Млекопитающие. §45. Продление рода. Органы размножения У каких животных органы размножения отсутствуют

БОТАНИКА Часть С

С1. Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву? Ответ поясните.

Элементы ответа : 1) рыхление улучшает снабжение корней кислородом, т. е. их дыхание

2) рыхление способствует уменьшению испарения воды из почвы

С3 . Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

Элементы ответа : 1) лишайники - комплексные (симбиотические) организмы, состоящие из гриба и цианобактерий или водорослей ;

2) гифы гриба обеспечивают организм минеральными солями и водой, а водоросли и цианобактерий синтезируют на свету органические вещества;

3) роль лишайников в природе: участие в образовании почвы, пионеры заселения неблагоприятных мест обитания, звено в цепи питания экосистемы.

С2 . Рассмотрите рисунок. Выскажите свое предположение о том, как опыляется цветок такого строения. Пользуясь рисунком, приведите не менее трёх обоснований, подтверждающих ваше мнение.

Элементы ответа : 1) цветок опыляется ветром; 2) мохнатое раздвоенное рыльце хорошо улавливает пыльцу; 3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы; 4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствует проникновению пыльцы к пестику.

С2. Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?

Элементы ответа : 1) тип корневой системы - стержневая;главный корень, образуется из зародышевого корешка; 3)2- боковой корень - ответвление главного корня.

С4. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Элементы ответа : Фотосинтезирующие организмы обеспечили: 1) преобразование энергии Солнца, синтез органических веществ из неорганических, питание гетеротрофов; 2) накопление кислорода в атмосфере, что способствовало появлению кислородного типа обмена веществ; 3) появление озонового слоя, защищающего организмы от ультрафиолетового излучения, что обеспечило выход организмов на сушу.

С1 . В XVIII веке английский ученый Д. Пристли провёл опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый колпак он поместил мышь, а под второй - мышь с комнатным растением . Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая продолжала жить.

Элементы ответа : 1) первая мышь погибла из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа, выделенного при дыхании; 2) комнатное растение в процессе фотосинтеза поглощало углекислый газ и выделяло кислород, необходимый для дыхания обоих организмов, поэтому вторая мышь продолжала жить.

С2. Пользуясь рисунком, найдите признаки, доказывающие принадлежность цветкового растения к классу двудольных. Какой тип корневой системы изображён на рисунке? Объясните, почему такой тип корневой системы развился у растения.

Элементы ответа : 1) листья имеют сетчатое жилкование; 2) цветок пятичленного типа; 3) мочковатая корневая система; 4) у растения в связи с вегетативным размножением (усами) придаточные корни отрастают от стеблей

С4 . Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее трёх примеров.

3) сочетание богатой органики из отмерших растений и обмеления приводит к усилению полуводной растительности, и происходит заболачивание.

С4 . Раскройте роль растений в историческом Приведите не менее четырёх значений.

Элементы ответа : 1) обеспечили преобразование солнечной энергии, создание органических веществ и питание гетеротрофных организмов;

2) обеспечили накопление в атмосфере кислорода и появление аэробных организмов;

3) способствовали формированию озонового слоя, что обеспечило выход организмов на сушу;

4) участвовали в образовании почвы, торфа, полезных ископаемых, выполняют средообразующую функцию.

С1. У людей с серповидно-клеточной анемией образуется аномальный гемоглобин, что приводит к образованию изменённых эритроцитов. О каком виде мутаций идет речь? Ответ обоснуйте.

Элементы ответа : 1) серповидно-клеточная анемия вызвана генной мутацией; 2) происходит изменение последовательности аминокислот в гемоглобине, что связано с нарушением структуры гена, кодирующего первичную структуру молекулы гемоглобина

С4 . В процессе эволюции у организмов сформировались различные приспособления к среде обитания. Каково их значение и в чем проявляется относительный характер приспособленности? Ответ поясните примером.

Элементы ответа : 1) приспособленность помогает организму выжить в тех условиях, в которых она сформировалась под действием движущих сил эволюции; 2) любая черта приспособленности полезна организму для жизни в определённых условиях, в изменившихся условиях приспособленность становится бесполезной и даже вредной -в этом проявляется относительный характер приспособленности; 3) любой пример (сезонное изменение окраски зайца-беляка).

С1. Почему в ходе естественного отбора не выбраковываются все вредные генные мутации? Каково значение этих мутаций для эволюции?

Элементы ответа : 1) многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяций в гетерозиготных организмах; 2) при изменении условий внешней среды некоторые ранее вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными, и их носители получат преимущество в борьбе за существование, в результате этого может образоваться новый вид.

С1. К каким глобальным изменениям на планете может привести массовое уничтожение лесов? Приведите не менее трёх примеров.

Элементы ответа : 1) к изменению состава воздуха, содержания углекислого газа и кислорода в атмосфере, парниковому эффекту;

2) к уменьшению биоразнообразия;

3) изменение водного режима почвы приводит к сё эрозии, иссушению и опустыниванию.

С4 . В открытых пространствах степей и прерий разных континентов в прошлом паслись стада разных видов травоядных: бизонов, антилоп, диких туров, диких лошадей. Какие причины привели к сокращению численности и полному исчезновению некоторых видов к настоящему времени?

Элементы ответа : 1) естественные пространства степей и прерий превращались в сельскохозяйственные угодья

2) сокращение естественных мест обитания привело к резкому снижению численности диких животных

3) часть животных была уничтожена охотой

С1 К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России?

Элементы ответа : 1) полное исчезновение некоторых видов растений и животных

2) изменение структуры биоценоза, нарушение облика ландшафта

С4. В отдельные годы в природе наблюдаются вспышки численности насекомых-вредителей. Какие биотические факторы могут уменьшить их численность? Приведите не менее 3-х факторов.

Элементы ответа : 1) Увеличение численности насекомоядных птиц

3) внутривидовая и межвидовая конкуренция за пищу и убежища

С5.

1 . Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.

:

1) энергия солнечного света преобразуется в энергию возбуждённых электронов хлорофилла;

2) энергия возбуждённых электронов преобразуется в энергию макроэргических связей АТФ, синтез которой происходит в световую фазу (часть энергии используется для образования НАДФ-2Н);

3) в реакциях темновой фазы энергия АТФ превращается в энергию химических связей глюкозы, которая синтезируется в темновую фазу.

2 . Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГЦЦГЦТААТТЦАТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает :

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК УГЦГТЦГАУУААГУА;

2) нуклеотидная последовательность антикодона ГАУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ЦУА;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Лей, которую будет переносить данная тРНК.

3 . Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает :

2) в анафазе мейоза I число молекул ДНК 56, число хромосом - 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы;

3) в анафазе мейоза II число молекул ДНК - 28, хромосом - 28, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды - хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза

4. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААТТГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает : 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УГЦЦАУУААЦГАУАГ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона УАА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АУУ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Иле, которую будет переносить данная тРНК.

5. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААААГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает : 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УГЦЦАУУУУЦГАУАГ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона УУУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ААА; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Лиз, которую будет переносить данная тРНК.

6. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает :

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК - АЦГГГУААГЦААУГЦ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ААГ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК УУЦ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Фен, которую будет переносить данная тРНК

7. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза, в метафазе и в конце телофазы. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа молекул ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает :

1) перед началом митоза число молекул ДНК – 56, т. к. они удваиваются, а число хромосом не меняется - 28

2) в метафазе митоза число ДНК – 56, хромосом 28, хромосомы располагаются в плоскости экватора, нити веретена деления соединены с цетромерами

3) в конце телофазы митоза образуется 2 ядра, в каждом ядре число ДНК – 28, хромосом – 28. далее образуется 2 клетки с набором хромосом идентичным исходной материнской клетке

8. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев, спор, заростка папоротника. Объясните, как формируется набор хромосом в каждом случае.

Схема решения задачи включает :

1) в клетках листа папоротника диплоидный набор хромосом 2n, т. к. взрослое растение папоротника является спорофитом и развивается из оплодотворенной яйцеклетки

2) в споре папортника гаплоидный набор хромосом – n, т. к. споры образуются в результате мейоза, поэтому набор хромосом в 2 раза меньше

3) в клетках заростка гаплоидный набор хромосом – n, т. к. заросток развивается из гаплоидной споры

9 . Хромосомный набор соматических клеток пшеницы 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза, в анафазе и в конце телофазы митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти фазы и как они влияют на изменение числа молекул ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает :

1) перед началом митоза число молекул ДНК – 56, т. к. они удваиваются. А число хромосом не изменяется – 28.

2) В анафазе митоза число молекул ДНК – 56, хромосом – 56. К полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы, поэтому общее число хромосом в клетке увеличивается в 2 раза

3) в конце телофазы митоза образуются 2 ядра, число молекул ДНК – 28, хромосом – 28, далее образуется 2 клетки с набором хромосом идентичным материнской клетке

10 . Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в метафазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

1) перед началом мейоза число молекул ДНК - 56, так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется - их 28;

2) в метафазе мейоза I число молекул ДНК - 56, число хромосом - 28, гомологичные хромосомы попарно располагаются над и под плоскостью экватора, веретено деления сформировано;

3) в метафазе мейоза II число молекул ДНК - 28, хромосом - 14, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы располагаются в плоскости экватора, веретено деления сформировано.

11. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК следующую последовательность нуклеотидов: АЦГ-ЦГА-ЦГТ-ГГТ-ЦГА Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните.

Схема решения задачи включает : 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УГЦ-ГЦУ-ГЦА-ЦЦА-ГЦУ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона - ГЦА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ЦГУ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Apr, которую будет переносить данная тРНК.

12. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце профазы мейоза I и в конце телофазы мейоза I. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) перед началом мейоза число молекул ДНК - 56, так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется - их 28;

2) в профазе мейоза I число молекул ДНК 56, число хромосом - 28, хромосомы спирализованы, гомологичные хромосомы попарно соединяются и образуют биваленты, происходит конъюгация и кроссинговер;

3) в телофазе мейоза I число молекул ДНК - 28, число хромосом - 14, происходит редукционное деление, образуются 2 клетки с гаплоидным набором хромосом, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид.

13 . Какой хромосомный набор характерен для листьев растения мха кукушкина льна, его гамет и спорогона (коробочки на ножке). Объясните результат в каждом случае

Схема решения задачи включает:

1) в листьях – гаплоидный набор хромосом – n, т. к. взрослое растение развивается из гаплоидной споры

2) гаметы – гаплоидны – n, т. к. развиваются на взрослом растении путем митоза

3) спорогон – диплоидный – 2n, т. к. развивается из зиготы

С6

1. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

Схема решения задачи включает :

1) первое скрещивание генотипы родителей: норма: BBVV x bbvv

гаметы:BV bv

потомство: BbVv;

2) второе скрещивание генотипы родителей: BbVv х BbVv

гаметы: BV, bv BV, bv

потомство: 75% BBVV и BbVv, 25% bbvv;

3) гены сцеплены, кроссинговер не происходит. Проявляется закон сцепленного наследования признаков Моргана.

2. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) - над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает :

1) генотипы родителей: Р самка -AaBb x самец –Aabb

гаметыG AB, Ab, aB, ab Ab, ab

2) потомство: F1: 2 серые рогатые - АаВЬ, 2 серые комолые - Aabb, 1 чёрная рогатая - ааВЬ, 1 чёрная комолая - aabb;

3) в потомстве гомозиготные серые комолые овцы AAbb, ААВЬ отсутствуют в результате гибели эмбрионов. Проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

3 . Группа крови и резус-фактор - аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена - i°, IA, IВ. Аллели IА и IB доминантны по отношению к аллелю i°. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i°, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) - два доминантных аллеля IA IB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.

У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери - вторая группа и положительный резус (дигетерозигота). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает :

1) генотипы родителей: матери - IAi°Rr, отца - i°i°rr

гаметы IAR, IAr, i°R, i°r, i°r;

2) потомство: вторая группа, резус положительный - IAi°Rr; вторая группа резус отрицательный - IAi°rr; первая группа резус положительный - i°i°Rr; первая группа резус отрицательный i°i°rr

4. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) - над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с чёрным рогатым (гомозигота) самцом? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает :

1) генотипы родителей: Р самка-AaBb x самец – ааВВ

гаметы G AB, Ab, aB, ab аВ

2) потомство F1: серые рогатые - АаВВ, АаВЬ, чёрные рогатые - ааВВ, ааВЬ;

3) проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

5. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) - над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с серым рогатым самцом, гомозиготным по второму признаку? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает :

1) генотипы родителей: Р самка-AaBb x самец-АаВВ

гаметы G AB, Ab, aB, ab AB, аВ

2) потомство Fi: серые рогатые - АаВВ, АаВЬ, чёрные рогатые - ааВВ, ааВЬ;

3) гомозиготные серые рогатые ААВВ, ААВЬ отсутствуют в результате гибели эмбрионов. Проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

6 . У канареек сцепленный с полом ген ХВ определяет зеленую окраску опрения, Хb – коричневую. У птиц гомоаметный пол – мужской, гетерогаметный – женский, наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А). Зеленого хохлатого самца скрестили с коричневой без хохолка самкой. В потомстве оказались хохлатые зеленые, хохлатые коричневые, без хохолка зеленые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и потомства, соответствующие им фенотипы, определите возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Схема решения задачи включает :

1) Р: ♀ аа Хb У х ♂ Аа ХВ Хb

G: а Хb; а У АХВ; А Хb; а ХВ; а Хb

2) Генотипы и фенотипы потомства:

Аа ХВ Хb - ♂ зеленый хохлатый

Аа Хb Хb - ♂ коричневый хохлатый

аа ХВ Хb - ♂ зеленый без хохолка

аа Хb Хb - ♂ коричневый без хохолка

Аа ХВУ - ♀ зеленая хохлатая

Аа ХbУ - ♀ коричневая хохлатая

аа ХВУ - ♀ зеленая без хохолка

аа ХbУ - ♀ коричневая без хохолка

3) проявляется закон независимого наследования и наследования признаков, сцепленных с полом

7 . У канареек сцепленный с полом ген ХВ определяет зеленую окраску опрения, Хb – коричневую. У птиц гомоаметный пол – мужской, гетерогаметный – женский, наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А). Хохлатого коричневого самца скрестили с зеленой самкой без хохолка. В потомстве все самки были с хохлом и без хохла коричневыми, а все самцы с хохлом и без хохла – зелеными. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, какие законы наследования проявляются. Составьте схему решения задачи.

Схема решения задачи включает :

1) Р: ♀ааХВУ х ♂АаХbХb

G: аХВ аУ АХb аХb

2) F1: АаХВХb – ♂хохлатый зеленый

ааХВХb - ♂без хохла зеленый

АаХВУ - ♀хохлатая коричневая

ааХВУ - ♀без хохла коричневая

3) проявляется закон независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования

8. У канареек сцепленный с полом ген ХВ определяет зеленую окраску опрения, Хb – коричневую. У птиц гомоаметный пол – мужской, гетерогаметный – женский, наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А). Хохлатого коричневого самца скрестили с зеленой самкой без хохолка. Все потомство оказалось хохлатым, но все самки коричневые, а самцы – зеленые. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Какие закономерности наследования проявляются в данном случае. Составьте схему решения задачи.

Схема решения задачи включает :

1) Р: ♀ааХВУ х ♂ ААХbХb

G: аХВ; аУ АХb

2) F1 АаХВХb - ♂хохлатый зеленый

АаХbУ - ♀ хохлатая коричневая

3) проявляются законы независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования признаков

9 . По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей, потомком 1,6, 7 И объясните формирование их генотипов.

https://pandia.ru/text/79/197/images/image016_0.gif" width="29">Схема решения задачи включает :

2) генотипы родителей: отец – XаY, мать – XА XА, дочь 1 –XА Xа носитель гена, так как наследует Ха - хромосому от отца;

3) дети: дочь 6 XА XА или XА Xа, сын 7 XаY, признак проявился, так как наследуем Ха - хромосому от матери.

10. У собак черпая шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 щенка чёрных короткошёрстных, 3 щенка чёрных длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи включает : 1) генотипы родителей: Р самка - AABb x самец –aabb

гаметы G АВ, Ab, ab;

2) потомство F1: чёрные короткошёрстные - Aabb, чёрные длинношёрстные - АаВЬ;

3) если при анализирующем дигибридном скрещивании в потомстве появляются 2 фенотипические группы в соотношении 1:1, то самка с доминантным фенотипом гетерозиготна по признаку длины шерсти

11. У канареек сцепленный с полом ген XВ определяет зеленую окраску оперения, а Xb - коричневую. У птиц гомогаметный пол - мужской, а гетерогаметный - женский. Наличие хохолка - доминантный аутосомный признак А. Зелёного хохлатого самца скрестили с коричневой без хохла самкой. Всё потомство оказалось хохлатым, но половина была с зелёным, а половина с коричневым опереньем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Схема решения задачи включает : 1) генотипы родителей: Р самка ааXbY х самец ААХВХb

Гаметы аXb аY АХВ АХb

2) генотипы потомства F1:

самцы: хохлатые зеленые АаХВХb; хохлатые коричневые АаХbХb;

самки хохлатые зеленые АаХВУ; хохлатые коричневые - АаХbУ

3) независимое наследование признаков и признаков, сцепленных с полом

12. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей 3,4, потомком 8,11. И объясните формирование их генотипов.

https://pandia.ru/text/79/197/images/image016_0.gif" width="29">Схема решения задачи включает :

1) признак рецессивный, сцеплен с полом (Х-хромосомой), так как проявляетеся только у мужчин и не в каждом поколении;

2) генотипы родителей: отец – XАY, т. к. признак отсутствует; мать 3 – XА Xа носитель гена, т. к. наследует Xа –хромосому от своего отца,

3) дети: сын 8 - XаУ, т. к. наследует хромосому Xа от матери 3; дочь 11 XА Xа – носитель гена, т. к. наследует хромосому XА от матери и Xа от отца

13. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, длинная шерсть над короткой. От черной короткошерстной самки и коричневого длинношерстного самца появились 1 щенок черный короткошерстный. 1 щенок коричневый длинношерстный. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие фенотипам. Какой закон наследственности проявляется?

Схема решения задачи включает : 1) Р ♀Ааbb х ♂ ааВb

Гаметы Аb ab aB ab

2) F1: черные длинношерстные АаВb

черные короткошерстные ААbb

коричневые длинношерстные ааВb

коричневые короткошерстные aabb

3) Проявляется закон независимого наследования

14. У женщины с прямыми волосами без веснушек оба родителя имеют курчавые волосы и веснушки . Гены не сцеплены. Ее муж дигетерозиготен по этим признакам. Определите генотипы женщины, ее мужа, возможные генотипы и фенотипы их детей. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Составьте схему скрещивания.

Схема решения задачи включает:

1) Р: ♀ааbb х ♂АаВb

гаметы аb AB Ab aB ab

2) Возможное потомство

АаBb – курчавые с веснушками

Aabb – курчавые без веснушек

aaBb – прямые волосы с веснушками

aabb – прямые волосы без веснушек

3) проявляется закон независимого наследования признаков

Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы в строении органов позволии им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырех признаков.
=Какие ароморфные признаки характерны для млекопитающих?

Ответ

1. Имеют матку и плаценту, это позволяет осуществлять внутриутробное развитие и живорождение.
2. Имеются молочные железы, это позволяет выкармливать детенышей молоком.
3. Шерсть, потовые железы, подкожная жировая клетчатка, четырехкамерное сердце - обеспечивают теплокровность.
4. Дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные) позволяют измельчать пищу в ротовой полости.
5. Альвеолярные легкие - обеспечивают максимальную площадь газообмена.
6. Хорошее развитие головного мозга обеспечивает сложное поведение, которое позволяет приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Докажите принадлежность человека к классу млекопитающих.

Ответ

1. Человек имеет матку и плаценту.
2. Имеет молочные железы, выкармливет детей молоком.
3. Имеет шерсть (волосы).
4. Имеет дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные).

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, – живородящие животные. 5. Детеныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.

Ответ

2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.
3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.
5. Детеныши развиваются в плаценте, которая располагается в матке.

Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся? Укажите не менее трех отличий.

Ответ

1) У плацентарных млекопитающих зародыш развивается в матке внутри тела матери, а у пресмыкающихся – внутри яйца.
2) Зародыш млекопитающих получает питание от организма матери, зародыш пресмыкающихся – из веществ, запасенных в яйце.
3) Зародыш млекопитающих, находящийся внутри тела матери, гораздо лучше защищен по сравнению с зародышем пресмыкающихся.
4) Большинство млекопитающих ухаживают за своим потомством, кормят его молоком. Большинство пресмыкающихся не ухаживают за потомством после его вылупления из яиц.

Какие общие черты строения имеются у рептилий и первозверей?

Ответ

1) Имеется клоака (расширение кишечника, в которое впадают мочеточники и протоки и половых желез).
2) Строение женской половой системы приспособлено к откладыванию яиц.
3) Имеется воронья кость.

Проверьте себя

  1. Какое строение скелета характерно для млекопитающих?
  2. Каковы различия в строении кожи млекопитающих и пресмыкающихся. Какое значение в жизни зверей имеет волосяной покров?
  3. Какие мышцы хорошо развиты у собаки, кошки? Почему?
  4. Каковы различия в строении пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной систем млекопитающих и пресмыкающихся?
  5. Какие стадии развития проходит зародыш млекопитающих? Что это доказывает?
  6. Назовите факторы, влияющие на зародыш млекопитающего, когда он находится в матке. Почему живорождение - наиболее прогресивный способ размножения?
  7. Каковы доказательства происхождения млекопитающих от древних пресмыкающихся?
  8. Назовите среды жизни млекопитающих. Какие наиболее характерные особенности организации зверей, связанные с каждой из этих сред?
  9. Охарактеризуйте наиболее важных домашних и промысловых млекопитающих. Какое значение они имеют для человека?
  10. Назовите редкие и исчезающие виды млекопитающих и меры их охраны.

Какие утверждения верны?

  1. Млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные, рождающие живых детенышей и выкармливающие их молоком.
  2. Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.
  3. Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.
  4. Мозговая часть черепа млекопитающих крупнее, чем у рептилий, что связано с укрупнением головного мозга.
  5. Ключицы развиты у животных, совершающих разнообразные движения передними конечностями (приматы), и отсутствуют или недоразвиты у тех, которые двигают конечностями в одной плоскости (например, копытные и хищные).
  6. Количество извилин в коре полушарий переднего мозга у всех млекопитающих примерно одинаково.
  7. Забота о потомстве особенно выражена у животных, рождающих беспомощных детенышей (например, у белок, кроликов).
  8. Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.

Практические задания

Попробуйте самостоятельно провести следующие наблюдения.

  1. Рассмотрите шерсть собаки, кошки, раздвигая ее. Отметьте остевые и пуховые волосы. Прикоснитесь к вибриссам. Что можно сказать об их жесткости? Понаблюдайте за движениями кошки во время охоты, за реакцией собаки при выполнении команд.
  2. За городом понаблюдайте, как ведут себя коровы, лошади в разное время дня. Обратите внимание, как они едят траву, сено, пережевывают пищу. Выясните, какие породы этих животных содержат в ближайших животноводческих хозяйствах.
  3. Понаблюдайте, как ведут себя корова, кошка, собака, когда у них есть детеныши. Проследите за поведением детенышей, реакцией самки в случае появления опасности.

Животные__Вопросы и ответы уровня «С»

На рисунке изображен общий план строения хордового животного. Подпишите названия частей, отмеченных цифрами.

1- хорда, 2 - нервная трубка, 3 - анальное отверстие, 4 - пищеварительная трубка, 5 - сердце, 6 - жаберныещели, 7 - ротовое отверстие.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номе ра предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

    Класс ракообразных - является самым многочисленным классом типа Членистоногие.

    Тело ракообразных состоит из головогруди и брюшка.

    Имеется 3 пары ходильных ног.

    Перед ходильными ногами располагаются клешни.

    Все ракообразные ведут водный образ жизни.

Элементы ответа:

1) самый многочисленный класс типа Членистоногие - это насекомые;

3) имеется 4 пары ходильных ног;

5) некоторые ракообразные, например мокрицы и сухопутные крабы, могут жить на суше.

В чем состоит преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?

Внутреннее оплодотворение возникло в результате выхода организмов на сушу. Благодаря внутреннему оплодотворению организмы становятся независимы от воды (для передвижения сперматозоидов), происходит экономия биологического материала, так как сперматозоиды не распыляются в воде, а все попадают по назначению.

Какие основные черты строения характерны для типа Хордовые?

Элементы ответа:

    внутренний осевой скелет - хорда, у позвоночных она сохраняется только в эмбриональный период, заменяясь впоследствии хрящевым или костным позвоночником;

    центральная нервная система представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела;

    пищеварительная трубка располагается под хордой, в переднем глоточном отделе имеются жаберные щели, сохраняющиеся в течение всей жизни у водных животных, а у остальных они имеются только в эмбриогенезе.

Почему у многих животных, обитающих в почве, развито обоняние?

В почве нет света, в связи с этим у крота недоразвиты органы зрения. Как компенсация, лучше развито обоняние, оно необходимо для поиска пиши, ориентации и защиты от врагов.

Какие приспособления к полёту возникают в скелете птиц?

      Произошли изменения в поясах передних и задних конечностей, передние конечности видоизменились в крылья.

      Появился киль, способствующий полету.

      Челюстной аппарат преобразовался в клюв.

      Очень подвижный шейный отдел позвоночника.

      Наличие облегченных костей, имеющих воздушные полости.

      Отсутствие зубов.

Какие примитивные черты организации сохранились у земноводных?

      Размножение и развитие земноводных происходит в воде.

      Яйца не имеют защитной оболочки.

      Кожа не защищает организм от высыхания, поэтому земноводные живут вблизи водоемов, во влажной среде.

      Непостоянна температура тела, с изменением температуры воздуха изменяется процесс

      жизнедеятельности.

Перечислите приспособления к водной среде у рыб?

      Обтекаемая форма тела;

      тело покрыто чешуей и слизью;

      наличие плавников;

      органы дыхания - жабры;

      наличие плавательного пузыря.

Коралловые полипы живут на сравнительно небольших глубинах. С чем это может быть связано?

Вместе с кораллами или внутри них обитают фотосинтезирующие водоросли, поставляющие органическое вещество полипан. А так как фотосинтез возможен только на относительно небольших глубинах, то кораллы не живут глубже 150-200 м.

Как доказать, что киты относятся к классу Млекопитающие?

Киты вскармливают свои детенышей молоком, поэтому относятся к классу млекопитающих.

У одного из позвоночных животных в шерсти растут мхи. Какие особенности образа жизни этого животного делает это возможным?

Элементы ответа:

1) животное должно вести малоподвижный образ жизни;

2) местообитание животного должно быть влажным и солнечным для обеспечения нормального фотосинтеза мхов;

3) линька животного должна протекать медленно, что дает мху возможность закрепиться;

4) действительно, мхи и водоросли обнаружены в шерсти некоторых ленивцев, обитающих во влажных тропических лесах.

Каковы основные отличительные особенности класса Млекопитающие?

Элементы ответа:

1) высокий уровень развития органов чувств и центральной нервной системы, особенно коры больших полушарий;

2) внутриутробное развитие, живорождение, выкармливание детенышей молоком, которое вырабатывают молочные железы;

3) разделение диафрагмой полости тела на грудную и брюшную, теплокровность.

Орнитологи обратили внимание на то, что как правило в гнездах разных птиц все яйца тупым концом обращены к наружной стенке гнезда или вверх. Объясните это явление.

Элементы ответа:

1) на тупом конце яйца находится воздушная камера;

2) положение яйца способствует лучшему газообмену с внешней средой, что необходимо для дыхания зародыша.

Какие функции выполняет плацента у млекопитающих животных?

Элементы ответа:

1) обеспечивает газообмен и питание зародыша;

2) обеспечивает связь зародыша с материнским организмом;

3) является органом выделения.

Приведите примеры животных, развивающихся с полным превращением.

Жуки, бабочки, лягушки, пчелы, мухи.

Какие стадии в своем развитии проходят насекомые?

Полного и неполного превращения: яйцо, личинка, взрослая форма ил! яйцо, личинка, куколка, взрослая форма.

Дайте общую характеристику подцарства одноклеточных животных.

К подцарству «Одноклеточные» относятся организмы, тело которых состоит из одной клетки. Это самостоятельные биологические системы, способные к обмену веществ, размножению, росту и развитию. Они широко распространены на планете и занимают самые различные среды обитания. Клетка простейшего состоит из цитоплазмы, одного или нескольких ядер. В цитоплазме находятся все характерные для эукариотической клетки органоиды. Передвигаются с помощью ложноножек, жгутиков, ресничек. Размножаются бесполым и половым путями. Примерами простейших могут служить саркодовые, инфузории, жгутиковые, споровики.

Найдите ошибки, допущенные в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести

прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.

2.У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.

3.Четырехкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.

4.К приспособлениям птиц к полету можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в легких, и воздушных мешках.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.

2 - терморегуляция у птиц совершеннее, чем у пресмыкающихся;

3 - у птиц полная перегородка между желудочками; 4 - кости у птиц полые,а газообмена в воздушных мешках не происходит.

1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнес прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.

2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.

3. Четырехкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку меж желудочками.

4. К приспособлениям птиц к полету можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в легких, и воздушных мешках.

В Красную книгу России включены 65 видов млекопитающих и 122 вида птиц. Объясните, какие антропогенные факторы привели к резкому сокращению их численности в настоящее время.

Элементы ответа:

1) Загрязнение всех сред жизни, изменение климата.

2) Вспашка почвы, мелиорация.

3) Добыча полезных ископаемых.

4) Интенсивное строительство (освоение новых территорий), повышение уровня шума.

5) Охота и др.

Какие крупные изменения позволили древним земноводным освоить сушу?

Элементы ответа:

1) появление легочного дыхания

2) формирование расчлененных конечностей

3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения

Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.

Элементы ответа:

1) при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;

2) травление или глушение взрывчатыми веществами - хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

1)3- основным хозяином печеночного со­сальщика является крупный рогатый скот, а промежуточным - малый прудовик;

2) 4 - основным хозяином бычьего цепня явля­ется человек;

3) 5 - взрослый червь размножается в организ­ме крупного рогатого скота.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

    Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

1) 2 - к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду. Это круглый червь;

2) 4 - у ленточных червей пищеварительная система отсутствует;

3) 5 - Плоские черви - гермафродиты.

В чем проявляется приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе средней полосы России?

Элементы ответа:

1) линька, развитие густого перьевого покрова;

2) запасание жира;

3) запасание и смена кормов;

4) кочевки и перелеты.

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

Элементы ответа:

1) внутренний осевой скелет;

2) нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;

3) щели в пищеварительной трубке.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1.Кольчатые черви - это наиболее высокоорганизованные

животные среди других типов червей.

2.Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.

3.Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов.

4.Полость тела у кольчатых червей отсутствует.

5.Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях:

1)2- Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;

2) 4 - Кольчатые черви имеют полость тела;

3) 5 - Нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1.Основные классы типа членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

2.Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары.

3.Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик - сложные.

4.У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки.

5.Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью легочных мешков и трахей.

Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях:

1)2- Насекомые имеют три пары ног, а паукообразные - четыре пары;

2) 3 - речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик - простые;

Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют "придонными фильтрами".

Элементы ответа:

1) беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками,

2) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

Что называют положительным хемотаксисом?

Движение живого организма в сторону увеличения концентрации какого-либо химического вещества.

Какие организмы относят к радиально-симметричным (лучистым)?

Организмы, через тело которых можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие).

Элементы ответа:

1) очистка питьевой воды;

2) санитарный контроль на бойнях;

3) правильное приготовление пищи;

4) соблюдение правил личной гигиены.

Какие среды обитания освоили млекопитающие?

Элементы ответа:

1) наземно-воздушную;

2) водную;

3) почвенную.

Какие крупные изменения в эволюционном развитии привели к возникновению типа Членистоногие?

Элементы ответа:

1) возникновение наружного скелета;

2) возникновение членистых конечностей;

3) возникновение поперечно-полосатой мускулатуры.

Назовите крупные изменения,которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши

Элементы ответа:

1) переход только на легочное дыхание;

2) появление сухой ороговевшей кожи без желез;

3) внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек

Назовите изменения в организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, позволившие обеспечить клетки их тела большим количеством кислорода.

Элементы ответа:

1)появление легочных пузырьков (альвеол) увеличило площадь газообмена и поглощения кислорода;

2)появление четырехкамерного сердца обеспечило отделение артериальной крови от венозной, что привело к поступлению большего количества кислорода к клеткам тела.

Элементы ответа:

1) предки земноводных жили в пресных водоемах, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах океана;

2) предки земноводных дышали атмосферным кислородом с помощью легких, а у латимерии лёгкие отсутствуют;

3) предки земноводных могли передвигаться по дну водоёма с помощью парных плавников, латимерии с помощью парных плавников могут только плавать в воде.

B чём проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?

Элементы ответа:

1) сердце становится трёхкамерным;

2) формируются два круга кровообращения;

3) по малому кругу кровь из желудочка направляется в лёгкие, насыщается кислородом и поступает в левое предсердие, а по большому кругу кровь из желудочка направляется к органам тела, а оттуда в правое предсердие.

Какое значение в жизни растений имеет выставление пчеловодами ульев на поля гречихи?

Пчёлы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрёстное опыление, что повышает урожайность растений.

Объясните изменения, произошедшие в строении конечности и способе передвижения лошади в процессе эволюции. Какие условия среды обитания предков лошадей это обусловили?

Элементы ответа:

1) количество пальцев уменьшилось от многопалости до одного;

2) основным способом передвижения стал быстрый бег;

3) предки лошади перешли от жизни среди густой растительности к жизни в открытых пространствах.

Почему с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне черепахи впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?

Элементы ответа:

1) в это время животные испытывают недостаток влаги и пищи;

2) в состоянии покоя обмен веществ замедляется, следовательно резко сокращается потребность в пище и воде.

Какое значение имело формирование четырехкамерного сердца в процессе эволюции позвоночных животных?

У наиболее просто устроенных позвоночных - рыб - сердце двухкамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка. Выход позвоночных из воды на сушу ознаменовался появлением трехкамерного сердца, в котором два предсердия и один желудочек. Из желудочка кровь поступает в большой и малый (легочный) круги кровообращения, которые заканчиваются в предсердиях. В левое предсердие из легких поступает артериальная кровь, насыщенная кислородом. В правое предсердие поступает кровь от всех остальных органов тела; она венозная, в ней мало кислорода. Затем из предсердий кровь переходит в желудочек, где она смешивается. Следовательно, к органам тела животного по большому кругу кровообращения пойдет смешанная кровь, в которой кислорода значительно меньше, чем в артериальной.

Появление у птиц и млекопитающих второго желудочка, т. е. четырехкамерного сердца, дало возможность разделить сердце на две половины - правую и левую. В правой находится только венозная кровь, в левой артериальная. От левого желудочка ко всем органам, кроме легких, течет артериальная кровь. Благодаря лучшему снабжению кислородом, в клетках этих органов активизируются обменные процессы. В результате выделяется большое количество энергии, появляется возможность поддерживать высокую постоянную температуру тела.

Краткий ответ можно сформулировать так: «Появление четырехкамерного сердца дало возможность снабжать органы тела животного богатой кислородом артериальной кровью. Это привело к повышению уровня обмена веществ и теплокровности».

Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?

Дельфины живут в воде и имеют рыбообразную форму тела. Однако их относят к млекопитающим, поскольку они имеют характерные особенности данного класса. Они теплокровны, у них имеется диафрагма, разделяющая грудную и брюшную полости. Дельфины рождают детенышей и вскармливают их молоком. В отличие от рыб дельфины дышат легкими, а не жабрами, у них четырехкамерное сердце, два круга кровообращения и хорошо развитый головной мозг

Ленточные черви часто ведут одиночное существование внутри организма хозяина. В этих условиях самооплодотворение обеспечивает размножение особей.

Весной в средней полосе России насекомоядные птицы прилетают значительно позже растительноядных. Чем это можно объяснить?

Насекомоядные птицы не могут рано весной обеспечить себя и своё потомство кормом из-за отсутствия в это время насекомых.

На каких стадиях развития колорадский жук при­ носит вред растениям?

Имея грызущий ротовой аппарат, и личинка, и взрослое на­секомое колорадского жука потребляют в пищу надземные части (в основном листья) одинаковых растений (чаще пасленовых), чем наносят им большой вред.

Ответ: На стадиях личинки и имаго (взрослого насекомого).

Почему большинство рыб и млекопитающих, обитающих в водной среде, имеют обтекаемую форму тела?

1) Водная среда более плотная, чем воздушная.

2) При движении возникает трение.

3) Обтекаемая форма уменьшает сопротивление потоку воды.

С1 . Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

Элементы ответа:

1) высокая дневная температура снижает активность многих животных пустыни;

2) ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и организм животных обеспечивается водой.

С4. Какими преобразованиями в строении и жизнедеятельности сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши? Приведите не менее трёх изменений.

Элементы ответа:

1) сухая ороговевшая кожа без желёз, препятствующая потере воды;

2) размножение не связано с водой (внутреннее оплодотворение, развитие зародыша в яйце с плотными яйцевыми оболочками);

3) прогрессивное развитие органов дыхания, выделения и кровообращения.

С4 . Какие ароморфозы характерны для млекопитающих? Приведите не менее 3-х примеров.

Элементы ответа:

1) в строении тела: кожные железы, волосяной покров, четырехкамерное сердце, альвеолярные легкие, усложнение головного мозга;

2) теплокровность;

3) внутриутробное развитие, живорождение, выкармливание детенышей молоком.

С3. Какими особенности строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее 3-х особенностей.

Элементы ответа:

1) обтекаемая форма тела, слитность отделов;

2) черепицеобразное расположение чешуи;

3) слизь, обильно покрывающая кожу.

С3. В песчаных пустынях обитает большое число видов пресмыкающихся, а земноводные там практически отсутствую. Объясните, почему.

Элементы ответа:

1) в пустыне кожа земноводных высохнет, что затруднит их дыхание, так как дыхание земноводных в основном происходит через кожу, а пресмыкающиеся дышат только лёгкими;

2) у земноводных кожа голая и организм будет терять много воды, а у пресмыкающихся кожа покрыта роговыми образованиями и предохраняет от испарения;

3) оплодотворение у земноводных внешнее, связано с водой, оплодотворение пресмыкающихся внутреннее, не зависит от воды, развитие зародыша происходит в яйце, защищенном плотными оболочками

С3. Объясните, какими преимуществами обладают общественные насекомые (пчёлы, осы, муравьи) по сравнению с одиночными. Приведите не менее трёх примеров.

Элементы ответа:

1) благодаря совместным действиям общественные насекомые возводят жилища, в которых они и их потомство защищены от различных неблагоприятных факторов среды, запасают необходимое количество пищи;

2) совместные действия облегчают овладение крупной добычей, защиту от врагов, уход за потомством;

3) своеобразное «разделение труда» повышает шансы на выживание семей.

С3. Чем объясняется непостоянная температура тела лягушки? Приведите не менее 3-х причин.


Элементы ответа:

1) клетки тела снабжаются смешанной кровью, которая содержит мало кислорода;

2) обмен веществ происходит медленно, энергии в процессе жизнедеятельности освобождается мало;

3) высокая теплоотдача за счет голой кожи.

С4 . В открытых пространствах степей и прерий разных континентов в прошлом паслись стада разных видов травоядных: бизонов, антилоп, диких туров, диких лошадей. Какие причины привели к сокращению численности и полному исчезновению некоторых видов к настоящему времени?

Элементы ответа:

1) естественные пространства степей и прерий превращались в сельскохозяйственные угодья;

2) сокращение естественных мест обитания привело к резкому снижению численности диких животных;

3) часть животных была уничтожена охотой.

С4. В отдельные годы в природе наблюдаются вспышки численности насекомых-вредителей. Какие биотические факторы могут уменьшить их численность? Приведите не менее 3-х факторов.

Элементы ответа:

1) Увеличение численности насекомоядных птиц;

3) внутривидовая и межвидовая конкуренция за пищу и убежища.