Методы урока усвоение новых знаний. Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Анализ образа Манилова. Проследите по тексту второй главы, как создаётся портрет Манилова.

Когда происходит первая встреча с помещиком?

    С Маниловым встречаемся в первой главе. «Помещик Манилов… имевший глаза сладкие, как сахар», «он очень долго жал ему руку».

    Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение…».

    Описание портрета Манилова Гоголь завершает ёмкой фразой: «явя в лице своїм выражение не только сладкое, но даже приторное…»

Слайд с изображением образа Манилова разных художников: А.А. Агин «Чичиков и Манилов», В.Е. Маковский «Маниловы», Кукрыниксы «Манилов».

Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор?

(Преобладающий оттенок в описании героя - тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.)

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятнейшая маниловская улыбка для всех - это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».)

С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

Проследите темп жизни Манилова, выявите художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел.

(После анализа нескольких отрывков, учащиеся приходят к выводу, что события вокруг Манилова развиваются чрезвычайно медленно, вернее не развиваются. Гоголь создает только видимость самой жизни).

Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют?

(Речь отличается особой тонкостью. «Магнетизм души; именины сердца; храм уединенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя, - так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого... слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности).

С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

Как его характеризует?

(Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить ее вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков - и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка - это беспощадный суд, который вершится писателем.)

Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим?

(Главная его социально-психологическая черта - желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость - его «гербовая печать».)

(Манилов - спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры - все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов - человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».)

Можно ли говорить о маниловщине вообще?

(Да, и маниловщина - явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим и зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.)

    Закрепление. Вывод

Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.

В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы. Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

    Рефлексия

Характер героя

Образование, речь

Качества

Досуг Манилова

    «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

    Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности, «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост».

    Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

    В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…».

    Отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

    Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».)

    Разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.

    Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным, но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.

    Он во всем проявляет «прекраснодушие», живость манер и любезное щебетание в разговоре.

    Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.

    В речи чаще всего встречаются слова: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
    Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи.

    Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».

    Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.

    Положительные качества - восторженность, симпатия (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимство.

    Манилов - семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное. И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна.

    Отрицательные - Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.

    Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ.

    Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

    Манилов - скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

    Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян. Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают…

    Дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления».

    Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца - «только одно бревно».

    Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы. В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»…, создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого».

    Обстановка всегда рельефно характеризует героя. У Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения: его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами.

    Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост).

    В кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.

    В картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…

Переверзева Наталья Петровна

Приложение №1

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Тема урока «Роль художественных описаний (портрет, пейзаж, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Учебно-методический комплект под редакцией Г.С. Меркина.

Цель урока:

обучающая: научить

    анализу художественных описаний рассказа (портрет, пейзаж, интерьер) с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения, исследование позиции автора – то есть целостное восприятие и истолкование произведения;

    различать приёмы изображения художественных образов произведения и находить изобразительно выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты);

развивающая:

    развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову;

    развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности, памяти;

    расширение лексикона и развитие речевой деятельности;

воспитывающая: воспитание интереса к русским национальным проблемам, истокам русского национального характера; понимания языка природы, музыки и изобразительной деятельности человека.

Тип урока: урок получения новых знаний

фронтальная; индивидуальная; групповая.

Методы обучения: словесный; наглядный; проблемно-поисковый, дедуктивный, практический.

Приёмы деятельности учителя : эвристическая беседа; работа со словарями; аналитическая работа с текстом.

Технология : компьютерная (использование мультимедийных средств).

Оборудование: мультимедиапроектор,запись музыки Свиридова «Деревянная Русь», портрет И.С. Тургенева, выставка «Интерьер крестьянской избы XIX века», словарь Даля, репродукции картин русских художников на темы крестьянской жизни.

Ход урока

    Организационный момент

Мы продолжаем работу над рассказом И.С. Тургенева «Бирюк». Послушайте музыке Свиридова «Деревянная Русь», затем поделитесь впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из вас.

Какое настроение возникло? (Возникло тревожное чувство, как будто душа болит. Представляются ветхие крестьянские избы, нищие, идущие по дороге. Создаётся безысходное, тоскливое настроение).

Как эти чувства перекликаются с вашим впечатлением о рассказе «Бирюк»? (Рассказ оставляет в душе тяжёлое чувство, как и музыка).

К какому моменту рассказа подходит эта музыка? (К началу и к концу рассказа. Эта музыка звучит как горькое раздумье автора).

    Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности

Музыка помогла настроиться на изучение рассказа. При вдумчивом чтении Тургенева, вы заметили, какое большое место занимают художественные описания внешности человека, природы, обстановки жилища героя.

Сформулируйте цель урока? (Заглянуть в творческую лабораторию писателя с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения, проследить взаимодействие авторских приёмов изображения художественного образа).

    Актуализация знаний

Поработайте в роли литературоведов. Рассмотрите все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решать вместе, поэтому будем работать в группах.

    Первичное усвоение новых знаний. Слайды презентации представляют задания для каждой группы.

Задания 1группе - «Пейзаж»:

1. Выразительно прочитайте фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

2. Какие слова точнее и образно передают состояние природы, краски запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?)

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

4. Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием всего рассказа «Бирюк»? Составьте схему использования приёмов для создания пейзажа.

Задания 2 группе - «Интерьер»:

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища [интерьера] к пониманию характера героя). Составьте схему использования приёмов для создания интерьера.

Задания 3 группе - «Портрет»:

1. Для чего нужен в произведении портрет? Определите приёмы описания героя. Составьте схему использования приёмов для создания портрета.

2. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

Определите впечатление, произведенное Бирюком на рассказчика, средства художественной выразительности языка, способствующие созданию портрета «редкого молодца».

3. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

4. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища – Бирюк?

5. Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И. Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

6. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?

    Первичное закрепление.

1. Выступление I группы - «Пейзаж»:

    Тургенев – мастер пейзажа. Мы слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Этот фрагмент текста – описание грозы - настраивает нас на то, что впереди нас ждёт конфликт.

    Уже в самом начале рассказа намечается параллель между человеком и природой. В этом эпизоде обилие глаголов: «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились», «густели», «загудел», «забушевали», «застучали» и т.д.

    Изменения в природе подчёркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия, сложные предложения.

    Появление каждого из героев связано с молнией, дождём, грозой. Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика.

    Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.

Вывод : Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. Пейзаж в рассказе «Бирюк» передаёт отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе природа плачет – идёт дождь. Гроза – символ, это не только явление природы; Бирюк – гроза воров; гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев. (Группа представляет составленную схему.)

    Выступление 2 группы - «Интерьер»:

    Изба лесника была низкой и пустой, закоптелой и убогой. В центре избы висела люлька, рядом стояла крошечная скамейка, в углу лежала груда тряпок, на лавке - ружьё. Даже лучина на столе горела печально. Сердце у рассказчика-охотника защемило от невесёлой картины.

    Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

    Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх, а за совесть». (Группа представляет составленную схему.)

    Выступление 3 группы - «Портрет»: (Группа представляет составленную схему).

Работа с таблицей «Портрет в русской литературе»:

    Способ портретной характеристики главного героя – «портрет-впечатление». Рассказчику Бирюк представляется человеком сильным, мужественным. Он много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчеркивало бы в герое «редкого молодца».

    Бирюк высокий, физически крепкий мужчина. Выражение лица его суровое и неприветливое. Чёрная борода закрывала половину его лица, глаза сияли смелостью и мужеством.

    Бирюк был немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга для него превыше всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства. Чувство совести и сострадания борются в нём. Это наложило отпечаток на его характер.

    По словарю Даля слово «бирюк» имеет несколько значений:1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек. Русский народ на прозвища мастер. Наш герой действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.

    Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой, с дрянной лошадёнкой, мужик-вор вызывает у нас жалость. Тургенев показывает его «испитое, морщинистое лицо», «беспокойные глаза». Сначала он был страшно напуган, пытался оправдаться, взывал к жалости Бирюка. «Отпусти…с голодухи…отпусти…», кричал «жалобно, по-заячьи». Видя, что не пробиться к сердцу Бирюка и не дождаться сочувствия, мужик изменил своё поведение.

    Мужик вошёл в гнев, проклиная лесника: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…» Изменился и портрет мужика: «Глаза у него загорелись», «на лице выступила краска», говорит он, «прищурив глаза», «свирепым голосом».

    В душе Бирюка победило сострадание к мужику. Хотя он сам недоволен этим. Характер у этого человека сложный и противоречивый. «Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится» - так объясняет свою позицию.

Вывод: Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Благодаря портрету мы представляем героем, глубже понимаем авторскую мысль.

Учитель: Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения. Что хотел сказать нам автор рассказа «Бирюк»? В чём главный смысл произведения, проведённый через всеединство образов?

    Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей, их характеры, отношения крепостное право. От описания крестьянского быта Тургенев шёл к показу души и характера русского мужика.

    Тургенева волновала судьба России, тревожили её проблемы. Он сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях-современниках.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении

1. Подготовить устный рассказ о роли художественных описаний (пейзаж и портрет) в рассказе «Бирюк» (по выбору) с использованием составленных схем.

2. Составьте цитатный план рассказа.

    Рефлексия «Продолжите предложение»

1. Этот урок пробудил у меня чувства…

2. Самый яркий художественный приём…

3. Портрет главного героя отражает…

Переверзева Наталья Петровна

Приложение №2

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

Тема урока «Печорин и другие персонажи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель урока :

обучающая : научить

    использовать учебный материал, связанный с терминологическим понятием «Портрет в литературном произведении»;

    применять полученную схему при комплексном литературоведческом анализе текста;

развивающая: развивать умения и навыки

    систематизировать материал (составление схемы);

    выделять главное (работа с художественным текстом);

    сравнивать полученные результаты (сравнение портретов разных героев);

    устной речи (монолог и диалог);

    вести беседу и дискуссию;

воспитывающая : воспитывать совместной деятельности (работа в группах и в парах); объективно оценивать свою деятельность на уроке.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.

Методы обучения: словесный; наглядный; проблемно-поисковый, .

Приёмы деятельности учителя: фронтальная беседа; работа со словарями; работа с текстом; работа с терминами и понятиями; использование мультимедийных средств.

Оборудование: мультимедиапроектор,словари, рабочая тетрадь ученика.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками.

Скажите, пожалуйста, стакан полный? (Учащиеся отвечают утвердительно. Учитель берёт ёмкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)

Значит, стакан был неполный? (Учащиеся соглашаются с этим.)

А теперь стакан полный? (Некоторые отвечают утвердительно, другие, чувствуя интригу происходящего, молчат, а кто-то говорит «Нет». Учитель берёт сосуд с водой и выливает её в стакан. Вода заполняет ёмкость.)

Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Помня о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдём в творческую мастерскую писателя.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Рассмотрите портреты М.Ю. Лермонтова, выберите наиболее понравившийся и обоснуйте свой выбор. (Слайд №1.)

(Учащиеся сосредотачивают внимание на автопортрете, подчёркивая талант молодого человека не только в живописи, но и в литературе.)

    Актуализация знаний

Сформулируйте тему урока.

Определите цели урока. (Изучить, что такое литературный портрет, определить художественную роль литературного портрета, приёмы его создания).

    Первичное усвоение новых знаний

Слайд презентации представляет задание в парах. (Слайд №2.)

Изучите статью «Портрет» в литературоведческом словаре;

Представьте материал в виде схемы или таблицы и подготовьте устное сообщение;

Отметьте новое для вас в прочитанной статье.

1. Представление материала в форме схемы:

Приёмы создания художественного образа человека

2. Беседа о смысле названия, выбор эпиграфа.

В каком значении употребляет слово «герой» М.Ю.Лермонтов? (Герой воплощает в себе характерные черты эпохи, среды. Использование словаря С.А. Ожегова).

Кто из героев первых глав мог бы претендовать на звание «героя своего времени»?

V . Первичная проверка понимания

3. Работа в группе.

Группа 1

Задание:

Найдите портрет Максима Максимыча в тексте романа. («Бэла»)

План ответа:

- «Напиши портрет». Охарактеризуйте созданный портрет по схеме, записанной в тетради.

Группа 2

Задание:

Найдите портрет Печорина в тексте романа. («Бэла»)

Сделайте вывод, используя теоретический материал, полученный ранее. (Какой портрет дан в данном отрывке?)

План ответа:

Прочитайте найденный отрывок в тексте.

Группа 3

Задание:

Найдите портрет Печорина в тексте романа. («Максим Максимыч»)

Сделайте вывод, используя теоретический материал, полученный ранее. (Какой портрет дан в данном отрывке?)

План ответа:

Прочитайте найденный отрывок в тексте. (Зачитайте главное.)

Охарактеризуйте созданный портрет по схеме, записанной в тетради.

    Первичное закрепление

1. Беседа по результатам работы.

Кто даёт портрет Печорина?

Каков его социальный статус?

Что можно сказать о его интеллектуально-культурном уровне?

Каковы нравственные качества этого человека?

Смог ли Максим Максимыч понять душевные переживания (противоречия) Печорина?

Помогает ли портрет ответить на вопрос, кто является «героем своего времени»?

Вывод:

Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении

1. Выборочное чтение отрывков из романа, содержащих портретные характеристики.

2. Письменный отзыв о портрете персонажа (по выбору учащихся).произведения ... формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (26)

    Явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа над текстом... , определение их значе­ния в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художест­венное произведение , ав­тор...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (29)

    Основная образовательная программа

    По ролям литературное произведение ; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения , репродукций... явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа над текстом предусматривает...

  • Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов

    Основная образовательная программа

    ... посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении ... и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа... литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные ...

  • Основная образовательная программа

    Обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа над текстом... литературных понятиях: художественное произведение , художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения : его портрет ...

  • Подготовка к уроку предполагает определение задач, направленных на формирование умений и навыков, получение и усвоение новых знаний. Учитель должен скорректировать подачу материала так, чтобы дети максимально усвоили конкретную тему, при этом он должен используется личностно-ориентированный подход.

    Данный тип урока предусматривает несколько этапов:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний школьников.

    Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

    В качестве средств, воспроизводящих и корректирующих опорные знания учеников, а также служащих мотивацией учебной деятельности, можно использовать упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с существенными свойствами понятий.

    Как показывает практика, подготовка учащихся к изучению нового материала через выполнение наглядных упражнений даёт лучший результат по сравнению с той ситуацией, когда учитель стремится “освежить” опорные знания путём теоретического опроса учащихся, “сухих” формулировок теорем и определений.

    На этапе восприятия и первичного осознания нового материала, осмысления связей и отношений в объектах изучения рассматриваются упражнения, выполнение которых приводит к идее доказательства теоремы либо к ознакомлению с существенными признаками понятий, а также упражнения, в процессе выполнения которых, учащиеся самостоятельно “открывают” новые знания.

    На этапе обобщения и систематизации знаний осуществляется усвоение существенных свойств понятия, составляющих его определение, приёмов и постигается связь изучаемого с ранее изученным. Поэтому на этом этапе следует использовать упражнения на усвоение структуры определения понятия, на усвоение приёмов его использования.

    Домашнее задание чаще всего предлагается с целью закрепления материала, изученного на уроке. Эффективность выполнения домашнего задания зависит от перспективы дальнейшего использования результатов домашней работы учащихся, от того, насколько активно они используются при получении новых знаний. Поэтому при определении домашнего задания следует предусмотреть возможность использования его для углубления изученного материала, для воспроизведения опорных знаний, особенно тех, которые используются при объяснении нового материала.

    В качестве примера рассмотрим урок на тему: “Одночлен”, одной из целей которого будем считать: формирование понятия одночлена и умение находить его числовые значения; актуализацию опорных знаний и умений.

    К опорным знаниям относятся понятия алгебраического выражения, произведения, Числового множителя, буквенного множителя; к умениям – запись алгебраического выражения по его элементам, выделение элементов заданного алгебраического выражения. Актуализация знаний осуществляется посредством выполнения упражнений.

    1. Из данного набора алгебраических выражений выберите такие, которые являются произведениями нескольких множителей:

    а) 5а 3 b ;

    б) 8ab 2 + c ;

    г) 9a 2 b 4 b 2 a ;

    Указанному условию удовлетворяют алгебраические

    выражения: 5а 3 b; 9a 2 b 4 b 2 a ; ; .

    Если учащиеся не назовут в числе требуемых алгебраических выражений 7; ;.

    2.Составьте новое алгебраическое выражение, используя выражение 5а 3 b и .

    Возможные ответы учащихся:

    5а 3 b+; 5а 3 b- ; 5а 3 b: ; 5а 3 b* .

    Итогом выполнения подобных упражнений является понятие одночлена. Далее формулируется определение одночлена и предлагаются упражнения на распознавание одночленов.

    3. Какие из указанных выражений являются одночленами:

    а) 3a 2 bxy * ; б) ; в) ; г) *2 9 д) е) (-7)a * b*9c; ж) –n 5 з) – mnc? Назовите числовые и буквенные множители одночленов.

    4.Запишите несколько алгебраических выражений, являющихся одночленами.

    5. Запишите несколько одночленов, отличающихся только числовым коэффициентом.

    6. Заполните пропущенные места:

    а) 18a 6 b 4 =2a 3 …*…b; б) -36mn 2 c 5 =36mc 2

    Также можно использовать упражнения на запись словесных формулировок в форме алгебраических выражений и обратно.

    7. Запишите алгебраическое выражение: а) удвоенное произведение чисел m и n; б) утроенное произведение квадрата числа p и числа g.

    8. Истолковать выражения: а) 4ab; б) a5b.

    Например, выражение 4ab можно истолковать как:

    Произведение чисел 4, a и b;

    Произведение чисел 4a и b;

    Площадь прямоугольника со сторонами 4a и b.

    9.Найдите числовые значения одночлена:

    5abc при a=2, b= , c=.

    10. Найдите значение выражения:

    (-0,125)a при a= 14, b=8.

    Организация выполнения упражнений может быть различной:

    • решение у доски;

    Важной задачей такого урока является сознательное овладение учащимися системой научных понятий, законов или другими формами знаний, способами выполнения действий. Основными критериями усвоения знаний является сформированность сви итогляду, умение формулировать различные определения, объяснять их, приводить примеры, переводить материал своими словами, применять знания на практике (по образцу или в измененных условиях). Урок усвоения новых знаний имеет следующую структуруу:

    1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний

    2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

    3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

    4. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

    5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

    Урок усвоения новых знаний направлен на изучение нового материала, имеющего большой объем информации, требующей значительных затрат времени на обработку. Поэтому все другие этапы сокращены во времени, а то и отсюда утни, например, проверка домашнего задания. При проведении такого урока основной акцент ставится на самостоятельном усвоении знаний учащимися под руководством учителяля.

    Урок формирования и совершенствования умений и навыков

    Использование этого типа урока предполагает формирование у учащихся учебных умений и навыков, их усовершенствования и закрепления на основе выполнения системы упражнений. Общая структура урока включает такие компонентов. НТИ:

    1. Проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и опыта учащихся

    2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения учащихся

    3. Изучение правил и способов действий (вступительные упражнения)

    4 первоначального применения приобретенных знаний (пробные упражнения)

    5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях для выработки навыков (тренировочные упражнения)

    6 творческих перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования умений (творческие упражнения)

    7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

    Данный тип урока направлен на закрепление и осмысления изученного в форме соответствующих умений и навыков, использование знаний в нестандартных ситуациях. Структура такого урока предполагает усложнение видов в упражнений от вступительных пробных, которые учащиеся выполняют под непосредственным контролем и с помощью учителя, творческих, школьники решают самостоятельно Урок формирования умений и навыков может содержать элементы объяснения нового материала во время выполнения вступительных или пробных упражненияав.

    Урок обобщения и систематизации знаний

    Уроки этого типа проводят после изучения важных разделов программы их основной задачей является упорядочение усвоенных на предыдущих уроках теоретических положений в систему

    Структура урока должна соответствовать логике процесса систематизации знаний: от обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их систем и от них - к усвоению основных идей и теорий науки. Урок обобщение ьнення и систематизации имеет следующие структурные этапы:

    1. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся

    2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

    3 повторения и анализ основных фактов, явлений, событий

    4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

    бы. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

    6. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

    Урок этого типа направлен на систематизацию наиболее существенных вопросов пройденного материала, преодоления пробелов в знаниях учащихся. Во время такого урока обобщение и систематизацию можно реализовывать методами, которые используют в других типах уроков. При этом важно добиваться отображения фактического материала в сознании учащихся в форме идей и теорииій.

    Конспект урока во 2-б классе

    Составила:Сарышева Л.И., учитель начальных классов.

    Тема:«Спешите делать добро»

    - 2018 год – Год волонтера (добровольца). Добро делать несложно, стоит этого только захотеть.

    Цели : формирование представлений об окружающем мире, обобщение полученных знаний; воспитание интереса к учебе, к предмету, умения работать в команде; развитие и коррекция пространственного мышления, связной устной и логической речи.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный, безнравственный»;

    2 формировать умение анализировать текст художественного произведения, оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы

    Развивающие:

    1) развивать умение выразить свои мысли грамотно, чётко, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

    2) развивать коммуникативные навыки;

    3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся;

    Воспитательные:

    1) способствовать развитию нравственных качеств на примере личности главной героини рассказа;

    2) воспитывать уважение к мнению выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки;

    3) воспитывать уважительное отношение к своей семье,

    чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким; воспитывать желание проявлять заботу о людях пожилого возраста

    Планируемые результаты:

    В результате изучения произведения обучающиеся

    - познакомятся с классическим произведением отечественной литературы на тему нравственности;

    - научатся:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    Оценивать правильность выполнения действий;

    Основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

    Осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    Формулировать собственное мнение и позицию;

    Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения

    Тип урока : Систематизации и обобщения знаний и умений

    Оборудование : ИКТ, презентация.

    Ход урока.

    «Смотри дерево в плодах, а человека в делах.»

    Пословица

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    - Здравствуйте!

    Я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение, добрые лица, лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, поприветствуем друг - друга. Тем более, что у нас сегодня не обычный урок. На нашем занятии присутствуют гости. И в течении нашей беседы за правильно растолкованный ответ я буду награждать Вас подарочными сертификатами,которые дают возможность воспользоваться иммунитетом.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    )-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение, и скажите о чём будет разговор.

    Слово это серьёзное,

    Главное, важное.

    То, что значит оно,

    Очень нужно для каждого.

    В нём забота и ласка,

    Тепло и любовь.

    В нём стремленье

    На помощь прийти вновь и вновь.

    Это качество в сердце у многих живёт

    И о боли других позабыть не даёт.

    И оно поважнее, чем лица красота.

    Догадались, что это? Сердец Доброта.

    О каком качестве пойдёт речь?

    Да, сегодня мы будем говорить о добрых, хороших поступках.. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

    Актуализация знаний.

    Мы попытаемся обобщить знания о добре,взаимопомощи,отзывчивости… («Спешите делать добро») (слайд).

    А что такое добро? Как вы понимаете это слово?

    Какие качества человека определяют доброту?

    Первичное усвоение новых знаний.

    Прежде чем начать урок проведем небольшую викторину, включающей в себя отрывки из прочитанных произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой урока.

    Викторина.

    1) «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного за мою добрую душу и любовь к тебе. Полюби же меня теперь в образе человека». (Аксаков «Аленький цветочек»).

    2) «Не рано уж было. Мимо бревно сукаватое плыло. Сидя, и стоя, и лежа пластал Зайцев с десяток спасалось на нем».

    (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).

    Что общего между этими произведениями?

    (Это произведения о доброте).

    Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке?

    (Добрые дела, поступки, доброе отношение к животным).

    Эту тему о доброте, о добрых людях мы продолжим на уроке.

    Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

    1. Структура урока усвоения новых знаний:

    1) Организационный этап.

    3) Актуализация знаний.

    6) Первичное закрепление.

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ).

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    4) Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

    5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Актуализация знаний.

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

    6) Обобщение и систематизация знаний

    4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Обобщение и систематизация знаний

    Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    5.Структура урока контроля знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

    Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

    4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

    4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    7. Структура комбинированного урока.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Структура урокаОНЗ.

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

    3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

    4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

    5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

    8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

    9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

    Способность учащихся к усвоению:

    1-4 мин. – 60 % информации

    5 - 23 мин. – 80 % информации

    24 -34 мин. – 50 % информации

    35 -45 мин. – 6 % информации

    Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

    Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

    Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

    1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

    С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
    2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

    3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
    3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
    4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

    5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.