семейных обедов на половине Александра II и дворцовых

Из книги Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев автора История Автор неизвестен --

НИКОЛАЙ II В дни отречения.(Из дневника Николая II).15-го февраля, 1917 г. Среда.У меня сразу сделался сильный насморк. В 10 час. принял ген. – ад. Безобразова. В 11 1/2 час. – к обедне. Завтракал и обедал Сашка Воронцов (деж.). Принимал и осматривал собрание рисунков и фотографий

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Николай I Правление Николая I в некотором смысле оказалось всего лишь затянувшимся эпилогом восстания декабристов. Свободный от противоречивых импульсов Александра, Николай вернулся к методам своего отца: при нем ожила парадомания, усилилась полиция, ужесточилась

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

«Счастья баловень безродный» и его потомки Феерическая судьба Александра Даниловича Меншикова (1673–1729) явилась буквальным воплощением пословицы «из грязи в князи». Между тем сам Меншиков знаменит не только своим взлетом из низов к подножию трона. В судьбе Александра

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Душа Петербурга, 1920-е годы Иван Гревс, Николай Анциферов, Николай Агнивцев В годины революций и войн культура обыкновенно оказывается на задворках, но всегда находятся люди, которые бережно ее сохраняют. В Петрограде-Ленинграде одним из таких людей был Н. П. Анциферов,

автора

Безродный Е. Ф Андрей Мельник Биография Андрея Мельника мало чем отличается от биографии Коновальца. Они вместе командовали сечевыми стрельцами на Украине в 1917–1919 гг. Родился А. Мельник 12 декабря 1890 года в состоятельной крестьянской семье на Дрогобычине. Отец Андрея

Из книги Без права на реабилитацию [Книга І, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Безродный Е. Ф Степан Бандера В украинском народе бытует предание, от которого стынет кровь. Это предание о нечеловеке Марко, который любил питаться живой кровью и однажды, не дрогнув, он вырвал сердце из груди своей матери. Зверя этого народ назвал Марком Проклятым.

Из книги Без права на реабилитацию [Книга І, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Безродный Е. Ф Ярослав Стецко Как ни странно, но об этом активном бандеровце почти ничего не написано. Почему? Ведь зарубежные националистические газеты его очень высоко ценили. Например, канадская «Гомін України» 3 сентября писала: «Своим огромным жертвенным трудом

автора Галушко Кирилл Юрьевич

Из книги Украинский национализм: ликбез для русских, или Кто и зачем придумал Украину автора Галушко Кирилл Юрьевич

8. Михновский - первый украинский националист? В 1902 г. сторонники упомянутого нами в предыдущем разделе о Надднепрянщине Миколы Михновского образовали Украинскую народную партию, целью которой была «одна, единая, неделимая от Карпат аж до Кавказа, самостоятельная,

Николай Иванович Михновский (1873 – 1924) – украинский политический и общественный деятель, автор работы «Самостийна Украина», один из основоположников украинского националистического движения. Родился в семье служителя церкви 31 марта 1873 года в селе Туровка, Прилуцкого уезда Полтавской губернии. После окончания гимназии в 1890-м году поступил на юридический факультет Киевского университета Святого Владимира. В студенческие годы проникся идеей борьбы за государственную самостоятельность. Первокурсником присоединился к украинскому национальному движению, которое затем сменил на более радикальное тайное студенческое общество, основанной четвёркой молодых людей, и названное в честь поэта «Братством тарасовцев».

«Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «Самостоятельную суверенную Украину, соборную, целую и неделимую от Сяна до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную между свободными, без господина и без хама, без классовой борьбы, федеративное внутри». О путях достижения поставленной цели говорилось следующее: «Наше поколение должно создать свою украинскую национальную идеологию для борьбы за освобождение нации и для создания своего государства... Будем жить своим умом, хотя бы он был и неотесанный, мужичий, иначе мы своей нации никогда не освободим. В противоположность московском революционном интернационализма и социализма, наш путь идет по линии индивидуализма и революционного национализма».

Деятельность сообщников не имела сколь-нибудь заметного успеха у населения, и организация прекратила существование 1893 году. Часть «тарасовцев» была арестована, другая - сослана в сельскую местность.

Николаю Михновскому каким-то образом удалось избежать ареста. Закончив обучение он начинает работать в одной из адвокатских контор Киева. В этот период Михновский не оставляет общественной деятельности – налаживает контакты с западноукраинскими единомышленниками, зачитывается запрещенными изданиями.

В 1898 году судьба забрасывает его в Харьков. И здесь, помимо адвокатской практики, Михновский активно занимается общественной деятельностью: организовывает юбилейные торжества в честь украинских литературных мастеров, выступает с призывами к вооруженной борьбе. Но, не считая единичных случаев, по-прежнему не получает желаемого отклика среди аудитории.

В январе 1900 года Николай Михновский участвует в создании Революционной Украинской партии (РУП), которая считается первой политической самостийницкой организацией в Приднепровской Украине. В период партийной деятельности обобщает свои идеи в отдельной брошюре под названием «Самостийна Украина».

Малороссийская интеллигенция, воспитанная на русской культуре, восприняла этот манифест болем чем враждебно. Недовольство позицией Михновского началось и в самой РУП, так как труд Михновского не содержал социальной программы, тогда как большинство РУП были приверженцами идей социализма. Как следствие, Михновский был поддан беспощадной критике и обвинён в шовинизме с чрезмерным радикализмом.

В ответ Михновский вместе с немногими единомышленниками вышел из РУП и в начале 1902 года основал Украинскую народную партию (УНП), главной программной целью которой декларировалась самостийнисть Украины.

В 1903 году сочиняет манифест самостийников под названим «Десять заповедей УНП».

Со студенчества был сторонником террористической деятельности. И в 1904 году, когда Россия праздновала 250-летие «присоединение Малороссии», УНП в знак протеста принимает решение взорвать в Харькове памятник русскому поэту Александру Пушкину и памятники русским императорам в ряде других городов.

Михновский с горсткой товарищей сталкивается с непониманием не только властей, но и умеренных украинских общественных деятелей. Грушевский и Петлюра обвиняют Михновского в авантюрщине, демагогии, ограниченности и узости, его открыто высмеивает Владимир Винниченко в своих юмористических рассказах. В уважаемых украинских кругах Николай Михновский остаётся нежелательным, непонятным и опасным.

С началом Первой мировой войны Михновский, как враг России, изыскал возможность избежать фронта и остаться в Киеве, пристроившись поручиком в Киевский военный окружной суд. В новых обстоятельствах пытается инициировать создание украинских частей в царской армии, но замысел остаётся без необходимой поддержки.

С началом Украинской революции 1917 года года Михновский собирает своих единомышленников и провозглашает создание альтернативной Центральной Рады, но опасаясь обвинений в расколе Украины, вынужден влиться в состав основной ЦР. Однако расхождения с колегами возникли уже при написании первого совместного документа. Отчаявшись, Николай Михновский полностью отдался созданию украинского войска.

16 марта 1917 года создаёт общество «Украинский военный клуб им. гетмана Павла Полуботка». В тот же день военный совет Киевского гарнизона принял решение приступить к организации собственной национальной армии. Социалистическая национальная демократия Украины отрицательно относилась к созданию собственной армии, надеясь, что при необходимости народ сам соберётся в «народную милицию». Поэтому среди руководства Центральной Рады усугублялась недоверие к Михновскому. Тем не менее, в июне 1917 года он создаёт Второй Украинский им. гетмана Павла Полуботка казачий полк. Полк не признаётся ни российскими властями, ни Центральной Радой. Владимир Винниченко посещает формирование и призывает солдат вернуться в свои части и отправиться на фронт. Поступает распоряжение интендантской службе прекратить снабжение продовольствием, обмундированием, оружием.

В ответ полуботковцы предпринимают попытку вооруженного восстания по откровенно авантюрному и рискованному плану Михновского. ЦР не поддержала мятеж, и в итоге повстанцы сложили оружие и были арестованы. Михновскому опять удаётся избежать ареста, но конкуренты по политической деятельности (Винниченко, Петлюра) способствуют его отправке на Румынский фронт. Там же на фронте или в тюрьмах оказываются и соратники самостийныка.

На Румынском фронте Николай Михновский пробыл до Октябрьской революции. После возвращения поселился на Полтавщине, пересмотрел свои прежние взгляды и начал склоняться к монархическому принципу организации украинской власти. Михновский погружается в деятельность созданной товарищами УДХП (Украинской демократическо-хлеборобской партии), надеясь распространить её влияние по всей Украине.

УДХП выступила с острой критикой политики Центральной Рады и поддержала государственный переворот 29 апреля 1918 года.

В благодарность за поддержку в борьбе с ЦР Скоропадский рассматривал Михновского как кандидатуру на должность премьер-министра Украинского государства. Ему импонировали его антисоциалистические взгляды и признание им частной собственности на землю. Но неважная репутация авантюриста сыграла свою роль и окружение гетмана убедило не назначать Михновского премьер-министром. Гетман предложил ему должность своего личного советника. Николай Михновский отказался и ушёл в оппозицию к Скоропадскому, из которой критиковал правительство, входил в состав делегаций, обращающихся за содействием к немецкой оккупационной власти.

Ввиду отсутствия единства в оппозиции, Михновский не поддержал антигетманское восстание, взывая к примирению сторон, сохранению гетманата и образованию коалиционного правительства. Однако все его старания в итоге закончились провалом.

Директорию Михновский не принял и хлеборобы-демократы разработали план устранения её от власти. Он заключался в том, чтобы с помощью двух боеспособных соединений украинской армии - Запорожского корпуса полковника Петра Болбочана и корпуса Украинских сечевых стрельцов полковника Евгения Коновальца установить в Украине военную диктатуру. Николай Михновский не догадывался, что миссия в Болбочана станет его последней политической акцией. По приказу Петлюры Петр Болбочана был арестован. Николай Михновский заболел тифом и попал в больницу. Когда город взяли большевики, Михновского арестовали, но вскоре освободили по ходатайству местных интеллигентов.

Михновский был полностью исключен из политической жизни. Некоторое время жил на Полтавщине, откуда позже, опустошенный неудачами, истощенный и разочарованный выехал на Кубань. В 1920 году пытался эмигрировать, в том числе с деникинцами, которые под натиском Красной Армии эвакуировались морем. Но его, как «известного непримиримого врага России», категорически отказались взять на корабль.

В 1924 году Николай Михновский вернулся в Киев, где вскорости был арестован ГПУ, однако, после нескольких дней допросов отпущен на свободу. На следующий день, 3 мая 1924 года он был найден повешенным в саду в усадьбе свого товарища Владимира Шемета, у которого квартировался. В 1998 году сын Шемета показал, что его отец нашел в кармане покойного записку с текстом: «Предпочитаю умереть собственной смертью! И сюда круть, и туда верть, всё равно в черепочком смерть, как говорит поговорка. Скажите мое приветствие тем, кто меня помнит. Ваш Николай».

Николай Михновский никогда не был женат.

Похоронен на Байковом кладбище.

известный украинский политический и общественный деятель, адвокат, публицист, основоположник, идеолог и лидер националистического украинского движения конца XIX - начала XX века, террорист, автор известной брошюры «Самостийная Украина», один из организаторов украинского войска

Ранние годы

Николай Михновский принадлежал к старинному казацкому роду, корни которого прослеживаются с XVII века. Он родился в семье сельского священника в селе Туровка Прилукского уезда Полтавской губернии (теперь - Згуровский район Киевской области) в 1873 году. Детство его прошло среди украинской природы, народных песен, сказок и дум. Мировоззрение ребёнка сформировалось под влиянем отца, который воспитывал его в «самостийницком духе». Отец Николая, Иван, свято берёг национальные традиции и смело проводил богослужения на украинском языке.

Образование Николай Михновский получил в Прилукской гимназии. После её окончания, в 1890 году поступил на юридический факультет Киевского университета.

Участие в Братстве тарасевцев

Возрастание национального самоосознания украинцев в конце XIX века привело к резкому увеличению числа украинской интеллигенции. Старшее поколение отдавало приоритет в решении «украинского вопроса» культурно-образовательной проблеме, требование этого поколения сводилось к умеренным реформам, которые бы ликвидировали национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи. Революционно настроенную молодёжь привлекали идеи и идеалы социализма. Она считала, что национальное освобождение можно получить через освобождение социальное, через совместную борьбу наряду с другими нациями против существующего в России социального устройства. И неожиданно, в начале 1890-хх годов, в украинской интеллигенции появилось совсем новое течение. Её зажёг молодой человек, студент, который открыто бросил «божественный» в то время призыв к государственной независимости украинской нации. Он смело начал проповедывать, что только путь борьбы за получение государственной независимости является единственным путём, на который должен ступить украинский народ. Этот человек был Николай Иванович Михновский.

Ещё будучи первокурсником Университета Святого Владимира, Николай Михновский сумел присоединится к украинскому освободительному движению и стал членом «Молодой громады». Но культурная, аполитическая деятельность ему не нравилась. Радикально настроенный юноша искал сотоварищей по взглядам и в 1891 году вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с выраженными политическими целями была основана группой студентов Харьковского и Киевского университетов, которые летом 1891 года занимались перепиской на юге Киевской губерни, недалеко от могилы Тараса Шевченко. Именно там четверо молодых людей присягнули на верность Украине и основали тайное политическое общество, в честь великого поэта Т. Г. Шевченко назвав его «Братством тарасевцов».

Михновский, хотя и не был среди основателей данного Братства, очень быстро стал идеологом и проповедником Братства. Сам он, студент-редактор, занимался разработкой идеологической платформы под названием «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, целую и неподелённую, от реки Сян до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную республику». Дальше речь идёт про пути достижения поставленной цели:

Дело «тарасевцев» казалось практически безнадёжным и невыполнимым в принципе, но Михновский решительно бросился в борьбу за распространение своих взглядов. Это были выступления человека другого мировоззрения, не популярного и не признанного большинством украинских политических деятелей. Пропаганда «тарасевцев» не имела заметного успеха. И тем не менее по всей Украине появились одиночные единомышленники, которые разделяли взгляды молодых «самостийников», притом не только среди студентов, но и среди крестьян, горожан, интеллигенции. Организация прекратила своё существование в 1893 году после того, как часть «тарасевцев» была арестована, а оставшиеся высланы в сёла.

Николай Иванович Михновский (укр. Микола Іванович Міхновський; 31 марта 1873, село Туровка, Полтавская губерния - 3 мая 1924, Киев) - украинский адвокат, политический и общественный деятель, один из лидеров украинского национального движения конца XIX - начала XX века, сторонник идеи государственной независимости Украины, один из основоположников украинского национализма. Участвовал в создании первой политической партии Восточной Украины - Революционной украинской партии (РУП). Лидер Украинской народной партии (1902-1907), соорганизатор Украинской демократическо-хлеборобской партии (1917), член Братства самостийников.

Ранние годы

Николай Михновский принадлежал к старинному казацкому роду, корни которого прослеживаются с XVII века. Родился в семье сельского священника. Мировоззрение детей в семье формировалось под влиянием отца, который воспитывал их в «самостийницком духе». Отец Николая свято берёг национальные традиции и проводил богослужения на украинском языке.

Образование получил в Прилукской гимназии. В 1890 году поступил на юридический факультет Киевского университета.

Участие в Братстве тарасовцев

Рост украинского национального самосознания в конце XIX века привёл к расколу среди украинской интеллигенции. Старшее поколение отдавало приоритет в решении «украинского вопроса» культурно-просветительской деятельности, их требования сводились к умеренным реформам, которые бы устранили национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи. Революционно настроенную молодёжь, однако, привлекали идеи социализма. Они считали, что национального освобождения можно добиться через освобождение социальное, через совместную с другими народами борьбу против существующего в России социального устройства. В начале 1890-х годов, однако, в украинском национальном движении зародилось новое течение, выдвинувшее лозунг государственной независимости украинской нации. Именно Николай Михновский стал зачинателем этого течения.

Уже на первом курсе Михновский присоединился к украинскому освободительному движению и стал членом «Молодой громады». Но культурная деятельность, далёкая от политики, его не увлекала. В поисках сторонников радикально настроенный юноша в 1892 году вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с выраженными политическими целями была основана группой студентов Харьковского университета, которые летом 1891 года участвовали в проведении статистической переписи на Черкасщине, недалеко от могилы Тараса Шевченко. Именно там четверо молодых людей (в том числе В. Боровик и И. Липа) присягнули на верность Украине и основали тайное политическое общество, назвав его в честь великого поэта «Братством тарасовцев».

Михновский, присоединившийся к киевской ячейке организации в 1892 году, очень быстро стал идеологом и лидером Братства. Именно он как будущий юрист взял на себя разработку идеологической платформы, известной как «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неразделённую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную среди свободных, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную по своей сути».

Такими виделись пути достижения поставленной цели:

Наше поколение должно создать свою украинскую национальную идеологию для борьбы за освобождение нации и для создания своего государства… Будем жить своим умом, хотя бы он был и неотёсанным, мужицким, потому что иначе мы свой народ никогда не освободим. В противоположность московскому революционному интернационализму и социализму, наш путь идёт по линии индивидуализма и революционного национализма.

Дело «тарасовцев» казалось практически безнадёжным, и тем не менее у молодых «самостийников» по всей Украине появились единомышленники не только среди студентов, но и среди крестьян, горожан, интеллигенции. Организация прекратила своё существование в 1893 году после того, как часть «тарасовцев» была арестована, а оставшиеся высланы из городов.