Анализ занятия в вузе пример образец. Задания по педагогике на период прохождения педагогической практики. План-конспект практического занятия


Методические рекомендации для анализа урока

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Наблюдение, анализ и оценка эффективности занятия – важнейшие компоненты контроля за деятельностью преподавателя, за качеством знаний студентов. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в учебно-воспитательном процессе, подготовить обмен опытом.

Судить о работе преподавателя по одному занятию (хорошему или плохому) невозможно. Более полное представление о его педагогическом мастерстве даёт посещение 3-4 занятий.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ЗАНЯТИЮ:

Занятие – основная форма организации учебного процесса. От его качества зависит степень подготовленности будущих специалистов. Оно должно отвечать следующим требованиям:


  • Чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей (изучение нового правила или закона, повторение ранее пройденного материала, выработка умений и навыков, контроль успеваемости студентов и др.).

  • Единство образовательных и воспитательных задач.

  • Определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки студентов, обеспечением занятия необходимым оборудованием и технической оснащённостью. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём.

  • Выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности студентов, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению.

  • Формирование у студентов самостоятельности в познавательной деятельности, учебных и практических навыков и умений, развитие творческих способностей.

  • Осуществление межпредметных связей. Планы занятий должны разрабатываться с учётом комплекса знаний ряда дисциплин для органического сочетания общего и специального профессионального образования.

  • Связь теоретических знаний с практикой.

ПОДГОТОВКА К ПОСЕЩЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

К посещению занятия необходимо тщательно подготовиться, а именно:


  • Просмотреть журнал учебных занятий (система опроса, работа с отстающими, состояние успеваемости) и тетради студентов.

  • Просмотреть календарно-тематический план преподавателя и ознакомиться с соответствующим разделом программы.

  • Ознакомиться по учебнику с материалом темы. Изучить также методическую и техническую литературу, которая необходима преподавателю для ведения занятия, а проверяющему – для эффективного анализа занятия.

  • Ознакомиться с анализом ранее посещённых занятий того преподавателя, к которому запланировано пойти на занятие.
Контроль за проведением учебных занятий осуществляется в соответствии с планом внутритехникумовского контроля.

Посещение занятия директором, заведующим отделением и председателями цикловых комиссий проводится, как правило, без предупреждения преподавателя. Заранее сообщается преподавателю о посещении только в случаях, если изучается его опыт или ставится цель проверить его методический потенциал. Взаимопосещения преподавателей проводятся в соответствии с заранее составленным графиком, с которым предварительно знакомят преподавателей.

Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из соображений количества и очерёдности проверок, как это нередко бывает. Тематические посещения занятий могут быть трёх видов, охватывать три основные группы тем посещения:


  • Темы общепедагогического содержания , например, организация занятия, учёт успеваемости, как воспитывающий фактор обучения, формирование интереса к изучаемой специальности путём реализации межпредметных связей.

  • Проверка состояния преподавания и уровня знаний студентов по отдельным дисциплинам или изучение отдельных проблем по частным методикам . В конце учебного года необходимо особо проверить знания студентов по дисциплинам, не выносимым на экзамены.

  • Проверка работы отдельных преподавателей или отдельных групп; проверка и оказание помощи начинающим преподавателям.
При посещении занятий проверяющий ставит перед собой определённую цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала преподавателю определённую систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего . Когда, например, говорится, что целью проверки является изучение использования на занятии технических средств обучения или, например, элементов программированного обучения, то такая постановка вопроса сама по себе является фактором навязывания преподавателю определённой системы деятельности. Об использовании ТСО и элементов программированного обучения можно судить только по итогам как минимум полугодия. В качестве целей посещения и анализа подходят цели, отражающие основные направления деятельности преподавателя, основные учебно-воспитательные задачи, решаемые им в ходе занятия, например:

  • Общее ознакомление с методами работы преподавателя;

  • Изучение научности преподавания данной дисциплины;

  • Изучение методики изложения нового материала;

  • Изучение методики осуществления принципа наглядности обучения;

  • Изучение работы преподавателя по выявлению и реализации межпредметных связей;

  • Изучение методики опроса;

  • Изучение формирования у студентов познавательных интересов и приёмов умственной деятельности;

  • Изучение методики проведения лабораторных и практических работ;

  • Изучение методики проведения учебной практики.

МЕТОДИКА ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Наблюдая занятие, посещающий должен быть корректным, доброжелательным к преподавателю, придерживаться определённых правил поведения. Входить и выходить из учебного помещения можно только после звонка вместе с преподавателем. Появление посещающего в аудитории после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание студентов. Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно даст возможность наблюдать за работой всей группы студентов, определить, насколько чётки и ясны изображения на доске, как прослушивается голос преподавателя.

Во время объяснения преподавателя нельзя заниматься просмотром тетрадей студентов или учебников. Недопустимо вмешиваться в работу преподавателя, исправлять его ошибки во время занятия. В последнем случае лучше всего написать преподавателю записку с указанием допущенной ошибки, дав тем самым ему возможность исправить её в ходе занятия.

Посещающий должен проконтролировать занятие полностью , от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения по посещённому занятию зависит не только от умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий преподавателя и студентов, успеха не имеют. Занятие – органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности преподавателя и студентов.

Другой вопрос, что при анализе занятия, в зависимости от цели этого анализа, можно рассмотреть и один какой-то определённый вид деятельности преподавателя или студентов, например, методика опроса, развитие навыков самостоятельной работы и пр.

На занятии производится только черновая запись карандашом, наблюдения записываются без определённой системы, по мере восприятия. Ход наблюдения занятия можно вести по следующей форме:

После занятия преподавателю могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок по занятию. Анализ занятия должен, в первую очередь, раскрывать содержание занятия, его научно-методическую выдержанность, соответствие программе дисциплины, а затем уже переходить к характеристике методических приёмов и общей организации занятия.

После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с преподавателем , в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы преподавателя требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым преподаватель владеет и с помощью которого добивается успеха. Следует не навязывать, а доказывать свои предложении. В результате проведённой беседы с преподавателем должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного преподавателя, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Анализ занятия проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах или на заседаниях цикловых комиссий.

Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки рекомендуется проводить по следующему плану:


  • Вступительное слово руководящего анализом. Сообщение цели, стоящей перед анализом данного занятия.

  • Краткий отчёт преподавателя, проводившего занятие, о степени выполнения намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач. Преподаватель сообщает о том, какой новый элемент введён им в процесс обучения и воспитания студентов, какими приёмами совершенствуется методика проведения занятия и т. д.

  • Выступления присутствующих на занятии; замечания и предложения относительно положительных и отрицательных сторон занятия.

  • Обобщение и заключение по анализу посещённого занятия. Решаются спорные вопросы, если они были. Руководитель обобщает высказывания присутствующих на занятии и глубоко анализирует все этапы и элементы занятия, делает выводы по уроку и рекомендует литературу, направленную на повышение качества преподавания.

  • Заключительное слово преподавателя, проводившего занятие. Преподаватель высказывает своё мнение по выступлениям присутствующих на занятии.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Анализ занятия должен быть направлен на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества подготовки специалистов, оказание методической помощи преподавателям, не имеющим педагогического образования, молодым специалистам, оказание помощи или поддержки в творческих поисках более опытным преподавателям, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта . Главное внимание следует обратить на теневые стороны занятия, указать меры к их устранению. При составлении анализа посещённого занятия можно использовать его поэтапную структуру.

Анализируя опрос студентов , следует обратить внимание также на чёткость формулировок вопросов, их целенаправленность, установить, содействовал ли опрос выявлению уровня знаний студентов, способствовал ли повышению успеваемости, воспитанию у студентов чувства ответственности за свою работу.

Посещающий должен обратить внимание на количество студентов, опрошенных преподавателем в течение занятия, уровень их знаний, объективность выставленных оценок. Хорошо, если он сам оценит ответы студентов и проведёт сравнение с оценками преподавателя. При наличии расхождений следует проанализировать обоснованность оценок, что чрезвычайно важно для дальнейшей работы преподавателя.

Актуализация опорных знаний

Для успешного усвоения изучаемого материла важное значение имеет формирование у студентов конкретных образов, чётких, ясных и правильных представлений. Для того, чтобы эта опора была достаточно надёжной, необходимо актуализировать (оживить) в памяти студентов имеющиеся представления: что-то уточнить, дополнить, углубить. Следовательно, под актуализацией понимают определение уровня знаний студентов, уточнение, углубление и расширение правильных понятий, разрушение ошибочных представлений. Осуществляется актуализация опорных знаний путём фронтальной беседы, письменной работы, концентрирования внимания студентов на ранее изученном материале.

Начальная мотивация

После определения уровня знаний преподаватель должен вызвать у студентов интерес к новому материалу. Под мотивацией понимают применение различных методов, приёмов для формирования у студентов мотивов учения.

Основной целью мотивации является доведение до сознания студентов значения изучаемой темы и её места в подготовке специалистов, важности и необходимости овладения знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме. Мотивация учебной деятельности студентов наиболее эффективно осуществляется путём создания проблемных ситуаций, постановки перспективы, использования наглядности и ТСО, эмоционального изложения, введения межпредметных связей и т. д. Особенное значение имеет мотивация, которая создаётся перед изучением новой темы, хотя необходимо её использовать и в течение всего занятия.

Изучение нового материала

Анализируя занятие, следует обратить внимание на соответствие содержания занятия учебной программе дисциплины. Иногда случается, что преподаватель не даёт студентам знаний в достаточном объёме, установленном программой. Этот недостаток следует отметить особо и принять срочные меры к его ликвидации. Если преподаватель излагает материал в большем объёме, чем предусмотрено программой, то следует учесть подготовленность студентов.

Важно, насколько выдержанно содержание занятия с методической точки зрения, какова степень реализации принципов научности, наглядности, прочности и глубины знаний.

При анализе изложения нового материала должны быть отмечены:


  • Научная направленность, заключающаяся в строгом научном подходе к отбору материала и оценке его значимости.

  • Умение выделить главное, основополагающее.

  • Логическая последовательность и доказательность, которые обеспечивают систематический характер знаний, их осознанность.

  • Ясность, чёткость, доходчивость, способствующие прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

  • Реализация межпредметных связей.

  • Использование конкретных научных и технических примеров, связь с практикой.
Необходимо также охарактеризовать педагогическое мастерство преподавателя, охарактеризовать методы и методические приемы, использованные им во время изложения нового материала. Следует отметить эффективность проведённых экскурсий, демонстраций наглядных пособий, применения технических средств обучения.

Закрепление изученного материла

Закрепление изученного материла способствует приобретению студентами прочных знаний и одновременно служит преподавателю средством проверки качества усвоения студентами нового материла. В анализе следует отметить рациональность выбранного метода закрепления знаний: фронтальная беседа по всему материалу или только по некоторым узловым моментам, письменные или практические задания, упражнения и т. д. Необходимо обратить внимание на логическую связь задаваемых вопросов, на продуманность подбора тренировочных упражнений или практических заданий.

Домашнее задание

Цель домашнего задания – повторение, закрепление и усвоение пройденного на занятии материала, подготовка к изучению новых вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков. Задание на дом должно быть оптимальным по объёму и содержанию, рассчитано на преемственность перехода от ранее изученного к новому. Целесообразно использовать индивидуальные задания, дифференцированные в соответствии с особенностями каждого студента, содержащие в себе элемент творчества. Разъяснение к выполнению домашнего задания даётся преподавателем только во время занятия (до звонка).

Место данного занятия в системе занятий и его структура

В ходе анализа следует обратить внимание на:


  • Связь с предыдущим и последующим материалом.

  • Целесообразность и обоснованность избранного типа и структуры занятия.

  • Рациональность распределения времени между отдельными элементами занятия.

Деятельность студентов на занятии

Анализируя все виды деятельности студентов на занятии, подчёркивается:


  • активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы студентов;

  • уровень аналитического мышления;

  • степень актуализации знаний (умение выделить ведущие идеи);

  • развитие речи, письменных, графических и специальных навыков и умений;

  • уровень культуры, рациональности и эффективности труда студентов;

  • уровень организованности и дисциплинированности;

  • внешний вид студентов.
Организация занятия

При анализе следует обратить внимание на организацию занятия, к которой предъявляются следующие требования:


  • Организационная чёткость занятия, рациональность использования времени, умение дорожить каждой минутой.

  • Наличие обратной связи со студентами и её уровень, организация контроля за деятельностью студентов на занятии.

  • Методы активизации студентов на занятии и интенсификации учебного процесса.

  • Умелое обращение с ТСО и специальным оборудованием.

  • Состояние документации (тетрадей, журнала).

  • Выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию.

  • Умение владеть группой, дисциплина студентов, причины её нарушения.
Профессиональные качества и культура преподавателя

Преподаватель – руководитель и организатор учебного и воспитательного процесса. Поэтому при анализе занятия необходимо отметить:


  • Владение преподавателя материалом, чёткая и умелая ориентация в сложной системе фактов, идей, понятий, над которыми он работает вместе со студентами на занятии, умелое использование межпредметных связей.

  • Графическая грамотность преподавателя, аккуратность, чёткость и последовательность изображения схем, рисунков, формул, математических выкладок и т. д.

  • Качество речи преподавателя: оптимальность темпа, чёткость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

  • Педагогическая культура, построение взаимоотношений со студентами, такт и внешний вид преподавателя.
Оценка занятия

В заключении анализа даётся оценка занятия, при определении которой следует исходить из основных требований к современному занятию.

Выводы и предложения

В результате проведённого анализа должны быть сделаны выводы и предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем, недостатков, например:


  • Ликвидировать отставание по календарно-тематическому плану и программе дисциплины.

  • К каждому занятию разрабатывать чёткий план.

  • Активизировать работу студентов на всех этапах занятия.

  • Разнообразить методику контроля знаний.

  • Шире использовать ТСО и наглядные пособия.

  • Усилить межпредметные связи, связь с производством, практикой, жизнью.

  • Информировать студентов о способах и порядке выполнения домашнего задания.

  • Ознакомиться с методической литературой и т. д.
Очень важно, чтобы схема анализа занятия была доступна для преподавателя до момента планирования и проведения занятия. Преподаватель вправе знать, какие требования будут ему предъявлены проверяющим после посещения занятия. Следует стремиться к тому, чтобы выполнялось единство требований всех проверяющих в данном учебном заведении.
АНАЛИЗ ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРА

Наряду с классно-урочной используется такая прогрессивная форма обучения, как лекционно-семинарская система занятий, предусматривающая чтение цикла лекций по отдельным темам, содержащим большой объём информации, и проведение по ним семинарских занятий.

При анализе лекции следует учитывать, что основной дидактической задачей в этом случае является сообщение новых знаний. Достижение этой цели определяется следующими условиями: чёткость и последовательность при изложении основного вопроса, непрерывность и ясность мысли при переходе от одной смысловой части к другой, позволяющие слушателям постоянно видеть причинно-следственные связи рассматриваемых явлений. Лекция должна заканчиваться обобщением материала, в котором подчёркивается актуальность и перспективность рассматриваемой темы.

Следует обратить внимание на методические приёмы, которые применяет преподаватель, добиваясь устойчивого внимания студентов в течение всего занятия (введение элементов беседы, проблемное изложение лекции др.).

Необходимо отметить идейно-теоретический уровень, убедительность аргументации, стройность, последовательность и чёткость изложения, научную доказательность выводов, правильность, образность, эмоциональность речи преподавателя, умелое применение наглядных и технических средств обучения.

Семинарское занятие проводится после нескольких занятий-лекций. Его основной дидактической задачей является закрепление и проверка знаний. Если семинарское занятие построено в виде развёрнутой беседы, то следует обратить внимание на целенаправленность и глубину вопросов, поставленных преподавателем, подчинение их решению задач занятия. Формулировка вопросов должна способствовать активизации мысли студентов, направлять на самостоятельное решение той или иной проблемы. Семинар может проводиться с помощью обсуждения докладов и рефератов, написанных студентами. В этом случае следует обратить внимание на полноту разработки тем рефератов, их научность, точность, обоснованность и самостоятельность суждений и выводов, связь их с практикой, организацию свободного товарищеского обмена мнениями, способствующего выяснению всех возникающих у студентов вопросов, активность студентов при обсуждении, подготовленность группы к занятию.

Необходимо проанализировать организацию подведения итогов семинара: разъяснение преподавателем сложных, спорных вопросов, не получивших достаточного освещения в выступлениях студентов, выделение теоретических проблем и определение их методологических значения для науки и практики, объявление оценки каждому выступающему.
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Говоря об анализе занятий разных типов, необходимо выделить практическое занятие, которое может проводиться в кабинете, лаборатории, мастерских, на опытном участке, на производстве и т. д. На практических занятиях формируются общетрудовые и профессиональные навыки и умения: углубляются, закрепляются и применяются полученные на практике знания (лабораторное занятие) и т. д.

Методика анализа практического занятия, в основном, та же, что и методика анализа обычного занятия.
Занятие в учебных мастерских и на производстве (типа «формирование профессиональных умений и навыков»)

Занятие на производстве, в учебных мастерских обеспечивает максимум наглядности при изучении нового материала по специальным дисциплинам, эффективную отработку практических навыков, приближает обучение к производственным условиям, прививает любовь к избранной профессии. Поэтому посещающему занятие надо при составлении анализа остановиться на подготовке рабочих мест в соответствии с требованиями педагогики и современного лесохозяйственного производства.

Характерной особенностью занятия является наличие инструктажа, эффективность которого необходимо подробно проанализировать, обратив особое внимание на следующее:


  • Инструктаж может быть учебным, учебно-производственным, производственным.

  • В зависимости от количества слушателей различают групповой, бригадный или индивидуальный инструктаж, а по способу проведения – устный, письменный, комбинированный.

  • На разных этапах занятия проводятся вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж – это разъяснение цели, задачи и объёма задания, ознакомление с объектом, документацией, оборудованием и приборами. Вводный инструктаж включает в себя разъяснение студентам задания (что делать); показ и объяснение приёмов выполнения (как делать), устройства инструментов, рабочей позы, правил техники безопасности; краткое объяснение, почему надо делать именно так, а не иначе; указания по самоконтролю (что, когда и как контролировать). В процессе вводного инструктажа осуществляется актуализация опорных знаний и начальная мотивация деятельности студентов.

Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы студентов. Преподаватель обращает внимание на организацию и состояние рабочих мест, показывает правильные приёмы, проводит индивидуальное инструктирование, анализирует причины неправильно выполненной работы.

Во время заключительного (итогового) инструктажа преподаватель демонстрирует хорошо выполненные и бракованные изделия, даёт общую характеристику работы студентов, обобщает и систематизирует материал (повторная демонстрация трудовых приёмов, операций), выставляет оценки.

Сформулируем основные дидактические требования к инструктажу, которые должны быть освещены в анализе занятия:


  • умелое сочетание различных методов и приёмов в процессе инструктажа (словесные, наглядные, практические и т. д.);

  • обоснование содержания инструктажа;

  • полнота инструктажа и расчленение на элементы (вводный, текущий, заключительный);

  • наличие в инструктаже указаний, с помощью которых студенты могут контролировать свою деятельность;

  • разъяснение студентам сути научной организации труда;

  • умелая (доходчивая) мотивация необходимости и важности приобретения практических умений и навыков по изучаемой теме для будущих специалистов.

Лабораторные работы и практические занятия

При проверке и анализе лабораторных и практических работ необходимо обратить внимание на такие специфические особенности :


  • Наличие перечня лабораторных работ и практических занятий, составленного в соответствии с программой дисциплины.

  • Наличие перечня умений и навыков по дисциплине.

  • Наличие инструкции по технике безопасности.

  • Наличие и качество инструкционно-технологических карт на выполнение лабораторно-практических работ.

  • Подготовка лаборатории и рабочих мест к выполнению лабораторно-практических работ.

  • Формы организации труда студентов.

  • Наличие графика перемещения бригад по рабочим местам.

  • Наличие и качество ведения рабочих тетрадей.

  • Качество проведения преподавателей вводного и текущего инструктажа; оказание студентам индивидуальной помощи; инструктаж по технике безопасности.

  • Степень отработки студентами умений и навыков.

  • Подведение итогов работы группы, учёт выполнения студентами лабораторно-практических работ.

  • Выдача задания на выполнение следующей лабораторной работы.

Учебная практика

При анализе занятий учебной практики необходимо сосредоточить внимание на следующих вопросах:


  • Наличие рабочей программы практики.

  • Наличие календарно-тематического плана учебной практики, соответствие его программе, выполнение программы.

  • Оснащение рабочих мест.

  • Форма организации работы студентов.

  • Наличие графика перемещения студентов по рабочим местам.

  • Ознакомление студентов с техникой безопасности выполняемых работ.

  • Методика проведения организационного момента, рабочего периода и заключительного элемента занятия.

  • Умение руководителя занятий демонстрировать трудовые приёмы, пользоваться инструментами и современным оборудованием, правильно организовать труд.

  • Соблюдение элементов эстетики и культуры труды.

  • Связь практического обучения с теоретическим.

  • Постановка воспитательной работы в процессе обучения.

  • Обоснованность оптимальности нормирования труда студентов и рабочего времени.

  • Организация экспериментально-конструкторской, опытнической работы и технического творчества студентов.

  • Внедрение научной организации труда.

  • Ведение систематического учёта выполненной работы студентами.

  • Организация периодического учёта успеваемости студентов.

  • Оформление студентами итогов работы, оценка работы студентов.
Учитывая специфику лесохозяйственного производства и проведение ряда практик непосредственно на лесохозяйственных объектах (лесокультурные площади, питомники, лесосеки и т. п.), в анализ занятий необходимо ввести следующие вопросы:

  • Организация доставки студентов к месту практики (соблюдение графика, правил перевозки и т. д.).

  • Режим труда и отдыха на практике.

  • Оборудование мест отдыха и приёма пищи, соответствие их санитарным нормам.

  • Обеспеченность студентов спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и аптечками первой помощи.
Основное в практическом обучении – участие студентов в производительном труде и его результативность. Оценку работы студентов необходимо производить не только в конце, но и обязательно в течение всего периода практики. Для объективности оценок и сравнимости результатов практики различных студентов надо разработать критерии оценки (по нормативам времени на выполнение какой-то определённой работы, качеству работы, с учётом умения студентов применять теоретические знания, степени самостоятельности работы, соблюдения производственной дисциплины и т. д.).

Группа ТРП-1-14

Дисциплина Программное обеспечение технологических платформ

Дата, время 08.09.2016 в 09:40-11.10

Преподаватель Максимов Виктор Владимирович

Тема Актуальные офисные пакеты – MS Office, OpenOffice.org, Libre Office.

Оборудование, санитарно-гигиеническое состояние кабинета -

Аспекты наблюдения: профессионализм и педагогическое мастерство, развитие у студентов умений логически мыслить и рассуждать.

Структура занятия
Вводная часть Основная часть Заключительная часть Преподаватель поприветствовал студентов, отметил присутствующих. Кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом. В понятной и доступной для восприятия форме преподаватель объясняет студентам материал с соответствующим демонстрационным материалом. По ходу лекции лектор общается со студентами, задавая наводящие вопросы. На вопросы студентов были даны исчерпывающие ответы. Преподаватель дает домашнее задание- подготовиться к тесту. Занятия начаты вовремя, явка студентов высокая. Преподаватель легко удерживает внимание студентов. В плане лекции преподаватель четко регламентировал этапы занятия. Хронометраж времени выбран правильно. Проведенное занятие соответствует поставленным целям. Необходимо отметить педагогический такт, отличное знание материала, соблюдение принципа научности и умение активизировать работу студентов. Общение со студентами было легкое, свободное. К концу занятия были подведены итоги. Изложение материала четко уложилось в запланированное время.

Вывод по занятию: Лекция проведена на должном теоретическом уровне, лектор в совершенстве владеет материалом и методикой его изложения.В ходе проведения занятия преподаватель опрашивал студентов какие офисные пакеты они знают, из чего они состоят , для чего применяются. Студенты получили полезные навыки работы с офисными пакетами.Преподаватель разобрал со студентами задачу, решаемую с помощью пакетов – MS Office, OpenOffice.org, Libre Office. Преподаватель научил студентов проводить анализ итогового решения задачи и показал существенную разницу в возможностях пакетов. Аналогичную задачу он дал на обсуждение студентам.

Атмосфера на занятии была дружелюбной, преподаватель смог достичь взаимопонимания со студентами. Студенты были довольны пройденным занятием.

Группа ЭП-1,2-13

Дисциплина Системы освещения

Дата, время 16.09.2016 9:40 – 11:10

Преподаватель Денисова Наталья Вячеславовна

Тема Основные светотехнические понятия и величины

Оборудование, санитарно-гигиеническое состояние кабинета – проектор, персональный компьютер

Аспекты наблюдения: педагогическое общение, развитие у студентов навыков обучения

Таблица наблюдения и анализа:

Структура занятия Краткое описание хода занятия Проявления наблюдаемых аспектов
1. Вводная часть 2. Основная часть. 3.Заключительная часть. Преподаватель поприветствовал студентов, отметил присутствующих. Четко сформулировал цель занятия, оговорил его план. Провел небольшой опрос студентов. Преподаватель напомнил студентам основные результаты и выводы, полученные на предыдущей лекции, что обеспечило плавный переход к теме новой лекции и позволило с пониманием вести конспект материала этой лекции. Для проведения лекционных и занятий на кафедре предусмотрен компьютерный проектор в комплекте с ноутбуком и экраном с соответствующим демонстрационным материалом (презентации). Темп чтения лекции позволял студентам конспектировать, и это контролировалось лектором. Преподаватель дал литературу для самостоятельного изучения некоторых вопросов и для более полного изучения темы. В конце занятия были подведены итоги. Преподаватель выделяет главные идеи занятия, подчёркивает их и обращает внимание студентов. Речь преподавателя четкая доступная для понимания. Лектором излагался не только материал, который есть в учебнике, но и дополнительная информация из других источников. Разъяснялись особо трудные вопросы. Прослеживались внутрипредметные, межпредметные связи. Доступно были объяснены новые термины и понятия. Занятие прошло на высоком уровне, соответствует стандартам, обозначенные цели достигнуты. Дисциплина во время занятия соблюдалась.

Вывод по занятию: Лектором была предложена четкая структура лекции, материал излагался логично, благодаря присутствию плана лекции. Построение занятия соответствует его содержанию и поставленной цели. Преподаватель ясно и точно излагал мысли и активизировал внимание слушателей. В ходе лекции присутствовала обратная связь со студентами. Преподаватель задавала вопросы, студенты активно давали ответы. Изложение материала сопровождалось обсуждением со студентами, активным общением с аудиторией. Также были разобраны небольшие задачи с аудиторией. После завершения изложения материала был проведен письменной опрос на проверку полученных знаний.

Группа ЭП-1,2-14

Дисциплина Основы диагностики в системах электроснабжения

Дата, время 23.09.2016, 09:40 – 11:10

Преподаватель Ившин Игорь Владимирович

Тема_ Классификация контролируемых параметров. Дефекты и отказы

Оборудование, санитарно-гигиеническое состояние кабинета

мультимедийная техника, ПК

Аспекты наблюдения: проявление психологических особенностей преподавателя и студентов, высокий научный уровень излагаемой информации.

Таблица наблюдения и анализа:

Структура занятия Краткое описание хода занятия Проявления наблюдаемых аспектов
1. Вводная часть 2. Основная часть 3.Заключительная часть Преподаватель поприветствовал студентов, отметил присутствующих и провел небольшой опрос по предыдущей теме. При объяснении материала, преподаватель неоднократно спрашивал понятен ли материал. Лектор делал паузы для конспектирования материала, по ходу лекции обращался к списку основной и дополнительной литературы. С целью организации зрительного восприятия материала использовались мультимедийные средства с презинтацией и демонстрационные приборы (тепловизор, лазерный датчик, приборы контроля) Преподаватель предоставляет возможность слушателям задать вопросы в конце лекции. Студенты получают на них глубокие ответы. Лекция началась точно по расписанию в 09час.40 мин. Объяснение происходит доступным языком, дисциплина хорошая, студенты внимательны. Преподаватель четко проговаривает термины, расшифровывает и записывать их на доске. Лектор в совершенстве владеет материалом и методикой его изложения. Между студентами и преподавателем складывалось взаимопонимание, студенты поддерживали обратную связь в общении с преподавателем. Студенты чувствовали себя комфортно, не стеснялись и не боялись задавать вопросы.

Вывод по занятию Занятие было начато вовремя. Построение занятия соответствовало его содержанию и поставленной цели. Внимание студентов и дисциплина были на высоком уровне. Преподаватель приятным тоном и с большим желанием излагал материал.Между студентами и преподавателем складывалось взаимопонимание,в ходе занятия студенты с интересом слушали материал и задавали свои вопросы.Ившин И.В. проявил себя как очень хороший преподаватель с высоким уровнем знаний, показал свои педагогические способности. В большей части информация была изложена из научных сборников, статей. Были изложены современные методы диагностики электрооборудования, которые актуальны в наше время.

Анализ посещаемых занятий студентов - магистрантов

1) Группа: ЭП-1-13

Дисциплина: Системы освещения

Дата, время: 09.09.2016, 09:40 – 11:10

Преподаватели: Голованов Александр и Комарова Елена

Тема: Определение светового потока, освещенности и яркости

:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК – 7);

- способность проводить обоснование проектных решений (ПК-4);;

- готовность определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности (ПК-5);

Задачи занятия:

Знать методы расчета промышленных осветительных установок; уметь самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета и применять их для решения поставленной задачи .

Тип занятия: практическая работа

Методы и приемы обучения:

Оборудование: доска.

Краткий анализ занятия:

На занятии была рассмотрена тема «Определение светового потока, освещенности и яркости». Цель занятия: освоение студентами методов определения светового потока, освещенности и яркости, а также навыков работы со справочным материалом.

Материал излагался логично, благодаря присутствию плана занятия. Занятие было посвящено решению задач. Были разобраны примеры вычисления. Студентов вызывали к доске, решение обсуждалось в ходе дискуссии. Студенты работали индивидуально, а анализ, полученных результатов и объяснение наблюдаемых явлений выполняли совместно На вопросы были даны исчерпывающие ответы.

Студенты ознакомились с темой, законспектировали, научились решать задачи по пройденной теме. В конце занятия подвели итоги.

2) Группа: ЭП-1-13

Дисциплина: Электрические и электронные аппараты

Дата, время: 31.10.2016, 09.40-12.50

Преподаватель: Шарипова Эллина

Тема: Проектирование главного распределительного щита

Цель занятия (формируемые компетенции)

- Уметь экспериментально исследовать параметры и характеристики электрических и электронных аппаратов (ПК-1);

- определять параметры электрических и электронных аппаратов для заданных условий работы в системах электроснабжения (ПК-5).

Задачи занятия:

- знать типовые методики экспериментальных исследований электрических и электронных аппаратов;

- владеть навыками планирования, подготовки и выполнения экспериментальных исследований электрических и электронных аппаратов.

Тип занятия: лабораторное занятие

Методы и приемы обучения: активный, практический метод обучения.

Оборудование: ПК.

Краткий анализ занятия:

В водной части названа тема, поставлены цели и задачи занятия. Разработка лабораторной работы представляет собой подробный план выполнения действий студента для достижения поставленной цели. Очень понятно, по шагам, расписаны действия в разобранном примере, что позволяет без особых трудностей выполнить самостоятельную часть работы.

Затем студентам было предложено выполнить самостоятельную работу. Цели и задачи, поставленные в начале занятия, были достигнуты. Знания и навыки, полученные студентами на занятие, пригодятся в практической деятельности при выбора аппаратов для применения в заводских и цеховых электрических сетях. В целом лабораторное занятие оставляет очень хорошее впечатление, было проведено на должном уровне в соответствии со стандартом.


Похожая информация.


Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы); специальность. Название дисциплины. Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.

Тема лекции. Цели лекции (образовательная, развивающая, воспитательная).

    Классификация лекции

Проклассифицируйте лекцию:

– по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-полилог, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);

– по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).

    Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему. Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

Способы изложения учебного материала, который определяет структуру лекции: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы); концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Можно ли говорить о четкости структуры данной лекции (вступление, основная часть, выводы)?

Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

    Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала – выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Применение наглядных и компьютерных средств обучения (компьютерная презентация, видеофрагменты и др.).

Использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

Выдержан ли регламент занятия? Какие вопросы лектор-преподаватель не успел рассмотреть? Почему?

    Руководство работой студентов

Как осуществлялась активизация познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия? Каким образом вовлекал преподаватель слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.)?

Создавал ли преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал ли изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала и т.д.)?

Как усваивали студенты лекционный материал? Вели ли записи в конспектах? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, совсем не слушали, занимались посторонними делами, шумели, уходили и т. д.). Как реагировал и отвечал преподаватель на заданные вопросы?

    Лекторское мастерство преподавателя

Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Главная > Анализ

ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ НА ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Темы для педагогического эссе:

1. Проблема самореализации студентов в период обучения в вузе. 2. Педагогическая культура современного преподавателя высшей школы. 3. Изучение культурных запросов студентов. 4. Проблема эстетического воспитания студентов. 5. Педагогическое общение и коммуникативная культура преподавателя. 6. Культура взаимоотношений «студент-студент», «студент-преподаватель». 7. Организация досуга современных студентов. 8. Особенности студенческого образа жизни и учебная деятельность. 9. Дополнительная работа (дополнительный заработок) студентов в период обучения в вузе. 10. Социальная защита и поддержка студенческой семьи. 11. Платное обучение студентов. 12. Социокультурная и воспитательная работа со студенческой молодежью. 13. Пути преодоления учебной перегрузки в вузе. 14. Проблема успеваемости студентов. 15. Преимущества и недостатки свободного посещения учебных занятий студентами. 16. Педагогические аспекты работы современного куратора студенческой группы. 17. Проблема распределения и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. 18. Внеаудиторная работа по изучаемому предмету. 19. Роль вузовской кафедры в обучении и социализации студенческой молодежи. 20. Факторы повышения успеваемости в учебе. 21. Проблема индивидуализации обучения студентов в вузе. 22. Активизация познавательной деятельности студентов во время лекции 23. Формирование у студентов ответственного отношения к учению. 24. Улучшение культурно-образовательной среды вуза. 25. Современные технологии обучения в вузе. 26. Роль студенческого самоуправления в формировании культурно-образовательной среды вуза. 27. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов. 28. Речевая культура преподавателя-лектора. 29. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения. 30. Активные формы и методы обучения будущих специалистов. 31. Стратегия жизни и пути ее формирования в высшей школе. 32. Учет традиций вуза при подготовке специалистов. 33. Современные технологии обучения в вузе. 34. Роль студенческого самоуправления в формировании культурно-образовательной среды вуза. Задание 3 Активные формы и методы обучения Цель задания: проведение и анализ основных активных форм и методов обучения, используемых в высшей школе. При прохождении педагогической практики Вы будете использовать активные формы и методы обучения студентов (учебные дебаты, дискуссии, учебно-познавательные и деловые игры, «круглые столы», тренинга, решение проблемных задач и анализ ситуаций, тематические коллажи и т.д.). Опишите, какие дидактические цели и задачи Вы ставили при их проведении (объяснение нового материала, его обобщение и систематизация, закрепление и усвоение понятий, контроль знаний и т.д.). Задание 4 Оценка готовности к профессионально-педагогической деятельности Цель задания: помочь студентам-практикантам оценить свои педагогические знания и умения, оценить степень готовности к предстоящей педагогической деятельности. Педагогическая практика завершена. Время подводить итоги. Проанализируйте проделанную работу. Вспомните удачи, положительные эмоции, благодарность обучаемых Вами студентов. Вспомните и трудности, которые пришлось преодолевать. В этом Вам поможет выполнение последних заданий программы педагогической практики. Для этого заполните шкалу самооценки и оценочную шкалу педагогических знаний и умений.

Шкала самооценки педагогических знаний и умений

№ п В ходе педагогической практики я пришел(ла) к выводу, что к перечисленным умениям, у меня сложилось следующее отношение В большей мере (балл 5) В достаточной мере (балл 4) Владею (балл 3) Не овладел(а) (балл 2)
1 Умение понимать обучаемых студентов;
2 Видеть себя глазами студентов;
3 Контролировать свои поступки, эмоции;
4 Планировать свою деятельность, рабочее и свободное время;
Организовывать продуктивную деятельность на занятиях;
5 Судить о настроениях студентов по косвенным показателям;
6 Быть гибким, перестраивать линию поведения в интересах дела;
7 Добиваться намеченной в работе цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;
8 Доступно, интересно излагать сложные вопросы предмета (учебного курса);
Создавать в учебной группе благоприятную психологическую обстановку;
9 Прививать интерес к знаниям, активизировать познавательную деятельность;
1 Осознал(а) творческий характер педагогической деятельности;
Устанавливать контакты с коллегами;
1 Выявлять новое, полезное и интересное в педагогическом опыте коллег по работе;
Использовать сильные стороны (особые способности, умения) собственной личности в целях повышения эффективности обучения;

Оценочная шкала педагогических знаний и умений № 1

Ретроспективный анализ итогов педагогической практики дает мне основание утверждать, что упомянутыми здесь видами деятельности я овладел(а) в такой мере: В большей мере (балл 5) В достаточной мере (балл 4) Владею (балл 3) Не овладел(а) (балл 2)
1 Выбор темы учебного занятия;
2 Планирование работы;
3 Организация учебно-познавательной деятельности студентов;
4 Правильный отбор и использование методов, приемов и средств обучения;
Установление контакта со студентами;
5 Установление доброжелательных отношении с коллегами;
Оценочная шкала педагогических знаний и умений № 2
Ретроспективный анализ затруднений, с которыми мне пришлось столкнуться, дает основание считать, что основными из них были: В большей мере (балл 5) В достаточной мере (балл 4) Владею (балл 3) Не овладел(а) (балл 2)
1 Слабое знание теории;
2 3 Неумение применять теоретические знания на практике;
4 Недостаточная педагогическая подготовка;
Отсутствие методической и справочной литературы;
5 Недостаточная помощь со стороны преподавателей;
6 Случайность выбора профессии;
7 Незнание психологии студентов;
8 Допишите сами

Кафедра педагогики и проблем развития образования БГУ (ауд. 316 гл. корпус)


Методические рекомендации для анализа урока

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Наблюдение, анализ и оценка эффективности занятия – важнейшие компоненты контроля за деятельностью преподавателя, за качеством знаний студентов. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в учебно-воспитательном процессе, подготовить обмен опытом.

Судить о работе преподавателя по одному занятию (хорошему или плохому) невозможно. Более полное представление о его педагогическом мастерстве даёт посещение 3-4 занятий.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ЗАНЯТИЮ:

Занятие – основная форма организации учебного процесса. От его качества зависит степень подготовленности будущих специалистов. Оно должно отвечать следующим требованиям:


  • Чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей (изучение нового правила или закона, повторение ранее пройденного материала, выработка умений и навыков, контроль успеваемости студентов и др.).

  • Единство образовательных и воспитательных задач.

  • Определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки студентов, обеспечением занятия необходимым оборудованием и технической оснащённостью. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём.

  • Выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности студентов, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению.

  • Формирование у студентов самостоятельности в познавательной деятельности, учебных и практических навыков и умений, развитие творческих способностей.

  • Осуществление межпредметных связей. Планы занятий должны разрабатываться с учётом комплекса знаний ряда дисциплин для органического сочетания общего и специального профессионального образования.

  • Связь теоретических знаний с практикой.

ПОДГОТОВКА К ПОСЕЩЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

К посещению занятия необходимо тщательно подготовиться, а именно:


  • Просмотреть журнал учебных занятий (система опроса, работа с отстающими, состояние успеваемости) и тетради студентов.

  • Просмотреть календарно-тематический план преподавателя и ознакомиться с соответствующим разделом программы.

  • Ознакомиться по учебнику с материалом темы. Изучить также методическую и техническую литературу, которая необходима преподавателю для ведения занятия, а проверяющему – для эффективного анализа занятия.

  • Ознакомиться с анализом ранее посещённых занятий того преподавателя, к которому запланировано пойти на занятие.
Контроль за проведением учебных занятий осуществляется в соответствии с планом внутритехникумовского контроля.

Посещение занятия директором, заведующим отделением и председателями цикловых комиссий проводится, как правило, без предупреждения преподавателя. Заранее сообщается преподавателю о посещении только в случаях, если изучается его опыт или ставится цель проверить его методический потенциал. Взаимопосещения преподавателей проводятся в соответствии с заранее составленным графиком, с которым предварительно знакомят преподавателей.

Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из соображений количества и очерёдности проверок, как это нередко бывает. Тематические посещения занятий могут быть трёх видов, охватывать три основные группы тем посещения:


  • Темы общепедагогического содержания , например, организация занятия, учёт успеваемости, как воспитывающий фактор обучения, формирование интереса к изучаемой специальности путём реализации межпредметных связей.

  • Проверка состояния преподавания и уровня знаний студентов по отдельным дисциплинам или изучение отдельных проблем по частным методикам . В конце учебного года необходимо особо проверить знания студентов по дисциплинам, не выносимым на экзамены.

  • Проверка работы отдельных преподавателей или отдельных групп; проверка и оказание помощи начинающим преподавателям.
При посещении занятий проверяющий ставит перед собой определённую цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала преподавателю определённую систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего . Когда, например, говорится, что целью проверки является изучение использования на занятии технических средств обучения или, например, элементов программированного обучения, то такая постановка вопроса сама по себе является фактором навязывания преподавателю определённой системы деятельности. Об использовании ТСО и элементов программированного обучения можно судить только по итогам как минимум полугодия. В качестве целей посещения и анализа подходят цели, отражающие основные направления деятельности преподавателя, основные учебно-воспитательные задачи, решаемые им в ходе занятия, например:

  • Общее ознакомление с методами работы преподавателя;

  • Изучение научности преподавания данной дисциплины;

  • Изучение методики изложения нового материала;

  • Изучение методики осуществления принципа наглядности обучения;

  • Изучение работы преподавателя по выявлению и реализации межпредметных связей;

  • Изучение методики опроса;

  • Изучение формирования у студентов познавательных интересов и приёмов умственной деятельности;

  • Изучение методики проведения лабораторных и практических работ;

  • Изучение методики проведения учебной практики.

МЕТОДИКА ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Наблюдая занятие, посещающий должен быть корректным, доброжелательным к преподавателю, придерживаться определённых правил поведения. Входить и выходить из учебного помещения можно только после звонка вместе с преподавателем. Появление посещающего в аудитории после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание студентов. Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно даст возможность наблюдать за работой всей группы студентов, определить, насколько чётки и ясны изображения на доске, как прослушивается голос преподавателя.

Во время объяснения преподавателя нельзя заниматься просмотром тетрадей студентов или учебников. Недопустимо вмешиваться в работу преподавателя, исправлять его ошибки во время занятия. В последнем случае лучше всего написать преподавателю записку с указанием допущенной ошибки, дав тем самым ему возможность исправить её в ходе занятия.

Посещающий должен проконтролировать занятие полностью , от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения по посещённому занятию зависит не только от умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий преподавателя и студентов, успеха не имеют. Занятие – органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности преподавателя и студентов.

Другой вопрос, что при анализе занятия, в зависимости от цели этого анализа, можно рассмотреть и один какой-то определённый вид деятельности преподавателя или студентов, например, методика опроса, развитие навыков самостоятельной работы и пр.

На занятии производится только черновая запись карандашом, наблюдения записываются без определённой системы, по мере восприятия. Ход наблюдения занятия можно вести по следующей форме:

После занятия преподавателю могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок по занятию. Анализ занятия должен, в первую очередь, раскрывать содержание занятия, его научно-методическую выдержанность, соответствие программе дисциплины, а затем уже переходить к характеристике методических приёмов и общей организации занятия.

После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с преподавателем , в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы преподавателя требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым преподаватель владеет и с помощью которого добивается успеха. Следует не навязывать, а доказывать свои предложении. В результате проведённой беседы с преподавателем должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного преподавателя, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Анализ занятия проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах или на заседаниях цикловых комиссий.

Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки рекомендуется проводить по следующему плану:


  • Вступительное слово руководящего анализом. Сообщение цели, стоящей перед анализом данного занятия.

  • Краткий отчёт преподавателя, проводившего занятие, о степени выполнения намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач. Преподаватель сообщает о том, какой новый элемент введён им в процесс обучения и воспитания студентов, какими приёмами совершенствуется методика проведения занятия и т. д.

  • Выступления присутствующих на занятии; замечания и предложения относительно положительных и отрицательных сторон занятия.

  • Обобщение и заключение по анализу посещённого занятия. Решаются спорные вопросы, если они были. Руководитель обобщает высказывания присутствующих на занятии и глубоко анализирует все этапы и элементы занятия, делает выводы по уроку и рекомендует литературу, направленную на повышение качества преподавания.

  • Заключительное слово преподавателя, проводившего занятие. Преподаватель высказывает своё мнение по выступлениям присутствующих на занятии.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Анализ занятия должен быть направлен на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества подготовки специалистов, оказание методической помощи преподавателям, не имеющим педагогического образования, молодым специалистам, оказание помощи или поддержки в творческих поисках более опытным преподавателям, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта . Главное внимание следует обратить на теневые стороны занятия, указать меры к их устранению. При составлении анализа посещённого занятия можно использовать его поэтапную структуру.

Анализируя опрос студентов , следует обратить внимание также на чёткость формулировок вопросов, их целенаправленность, установить, содействовал ли опрос выявлению уровня знаний студентов, способствовал ли повышению успеваемости, воспитанию у студентов чувства ответственности за свою работу.

Посещающий должен обратить внимание на количество студентов, опрошенных преподавателем в течение занятия, уровень их знаний, объективность выставленных оценок. Хорошо, если он сам оценит ответы студентов и проведёт сравнение с оценками преподавателя. При наличии расхождений следует проанализировать обоснованность оценок, что чрезвычайно важно для дальнейшей работы преподавателя.

Актуализация опорных знаний

Для успешного усвоения изучаемого материла важное значение имеет формирование у студентов конкретных образов, чётких, ясных и правильных представлений. Для того, чтобы эта опора была достаточно надёжной, необходимо актуализировать (оживить) в памяти студентов имеющиеся представления: что-то уточнить, дополнить, углубить. Следовательно, под актуализацией понимают определение уровня знаний студентов, уточнение, углубление и расширение правильных понятий, разрушение ошибочных представлений. Осуществляется актуализация опорных знаний путём фронтальной беседы, письменной работы, концентрирования внимания студентов на ранее изученном материале.

Начальная мотивация

После определения уровня знаний преподаватель должен вызвать у студентов интерес к новому материалу. Под мотивацией понимают применение различных методов, приёмов для формирования у студентов мотивов учения.

Основной целью мотивации является доведение до сознания студентов значения изучаемой темы и её места в подготовке специалистов, важности и необходимости овладения знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме. Мотивация учебной деятельности студентов наиболее эффективно осуществляется путём создания проблемных ситуаций, постановки перспективы, использования наглядности и ТСО, эмоционального изложения, введения межпредметных связей и т. д. Особенное значение имеет мотивация, которая создаётся перед изучением новой темы, хотя необходимо её использовать и в течение всего занятия.

Изучение нового материала

Анализируя занятие, следует обратить внимание на соответствие содержания занятия учебной программе дисциплины. Иногда случается, что преподаватель не даёт студентам знаний в достаточном объёме, установленном программой. Этот недостаток следует отметить особо и принять срочные меры к его ликвидации. Если преподаватель излагает материал в большем объёме, чем предусмотрено программой, то следует учесть подготовленность студентов.

Важно, насколько выдержанно содержание занятия с методической точки зрения, какова степень реализации принципов научности, наглядности, прочности и глубины знаний.

При анализе изложения нового материала должны быть отмечены:


  • Научная направленность, заключающаяся в строгом научном подходе к отбору материала и оценке его значимости.

  • Умение выделить главное, основополагающее.

  • Логическая последовательность и доказательность, которые обеспечивают систематический характер знаний, их осознанность.

  • Ясность, чёткость, доходчивость, способствующие прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

  • Реализация межпредметных связей.

  • Использование конкретных научных и технических примеров, связь с практикой.
Необходимо также охарактеризовать педагогическое мастерство преподавателя, охарактеризовать методы и методические приемы, использованные им во время изложения нового материала. Следует отметить эффективность проведённых экскурсий, демонстраций наглядных пособий, применения технических средств обучения.

Закрепление изученного материла

Закрепление изученного материла способствует приобретению студентами прочных знаний и одновременно служит преподавателю средством проверки качества усвоения студентами нового материла. В анализе следует отметить рациональность выбранного метода закрепления знаний: фронтальная беседа по всему материалу или только по некоторым узловым моментам, письменные или практические задания, упражнения и т. д. Необходимо обратить внимание на логическую связь задаваемых вопросов, на продуманность подбора тренировочных упражнений или практических заданий.

Домашнее задание

Цель домашнего задания – повторение, закрепление и усвоение пройденного на занятии материала, подготовка к изучению новых вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков. Задание на дом должно быть оптимальным по объёму и содержанию, рассчитано на преемственность перехода от ранее изученного к новому. Целесообразно использовать индивидуальные задания, дифференцированные в соответствии с особенностями каждого студента, содержащие в себе элемент творчества. Разъяснение к выполнению домашнего задания даётся преподавателем только во время занятия (до звонка).

Место данного занятия в системе занятий и его структура

В ходе анализа следует обратить внимание на:


  • Связь с предыдущим и последующим материалом.

  • Целесообразность и обоснованность избранного типа и структуры занятия.

  • Рациональность распределения времени между отдельными элементами занятия.

Деятельность студентов на занятии

Анализируя все виды деятельности студентов на занятии, подчёркивается:


  • активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы студентов;

  • уровень аналитического мышления;

  • степень актуализации знаний (умение выделить ведущие идеи);

  • развитие речи, письменных, графических и специальных навыков и умений;

  • уровень культуры, рациональности и эффективности труда студентов;

  • уровень организованности и дисциплинированности;

  • внешний вид студентов.
Организация занятия

При анализе следует обратить внимание на организацию занятия, к которой предъявляются следующие требования:


  • Организационная чёткость занятия, рациональность использования времени, умение дорожить каждой минутой.

  • Наличие обратной связи со студентами и её уровень, организация контроля за деятельностью студентов на занятии.

  • Методы активизации студентов на занятии и интенсификации учебного процесса.

  • Умелое обращение с ТСО и специальным оборудованием.

  • Состояние документации (тетрадей, журнала).

  • Выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию.

  • Умение владеть группой, дисциплина студентов, причины её нарушения.
Профессиональные качества и культура преподавателя

Преподаватель – руководитель и организатор учебного и воспитательного процесса. Поэтому при анализе занятия необходимо отметить:


  • Владение преподавателя материалом, чёткая и умелая ориентация в сложной системе фактов, идей, понятий, над которыми он работает вместе со студентами на занятии, умелое использование межпредметных связей.

  • Графическая грамотность преподавателя, аккуратность, чёткость и последовательность изображения схем, рисунков, формул, математических выкладок и т. д.

  • Качество речи преподавателя: оптимальность темпа, чёткость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

  • Педагогическая культура, построение взаимоотношений со студентами, такт и внешний вид преподавателя.
Оценка занятия

В заключении анализа даётся оценка занятия, при определении которой следует исходить из основных требований к современному занятию.

Выводы и предложения

В результате проведённого анализа должны быть сделаны выводы и предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем, недостатков, например:


  • Ликвидировать отставание по календарно-тематическому плану и программе дисциплины.

  • К каждому занятию разрабатывать чёткий план.

  • Активизировать работу студентов на всех этапах занятия.

  • Разнообразить методику контроля знаний.

  • Шире использовать ТСО и наглядные пособия.

  • Усилить межпредметные связи, связь с производством, практикой, жизнью.

  • Информировать студентов о способах и порядке выполнения домашнего задания.

  • Ознакомиться с методической литературой и т. д.
Очень важно, чтобы схема анализа занятия была доступна для преподавателя до момента планирования и проведения занятия. Преподаватель вправе знать, какие требования будут ему предъявлены проверяющим после посещения занятия. Следует стремиться к тому, чтобы выполнялось единство требований всех проверяющих в данном учебном заведении.
АНАЛИЗ ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРА

Наряду с классно-урочной используется такая прогрессивная форма обучения, как лекционно-семинарская система занятий, предусматривающая чтение цикла лекций по отдельным темам, содержащим большой объём информации, и проведение по ним семинарских занятий.

При анализе лекции следует учитывать, что основной дидактической задачей в этом случае является сообщение новых знаний. Достижение этой цели определяется следующими условиями: чёткость и последовательность при изложении основного вопроса, непрерывность и ясность мысли при переходе от одной смысловой части к другой, позволяющие слушателям постоянно видеть причинно-следственные связи рассматриваемых явлений. Лекция должна заканчиваться обобщением материала, в котором подчёркивается актуальность и перспективность рассматриваемой темы.

Следует обратить внимание на методические приёмы, которые применяет преподаватель, добиваясь устойчивого внимания студентов в течение всего занятия (введение элементов беседы, проблемное изложение лекции др.).

Необходимо отметить идейно-теоретический уровень, убедительность аргументации, стройность, последовательность и чёткость изложения, научную доказательность выводов, правильность, образность, эмоциональность речи преподавателя, умелое применение наглядных и технических средств обучения.

Семинарское занятие проводится после нескольких занятий-лекций. Его основной дидактической задачей является закрепление и проверка знаний. Если семинарское занятие построено в виде развёрнутой беседы, то следует обратить внимание на целенаправленность и глубину вопросов, поставленных преподавателем, подчинение их решению задач занятия. Формулировка вопросов должна способствовать активизации мысли студентов, направлять на самостоятельное решение той или иной проблемы. Семинар может проводиться с помощью обсуждения докладов и рефератов, написанных студентами. В этом случае следует обратить внимание на полноту разработки тем рефератов, их научность, точность, обоснованность и самостоятельность суждений и выводов, связь их с практикой, организацию свободного товарищеского обмена мнениями, способствующего выяснению всех возникающих у студентов вопросов, активность студентов при обсуждении, подготовленность группы к занятию.

Необходимо проанализировать организацию подведения итогов семинара: разъяснение преподавателем сложных, спорных вопросов, не получивших достаточного освещения в выступлениях студентов, выделение теоретических проблем и определение их методологических значения для науки и практики, объявление оценки каждому выступающему.


АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Говоря об анализе занятий разных типов, необходимо выделить практическое занятие, которое может проводиться в кабинете, лаборатории, мастерских, на опытном участке, на производстве и т. д. На практических занятиях формируются общетрудовые и профессиональные навыки и умения: углубляются, закрепляются и применяются полученные на практике знания (лабораторное занятие) и т. д.

Методика анализа практического занятия, в основном, та же, что и методика анализа обычного занятия.
Занятие в учебных мастерских и на производстве (типа «формирование профессиональных умений и навыков»)

Занятие на производстве, в учебных мастерских обеспечивает максимум наглядности при изучении нового материала по специальным дисциплинам, эффективную отработку практических навыков, приближает обучение к производственным условиям, прививает любовь к избранной профессии. Поэтому посещающему занятие надо при составлении анализа остановиться на подготовке рабочих мест в соответствии с требованиями педагогики и современного лесохозяйственного производства.

Характерной особенностью занятия является наличие инструктажа, эффективность которого необходимо подробно проанализировать, обратив особое внимание на следующее:


  • Инструктаж может быть учебным, учебно-производственным, производственным.

  • В зависимости от количества слушателей различают групповой, бригадный или индивидуальный инструктаж, а по способу проведения – устный, письменный, комбинированный.

  • На разных этапах занятия проводятся вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж – это разъяснение цели, задачи и объёма задания, ознакомление с объектом, документацией, оборудованием и приборами. Вводный инструктаж включает в себя разъяснение студентам задания (что делать); показ и объяснение приёмов выполнения (как делать), устройства инструментов, рабочей позы, правил техники безопасности; краткое объяснение, почему надо делать именно так, а не иначе; указания по самоконтролю (что, когда и как контролировать). В процессе вводного инструктажа осуществляется актуализация опорных знаний и начальная мотивация деятельности студентов.

Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы студентов. Преподаватель обращает внимание на организацию и состояние рабочих мест, показывает правильные приёмы, проводит индивидуальное инструктирование, анализирует причины неправильно выполненной работы.

Во время заключительного (итогового) инструктажа преподаватель демонстрирует хорошо выполненные и бракованные изделия, даёт общую характеристику работы студентов, обобщает и систематизирует материал (повторная демонстрация трудовых приёмов, операций), выставляет оценки.

Сформулируем основные дидактические требования к инструктажу, которые должны быть освещены в анализе занятия:


  • умелое сочетание различных методов и приёмов в процессе инструктажа (словесные, наглядные, практические и т. д.);

  • обоснование содержания инструктажа;

  • полнота инструктажа и расчленение на элементы (вводный, текущий, заключительный);

  • наличие в инструктаже указаний, с помощью которых студенты могут контролировать свою деятельность;

  • разъяснение студентам сути научной организации труда;

  • умелая (доходчивая) мотивация необходимости и важности приобретения практических умений и навыков по изучаемой теме для будущих специалистов.

Лабораторные работы и практические занятия

При проверке и анализе лабораторных и практических работ необходимо обратить внимание на такие специфические особенности :


  • Наличие перечня лабораторных работ и практических занятий, составленного в соответствии с программой дисциплины.

  • Наличие перечня умений и навыков по дисциплине.

  • Наличие инструкции по технике безопасности.

  • Наличие и качество инструкционно-технологических карт на выполнение лабораторно-практических работ.

  • Подготовка лаборатории и рабочих мест к выполнению лабораторно-практических работ.

  • Формы организации труда студентов.

  • Наличие графика перемещения бригад по рабочим местам.

  • Наличие и качество ведения рабочих тетрадей.

  • Качество проведения преподавателей вводного и текущего инструктажа; оказание студентам индивидуальной помощи; инструктаж по технике безопасности.

  • Степень отработки студентами умений и навыков.

  • Подведение итогов работы группы, учёт выполнения студентами лабораторно-практических работ.

  • Выдача задания на выполнение следующей лабораторной работы.

Учебная практика

При анализе занятий учебной практики необходимо сосредоточить внимание на следующих вопросах:


  • Наличие рабочей программы практики.

  • Наличие календарно-тематического плана учебной практики, соответствие его программе, выполнение программы.

  • Оснащение рабочих мест.

  • Форма организации работы студентов.

  • Наличие графика перемещения студентов по рабочим местам.

  • Ознакомление студентов с техникой безопасности выполняемых работ.

  • Методика проведения организационного момента, рабочего периода и заключительного элемента занятия.

  • Умение руководителя занятий демонстрировать трудовые приёмы, пользоваться инструментами и современным оборудованием, правильно организовать труд.

  • Соблюдение элементов эстетики и культуры труды.

  • Связь практического обучения с теоретическим.

  • Постановка воспитательной работы в процессе обучения.

  • Обоснованность оптимальности нормирования труда студентов и рабочего времени.

  • Организация экспериментально-конструкторской, опытнической работы и технического творчества студентов.

  • Внедрение научной организации труда.

  • Ведение систематического учёта выполненной работы студентами.

  • Организация периодического учёта успеваемости студентов.

  • Оформление студентами итогов работы, оценка работы студентов.
Учитывая специфику лесохозяйственного производства и проведение ряда практик непосредственно на лесохозяйственных объектах (лесокультурные площади, питомники, лесосеки и т. п.), в анализ занятий необходимо ввести следующие вопросы:

  • Организация доставки студентов к месту практики (соблюдение графика, правил перевозки и т. д.).

  • Режим труда и отдыха на практике.

  • Оборудование мест отдыха и приёма пищи, соответствие их санитарным нормам.

  • Обеспеченность студентов спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и аптечками первой помощи.
Основное в практическом обучении – участие студентов в производительном труде и его результативность. Оценку работы студентов необходимо производить не только в конце, но и обязательно в течение всего периода практики. Для объективности оценок и сравнимости результатов практики различных студентов надо разработать критерии оценки (по нормативам времени на выполнение какой-то определённой работы, качеству работы, с учётом умения студентов применять теоретические знания, степени самостоятельности работы, соблюдения производственной дисциплины и т. д.).