Церковь симеона и анны. Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоновская) Храм святых симеона и анны

На месте, где стоит этот храм, в 1712 -1714 годах по приказу Петра I в честь тезоименитства его старшей дочери цесаревны Анны Петровны возвели деревянную церковь во имя Архангела Михаила. После того, как она обветшала, царица Анна Иоанновна повелела заложить новую, каменную. Его строительство было осуществлено в необычайно короткий срок. В 1731 году архитектор М. Г. Земцов разработал чертеж храма и в том же году развернулось строительство каменного одноглавого храма с граненым куполом и фонариком на высоком деревянном барабане. К 1734 году храм, в основном, был отделан. Как и в старинных русских церквах, здесь также к центральному объему примыкает низкая трапезная, над входом в которую возвышается небольшая четырехъярусная колокольня. Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу.

Творческую индивидуальность создателя церкви характеризует выразительное соотношение массивного развитого барабана и изящной четырехчастной небольшой колокольни; а также эффектное использование ордерной системы, включающей ритмическое применение пространственных элементов – колонн и плоскостных – пилястр и многое другое. Первоначально фасады церкви были украшены многочисленными деревянными статуями.

27 января 1734 года церковь была торжественно освящена в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Главный алтарь церкви был освящен во имя Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а боковые приделы - во имя Архангела Михаила (правый) и Ефрема Сирина (левый). Позже в 1772 году, в церкви был устроен и 16 февраля освящён ещё один придел во имя Святых Евстафия и Плакиды, упраздненный в 1802 году.

Внутренние помещения церкви были покрыты живописными росписями, стены расчленены пилястрами композитного ордера, капители пилястр нижнего яруса были лепными, а верхнего - живописными, написанными золотом по пурпурному фону. Славу храма в те времена составлял беспримерный по красоте иконостас. Сочинение его приписывается Высокопреосвященному Стефану Яворскому и преосвященному Феофану Прокоповичу. Наиболее драгоценны были образ Рождества Спасителя голландской работы, находившийся в алтаре, писанный на досках в 1630 году, икона Божией Матери, именуемая "Троеручица", большое Евангелие с драгоценным окладом, печатанное в Киеве в 1707 году, большая серебряная дароносица чеканки 1730 года и большой серебряный напрестольный крест с мощами святых, выполненный в 1716 году.

Храм был объявлен придворным, и в нем до постройки предшественника современного Казанского собора происходили особо торжественные богослужения, на которые собиралось все городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для Императора особое место, украшенное малиновым бархатом. Церковь стала орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место Императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укрепленная вместо шара на куполе под крестом.

Церковь с трехъярусной колокольней под шпилем принадлежит к числу лучших работ даровитого Земцова, который творчески использовал традиционные приемы древнерусского зодчества. Несмотря на частичные перестройки внутренних помещений храма (наиболее существенная в 1869 – 1872 годах, по проекту Егора Винтергальтера, когда над ризницей был устроен придел во имя иконы Божией Матери "Троеручицы", освящённый 17 октября 1871 года), эта церковь принадлежит к числу хорошо сохранившихся памятников архитектуры первых десятилетий города.В январе 1938 года храм был закрыт, некоторое время ее помещения использовались под склады и были сильно повреждены. В 1951 - 1954 годах под руководством архитектора В. С. Масленникова в здании церкви были произведены реставрационные работы, и оно было передано Музею метрологии. В 1991 году здание было возвращено С.-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003 г. начат реставрационный ремонт церкви.



Церковь св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы находится в Литейной части на левой стороне реки Фонтанки, на углу Моховой. Церковь, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого цесаревны Анны Петровны, а придельный во имя Архистратига Михаила.

Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 г.; но в доношении св. Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 г. о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что сия церковь была построена тщанием и попечением государя цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни поместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.

В октябре 1731 г. была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь, с деревянными куполом и верхом колокольни, по повелению императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца Анны пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения высочайшей строительницы храма. Время основания храма означено на медной доске в западной стене храма - лето 1731 октября 5 дня.

Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкою окончена. Проект иконостаса для оной приписывается сочинению высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостас были писаны в количестве 20 московскими иконописцами Василием Васильевым, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала, по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу ее императорского величества на сумму 1040 рублей.

Освящение главного престола совершено 27 января 1734 г., с величайшею торжественностью, в присутствии самой императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены высокопреосвященные Феофан, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий, Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Иларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, грузинские - Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, 4 протоиерея, 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов, иподиаконов и певчих Синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек.

Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25 января 1734 г. Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом с Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством, а придел во имя Архистратига Михаила освящен 8 ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритом Аароном и Благовещенского Собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством.

Императрица причислила новосозданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства императрицы, т.е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины государыни.

Со времени же рождения великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3 февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздников.

В 1737 г., по указу ее величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для игры курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера. Часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 г., который тоже в последнюю перестройку храма за негодностью к употреблению снят с колокольни.

По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромою и кистями золотыми, служивший при погребении тела государыни.

В 1772 г. устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения наследника престола цесаревича и великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября на день сего святого. Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

В 1797 г. император Павел I присвоил Симеоновскую церковь ордену св. Анны и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный; а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время была сделана на левой стороне, против Царского места, проповедническая кафедра.

В 1802 г. Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сего времени по 1808 г. произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее при церковном старосте с.-петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так внутри церкви сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах - большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, пересланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен, и церковь сделана вся теплою.

Снаружи, к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания угля; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам и для кладовой, ныне в среднем покое поставлена часовенка, иконы и выручка для продажи свеч, а в двух боковых помещаются сторожа; сама ограда церкви возвышена и починена.

При настоятеле церкви протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенною распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 по 1839 гг., опять возобновлена снизу до верху и приведена в тот вид, в каком она существовала до ныне.

В эти годы, именно в 1834 г. была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовнею, исправлены и выкрашены. Не видно однако ж, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая, точно от прежнего фасада.

В 1838 г. была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами починен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные чистые насланы вновь с положением под ними новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубою клеевою краскою, печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; наружный фасад церкви с церковною оградою вновь окрашены, с исправлением штукатурки; орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован.

А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатою обшивкою. При этом общем возобновлении церкви царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра за ветхостью упразднены. В 1839 г. переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходо-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14 600 руб. асс.

Надо заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкою к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.

С 1839 г., в течение 30 лет, в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок, вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было приступлено в 1868 г.

Самое живое участие принимал в нем прихожанин, действительный статский советник, с.-петербургский 1-ой гильдии купец Василий Федулович Громов, который... пожертвовал на перестройку храма 30 000 руб. билетами государственного банка. По его поручению составлен был академиком архитектором Фомой Ивановичем Винтергальтером первый план перестройки, с значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден с.-петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 том XII уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь есть самая старейшая из церковных построек прошлого столетия, единственная остающаяся до ныне без видоизменения; причем строительное отделение признало возможным реставрировать этот храм в первоначальном стиле.

Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, и устроением новой церковной ограды, с заменою прежней деревянной решетки железною. План этот был утвержден 11 апреля 1869 года и препровожден для исполнения с тем, чтобы: подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, с сохранением характера его архитектуры; чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системой отопления и вентиляции.

Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия в составе местного настоятеля, протоиерея Н.П. Содальского с прочими священнослужителями, церковного старосты, купца Ф.В. Романова и прихожан. По составлении и утверждении надлежащих смет, к работам было приступлено в мае 1870 г., а для производства отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами.

Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:

По колокольне: два верхних деревянных яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь; под колокольнею сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26 июля 1871 г., произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащею прочностью.

По церкви: вновь устроены под всею церковью кирпичные своды, полы настланы новые - в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на предалтарной солеи - из дубового; верхние своды над переднею частью церкви в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные, под штукатуркою, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы как в куполе, так и во всей церкви поставлены новые, с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляциею сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а по низу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка для ризницы и входа. Над ризницею, по особому разрешению св. Синода,устроен новый 4-й придел в честь местно чтимого образа Божией Матери, именуемой Троеручицею, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящною и благолепною утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым. В главной церкви иконостас устроен новый, по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены с новою позолотою, где следует с исправлением их и добавкою серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным - портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь и лестницею для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера.

По церковной ограде: она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железною бронзированною решеткою с тремя воротами, железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом и крест над нею вызолочен, иконостас внутри возобновлен с позолотою по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды.

Стоимость всех этих работ: капитальных, художественных и земляных - простирается до 70 000 руб. сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божию прихожан и частью от обычных церковных доходов.

В настоящее время храм имеет четыре престола в главной церкви и в пристройке над ризницею четвертый престол, вновь устроенный в честь Божией Матери, именуемой Троеручицею. Иконостас храма весь резной, вызолоченный; некоторые образа в иконостасе, а в нижнем ярусе почти все украшены серебряными ризами.

Стиль церкви римский, она расположена крестообразно, своды храма лежат на четырех каменных столбах, соединяющихся между собою и со стенами храма сверху арками. Пол в церкви паркетный, сосновый, а в алтарях дубовый. Наружные стены украшены пилястрами дорического ордера; вызолоченная глава над куполом имеет вид короны, поставленной на золотой подушке с 4-мя золочеными кистями; над короною утвержден позолоченный крест.

Окон по низу 18 и в куполе 7, в новом приделе Троеручицы и в ризнице под ним по 4 окна, а во входах с северной и восточной сторон по одному окну. Над папертью устроена каменная колокольня в виде четвероугольной башни в 4 яруса со шпилем значительной высоты; шпиль деревянный, крытый железом и выкрашенный зеленою масляною краскою; на нем вызолоченный крест утвержден в вызолоченный шар. Вышина колокольни от земли со шпилем 22 сажени. Колоколов на ней 7. Большой колокол в 3-м ярусе весит 267 пуд. 17 фунт., на нем вылита надпись: «В Симеоновскую церковь, лит в Валдае 1821 года старанием священнослужителей оной церкви и старосты, 1-ой гильдии купца Сутугина с благословения митрополита Михаила». Прочие колокола повешены во 2-м ярусе. Под колокольнею, при входе в церковь, по правую сторону паперти, устроена сторожка, а по левую - кладовая и лестница на колокольню.

Церковь обнесена оградою, фундамент которой устроен из плитного цоколя, а решетка железная, выкрашенная зеленою масляною краскою с бронзировкою. На углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам находится каменная часовня, в римском стиле коринфского ордена, крытая железом и выкрашенная по кровле зеленою масляною краскою; земли под церковью и оградою состоит 8893 с тремя четвертями кв. саж.

При церкви имеется библиотека для употребления причта. В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: метрические книги с 1777 года; исповедные росписи с 1808 года; обыскные книги с 1776 года; приходо-расходные книги с 1840 года и брачные документы с 1776 года. Причт первоначально состоял: из одного священника, диакона и дьячка. Ныне существующий причт составляют: протоиерей, три священника, два диакона штатных, один на причетнической вакансии и три дьячка. Причт Симеоновской церкви никогда не получал ни жалованья, ни руги, но содержался доходами от церковных служб и требоисправлений. К числу этих доходов следует отнести и плату, какая получалась от исправления церковных служб в домовых церквах, в особенности у графа Дмитрия Николаевича Шереметева; но со смертью его в 1871 г. службы в его церкви прекратились, и в последние годы этот источник доходов почти совсем иссяк, в следствие изменившихся обстоятельств.

Причт пользуется также незначительными процентами с государственного доходного билета на капитал 1280 руб., составившийся из взносов разных лиц на вечное поминовение, каковых процентов получается всего 51 руб. 20 коп. в год. Земля, принадлежащая церкви, заключается в пределах ее ограды, где находятся и три каменных церковных дома для жительства причта и сиротствующих духовного звания. Мерою земли под церковною оградою и домами считается 963 кв. саж. В церковных домах помещаются, сверх штатных членов причта и просфирни, две священнические и три причетнические вдовы с сиротами, а три квартиры отдаются в арендное содержание под магазины, от которых получается в пользу церкви до 2650 руб. в год.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 3, Санкт-Петербург, 1873 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. № 15, кв. № 3.

Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки , одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.

Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285 - 247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии . Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы".

С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.

И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.

Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22 - 35).

Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица , дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36 - 38).

О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212 - 1220; + 1232; память 8 октября).

Координаты :

Цéрковь Симео́на и А́нны (официальное название - церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы ) - действующая православная церковь в Санкт-Петербурге , находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы , памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга. Церковь являлась капитульным храмом ордена Святой Анны .

История

Построена по велению императрицы Анны Иоанновны в период с по 1734 год (архитектор М. Г. Земцов , при участии И. Я. Бланка) в стиле Петровское барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры на месте обветшавшей деревянной церкви во имя Архангела Михаила , построенной в -1714 годах .

27 января 1734 года состоялось торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с высокой 47-метровой колокольней. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом .

Главный алтарь освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы , правый - во имя Архангела Михаила , а левый - Ефрема Сирина . Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Четырёхъярусный резной иконостас по рисунку архитектора исполнил резчик К. Ган , лепку сделал Игнатий Росси, образа написали художники А. М. Матвеев и В. И. Василевский при участии В. А. Ерошевского, А. И. Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе.

В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. В -1954 годах реставрирована, в 1980-х годах приспособлена под метеорологический музей, в 1991 году возвращена верующим, и 1 января 1995 года вновь была освящена.

От названия церкви происходят прежние наименования улицы Белинского и моста Белинского - Симеоновские .

См. также

Напишите отзыв о статье "Церковь Симеона и Анны"

Примечания

Ссылки

  • Станюкович-Денисова Е.Ю. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 258–262. – ISSN 2312-2129

Отрывок, характеризующий Церковь Симеона и Анны

Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя...
– Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я.
– Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка.
Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание.
– Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка.
И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала:
– Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?..
Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным.
– Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я.
– А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью.
– А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я.
– По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».
У меня от этого ответа ноги почему-то вдруг стали абсолютно ватными... Этого просто не могло быть!.. Никакое существо не в состоянии жить так долго! Или, смотря какое существо?..
– А почему же тогда ты выглядишь такой маленькой?! У нас такими бывают только дети... Но ты это знаешь, конечно же.
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая...
У меня от всех этих новостей закружилась голова... Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица - святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня . Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке великого Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии - Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда . Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2 , 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7 , 14). Ученый был уверен - слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть — девственница) может родить ребенка?

Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими - шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа - он понял, что Младенец на руках Марии - тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2 , 29-32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2 , 22 – 35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2 , 36 - 38).

Пра­вед­ная Ан­на Про­ро­чи­ца про­ис­хо­ди­ла из ко­ле­на Аси­ро­ва, бы­ла до­че­рью Фа­ну­и­ла. Всту­пив в брак, она про­жи­ла с му­жем 7 лет, до его кон­чи­ны. По­сле его смер­ти пра­вед­ная Ан­на про­во­ди­ла стро­гую бла­го­че­сти­вую жизнь, «не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь» (Лк.2 :37).

Ко­гда пра­вед­ной Анне бы­ло 84 го­да, она удо­сто­и­лась ви­деть в Иеру­са­лим­ском хра­ме Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста, при­не­сен­но­го для по­свя­ще­ния Бо­гу как пер­вен­ца по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву. Пра­вед­ная Ан­на слы­ша­ла про­ро­че­ские сло­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, ска­зан­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Про­ро­чи­ца вме­сте со свя­тым Си­мео­ном сла­ви­ла Бо­га, и потом го­во­ри­ла всем в Иерусалиме, что Мес­сия явил­ся в мир (Лк.2 :38).

Па­мять пра­вед­ной Ан­ны Про­ро­чи­цы при­хо­дит­ся так­же на 3/16 фев­ра­ля, ко­гда она вспо­ми­на­ет­ся с пра­вед­ным Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем в по­праздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня.

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было около 360 лет.

В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; † 1232; память 8 октября). Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас - город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца - это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих - это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

СИМЕОНУ БОГОПРИИМЦУ
Тропарь, глас 4

С имеон старец днесь веселится, / восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, / от уз плоти разрешитися прося / и вопия: видеста очи мои / спасение Твое мирови.

Кондак, глас 4

С тарец днесь отрешитися / от юз моляшеся / сего жития тленнаго, / Христа восприят на руки / Зиждителя и Господа.

Величание

В еличаем тя, / святый праведный Симеоне Богоприимче, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас / Христа, Бога нашего.

Молитва праведному Симеону Богоприимцу

О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко Иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Земля, на которой стоит Симеоновская церковь, была подарена Петром I своей трёхлетней дочери Анне в честь именования её царевной. В 1712-1714 годах по приказу Петра здесь была построена деревянная церковь во имя св. Симеона и Анны. П. Н. Петров в книге "История Санкт-Петербурга" указывает, что сооружена она была для нижних дворцовых служителей и работников, поселённых тогда же в районе между Фонтанкой и Литейной першпективой .

Со временем деревянная церковь обветшала. Считается, что новую каменную приказала построить императрица Анна Иоанновна. Но судя по сведениям из книги К. В. Малиновского "Санкт-Петербург XVIII века" работы по сооружению здесь нового храма начались ещё до вступления Анны Иоанновны на престол. В 1728 году Синод решил за ветхостью старого деревянной церкви её перестроить и воздвигнуть новую ближе к Фонтанке. В июле царским указом было велено начать строить фундамент, а Канцелярия от строений указала архитектору М. Г. Земцову составить проект здания . Фундамент вывели только к октябрю 1729 года, а стены начали возводить уже в анненское время, то есть в 1731-1734 годах.

Первоначально фасады здания и её интерьер были обильно украшены деревянными скульптурами. Их изготовление Земцов просил доверить резных дел мастерам Кондрату Оснеру и Кондрату Гану, но Канцелярия от строений решила поручить это задание только Кондрату Гану и его подмастерьям. Проект предусматривал:

"к делу иконостаса... капителей коринтического ордина по рисунку осми, композического ордина по рисунку ж четырёх, которые имеют быть на круглых точёных столбах... а при том же иконостасе десять ангелских статуй, також над царскими дверми клейма с ангелами и самые царские двери и на втором апартаменте в сиянии дух святый... [Снаружи] надлежит... исправить резною работою около болшаго лантернина и около колоколни вырезать деревянных статуй апостолских и ангелских двенадцать, да около болшаго ж лантернина зделать резною ж работою шеснадцать пилястровых капителей композического ордина, да в верхнем лантернине вырезать восемь кракштинов да точёных вазов вырезать... тритцать восмь, около колоколни вырезать фестонов восмь" [Цит. по: 1, с. 263, 264].

Штукатурные работы внутри и снаружи велись с мая 1732 года. В октябре уже требовалось 2 000 листов белого железа для кровли крыши. В июле 1733 года было приказано устанавливать шпиль и изготовить четыре часовых круга диаметром около полутора метров. Это было исполнено к августу следующего года. Установкой шпиля, который изначально венчал ангел с крестом, руководил Герман ван Болес. Шпиль собирался из единых элементов на земле, а затем с помощью канатов, системы блоков и противовесов был поднят на колокольню. В июле 1735 года ван Болес просил на обивание шпиля 1 500 листов белой жести. Ещё спустя три года колокольня была оборудована часами-курантами, которые ранее сняли с церкви Вознесения Христа на Васильевском острове при её разборке (на её месте сейчас находится манеж при Меншиковском дворце).

27 января 1734 года церковь была освящена в присутствии императрицы. Главный алтарь освятили во имя Святых Праведных Богоприимца Симеона и Анны Пророчицы.

Храм был объявлен придворным, и до постройки предшественника Казанского собора здесь проходили особо торжественные богослужения. В 1779 году церковь обнесли оградой.

Симеоновскую церковь посещали высокопоставленные чины и члены царской семьи. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, изображение которого укрепили на фасаде здания. В 1802 году храм перешёл из придворного в епархиальное ведомство, в следствие чего церковь перестала быть орденской.

По храму были названы площадь, пролегающая рядом улица и мост через Фонтанку - Симеоновские. В ХХ веке они были переименованы в память о революционере Виссарионе Белинском.

В 1938 году храм был закрыт. Некоторые его помещения были использованы как склады и сильно повреждены. В 1951-1954 годах прошла реставрация здания, оно было передано Музею метеорологии. В 1991 году здание возвращено Санкт-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003-2005 годах здание вновь отреставрировали.